Общие пособия

1. Хализев В.Е. Теория литературы. Изд.3. М., 2002.

2. Теоретическая поэтика. Автор-составитель Н.Д.Тамарченко. М., 2001.

3. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 1-3. М., 1962-65.

4. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

5. Верли М. Общее литературоведение. М., 1957.

6. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М., 1980.

7. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996.

8. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

Тематика курса.

Раздел I. Литература и ее теория.

Литература и литературоведение (объем понятий).

Понятие о предмете “теория литературы”. Теория литературы как самосознание литературы. Ее функции.

Эволюционный характер теоретико-литературной мысли, ее принципиальная проблемность. Принципиальная необходимость и практическая относительность категориального аппарата литературоведения.

Проблема метода в литературоведении. Роль методологии в практике литературного анализа.

Литературоведение и другие науки (искусствознание, философия, психология, история, лингвистика, семиотика, культурология, фольклористика, книговедение).

Основная литература:

1. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература»// Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т.I. Таллинн, 1992. С.203-215.

2. Гинзбург Л.Я. Об историзме и о структурности (теоретические заметки). Разговор о литературоведении // Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л., 1982. С.4-15, 43-59.

3. Чудаков А.П. Язык и категории науки о литературе // Чудаков А.П. Слово - вещь - мир. М.,1992.

4. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст-1974. М., 1975. С.203-212.

Раздел II. Основные направления литературоведческой мысли XIX-XX вв.

История становления литературоведения как науки. Грамматика, риторика, поэтика: их роль в развитии теоретико-литературного знания. Концептуальность эстетико-литературных позиций в науке Нового времени. Формирование направлений и школ в литературоведении XIX-XXI вв.

Мифологическое направление.

Учение братьев Гримм о мифе. Русская мифологическая школа. Ф.И.Буслаев, его мифологическая теория. А.Н.Афанасьев.

Полемика “мифологов” со “школой заимствования”. Антропологическая теория Э.Тэйлора.

“Неомифологизм” XX в. Развитие мифологических концепций в русской науке (О.М.Фрейденберг, А.Ф.Лосев, В.Н.Топоров).

Культурно-историческая школа.

Вызревание идеи историзма в XIX в. И.Тэн, его концепция и метод.

Русская культурно-историческая школа (А.Н.Пыпин, Н.С.Тихонравов), ее принципы и реальный вклад в развитие науки о литературе.

Культурно-историческое литературоведение XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: