Аспектов общей программы) 1 страница

*

Перечень совершившихся и предполагаемых

событий к схеме [4] (календарные сроки и другие подробности не указаны в целях краткости изложения)

1. Программа работ отдела психологии труда обсуждена и одобрена Ученым советом ВНИИ профтехобразования.

1-а. Программа работ отдела доработана с унетом пол­ученных замечаний и предложений и подготовлена для об-суждения на совещании по комплексной проблеме «Профориентация» (апрель 1968 г.).

1-6. Программа работ отдела обсуждена и одобрена со­вещанием (апрель 1968 г.), доработана и подготовлена к обсуждению на Координационном совещании соисполните­лей, планируемом в июне 1968 г.

1-в. Программа работ согласована и скорректирована с заинтересованными соисполнителями, и после уточнения календарных сроков отдельных работ принята как руковод­ство к действию.*

экз., отпечатано в ЦУМКе 3/IX, 1970): «Проспект коллективного отче­та соисполнителей темы 41.51 (раздел 2) [Разработка и использование рекомендаций для профотбора и профориентации] за 1966-1970 гг.» Л. Госпрофобр, Минпрос, Минздрав СССР, ВЦСПС. 339 с. Пользуясь слу­чаем, благодарю работавших над проспектом сотрудников: Г.Т. Гвоздей,-кую, В.Н. Келасьева, С.Н. Левиеву, Р.Д. Каверину, Г.ф. Королькову, М.Ф. Попова, А.А. Парыгину, Б.И. Шаха. Прим. авт.

Первый результат запланированной работы был отображен в коллек­тивной работе «Памятка профконсультанту». Л. ВНИИ профтехобразо­вания. 1969. 84 с. Важно было мобилизоваться и, не увязая в бездне учености, но теоретически корректно, дать некоторую «скорую помощь» практике. Это было нелегко. Искренне благодарен моим сотрудникам того времени, решившимся на эту работу и осуществизшим ее: по группе психодиагностики и профконсультации — В.Н. Келасьеву, Г.Ф. Ко­рольковой М.Ф. Попову, Б.И. Шаху, В.Ф. Шендрику; по группе профсс-сиоведения — С.Н. Левиевой А. Л. Буцыку, Р.Д. Кавериной, В.А. Куприянову, Е.К. Пузыревской (впоследствии — Михайловой), Ф.И. Фрадкиной. Позднее увидели свет несколько коллективных работ: О.И Галкина, Р.Д. Каверина, Е.А. Климов, С.Н. Левиева, Е.К Пузыревская, И.П. Титова. Информационно-поисковая система «Профессиография».


2. Изучены общие принципы диагностики (в частности, с применением машинной техники).

3. Проведен критический анализ существующих мето­дов психодиагностики и сделан отбор наиболее приемлемых с точки зрения задач профконсультации.

4. Разработана (на основе имеющихся в литературе ма­териалов) приемлемая методика выявления семейных ус­ловий школьника с точки зрения задач профконсультации.

5. Разработана методика вводной и заключительной профконсультационных бесед.

6. Разработана практически приемлемая схема характе­ристики школьника по психологическим, психофизиологи­ческим и медицинским критериям.

7. Разработана методика учета результатов профкон-
сультационного диагностического обследования ученика
(типовая документация учета).

8. Определен (предварительно) перечень психофизиоло­гических качеств, в отношении которых желательна разра­ботка адекватных диагностических тестов, обследований.

9. Разработаны практически приемлемые стандарты те­стов, обследований.

10. Разработана методика комплексной диагностики
профессионально важных качеств (способностей) в целях
практической профконсультации.

11. Разработана типовая схема профессиограммьь

12. Разработаны типовые программы бесед с представи­телями профессий (в целях профессиографии).

13. Разработана типовая форма анкеты и методика ее применения в целях профессиографии.

14. Разработана система типовых документов для реги­страции результатов профессиографических наблюдений.

15. Разработана и утверждена типовая документация для профессиографической работы.

16. Материалы по методике профессиографии размноже­ны среди соисполнителей.

17. Начата широким фронтом работа по профессиогра­фии.

18. Первые результаты профессиографической работы
обсуждены на специальном симпозиуме с участием соис­
полнителей.

Л. ВНИИ профтехобразования, 1972; затем — серия профессиографи­ческих выпусков «Человек и профессия», издававшихся Лениздатом с 1 975 по 1 982 гг. и др.; что касается «сольных» работ, включая и диссер­тации, их здесь уже трудно перечислить по соображениям места. При­меч. автора.




Схема [4]. [Содержание и взаимозависимость работ

по разделу профконсультации]


6. Е.А. Климов



19. Подобраны и систематизированы текстовые инфор­мационные материалы о профессиях.

20. Разработана эмпирически удовлетворительная сис­тематика профессий по психофизиологическим и медицин­ским критериям.

21. Составлена библиография информационных матери­алов о профессиях (перфокартотека).

22. Составлена картотека кинофильмов и кинофрагмен­тов о профессиях.

23. Подобраны, систематизированы изобразительно-ил­люстративные материалы о профессиях.

24. Информационные материалы о профессиях педаго­гически обработаны и составлены систематизированные блоки информации (...перфокартотека).

25. Разработана методика соотнесения конкретного че­ловека с систематикой профессий и методика выдачи реко­мендаций.

26. Разработана методика профконсультации.

Основные аспекты и общая программа исследований по комплексной проблеме

«Профориентация»

Уважаемые товарищи! Здесь уже было сказано [в вы­ступлении директора ВНИИ профтехобразования Н.И.

Думченко ], что система профессионально-технического образования кровно заинтересована в том, чтобы исследо­вания по профориентации не только развивались, расширя­лись; но чтобы они дали какой-то прикладной выход. Однако, все мы отлично знаем, что именно погоня за близ­ким практическим эффектом — утилитаризм, недооценка теоретического осмысления проблемы, теоретическая бес­печность явились одной из основных причин, которые при­вели к дискредитации и прекращению работ по профотбору и профориентации в середине 30-х годов в нашей стране. Больше того, я осмелюсь утверждать, что и сейчас в работах по профконсультации, профориентации и профотбору не­редко, так сказать, торчат уши тех необоснованных мето­дов, подходов и методик, которые бытовали у нас в 20-30-е годы. Все это обязывает нас остановиться на теоретических вопросах. Хотя мы, как представители системы профтехоб­разования, остро чувствуем практическую насущность про­блемы, тем не менее все же сознательно исходим из того,


что самый лучший путь к практике идет через теорию.. Поскольку, как здесь уже было сказано, на нас возложена обязанность по координации работ, мы считали вполне ес­тественным и уместным разработать теоретически оправ­данную и практически осуществимую программу комплексной разработки проблемы. Мы сделали это в меру нашего разумения, и задача моего краткого доклада заклю­чается в том, чтобы обрисовать, прокомментировать эту программу в дополнение к тем материалам, которые были розданы...

В литературе термин «профориентация» понимается различно: иногда профориентацией называется все то, что делается в школе для подготовки учащихся к выбору про­фессии, иной раз профориентацией называют реально сло­жившуюся профессиональную направленность молодежи. Говорят: «Мы изучаем профориентацию», а изучают фак­тически сложившуюся направленность молодежи. Нако­нец, иногда профориентацией называют совокупность общественных воздействий на мотивы выбора профессии. Нам представляется наиболее уместным иметь в виду в качестве объекта рассмотрения систему профориентации как систему управления, которая может схематически вы­глядеть следующим образом (схема [2])...

Конечно, практическая острота, насущность проблемы сейчас ничуть не меньше, чем в 20-30-е годы, когда у нас в стране соответствующая работа проводилась достаточно широко. Но, очевидно, наша задача не может состоять в том, чтобы возродить соответствующие проблемы, как они решались в 20-30-е годы. Думаю, с этим все согласны. Но, может быть, наша задача заключается в том, чтобы усвоить современный опыт передовых капиталистических стран? Опыт в своем роде успешный. Я не буду говорить о том, что, скажем, во Франции есть институты,.занимающиеся не только разработкой вопросов профориентации, но и подго­товкой кадров в этой области, например, советников по профориентаци. Я не буду говорить о том, что в ФРГ не реже раза в месяц издается «Вестник профориентации» и издает­ся не только такой журнал. Я не буду говорить и о многом другом, что характеризует определенный уровень работы по профориентации в развитых капиталистических стра­нах. Может быть опыт эти стран и окажется той винтовкой, которая может «с одинаковой верностью служить белым и


красным»? Вы догадываетесь, что я перефразирую выска­зывания наших психотехников 20-30-х годов, которые этой фразой о винтовке оправдывали заимствования зарубежно-гоопыта. Вседеловтом, что винтовки могут быть социально безликими, но проблема профориентации — это остро со­циальная проблема, и она принципиально не может быть нейтральной по отношению к той общественной системе, применительно к которой решается... Ведь впервые в исто­рии человечества единое общегосударственное планирова­ние, научно-технического строительства страны было осуществлено по инициативе В.И. Ленина именно у нас, в нашей стране.

Наша страна имеет мировой приоритет в этом вопросе, в одном из самых важных факторов гармонического и уско­ренного развития науки. Таким образом, я хочу сказать, что система профориентации у нас должна и может быть, очевидно, иной и лучшей, чем в передовых капиталистиче­ских странах. Именно потому, что она может быть единой государственной системой,, не несущей на себе печати ве­домственности. Если она будет заражена ведомственностью или другого рода сепаратизмом, то она не может быть, по-моему, хорошей системой... При этом задача состоит не в том, чтобы провести разовое, хотя и громадное мероприя­тие по увеличению притока молодежи в рабочие профессии. Дело не в этом; задача состоит в том, чтобы построить именно систему управления, которая позволяла бы гибко, оперативно управлять этой частью трудовых ресурсов, в-зависимости от наличных и перспективных потребностей общества. Вот при таком понимании проблема профориен­тации, может, должна и будет пониматься как часть более общей очень важной проблемы научного управления соци­альными процессами. Но когда мы имеем в виду такую систему профориентации, то у присутствующих, по-мое­му, законно должен возникнуть вопрос: «А нужно ли ее строить? А может быть она уже есть?» Конечно, есть. Тра­диционно сложилась некоторая система профориентации. Она действует, и действует очень стабильно и надежно; ведь недаром из года в год социологи получают одни и те же данные, а именно: молодежь почти поголовно стремится в вуз и игнорирует очень многие профессии.

Значит, строго говоря, задача состоит не просто в том, чтобы заново построить систему профориентации. Она за-


ключается в том, чтобы критически пересмотреть работу всех компонентов имеющейся системы и реконструировать, рационализировать то, что нужно достроить, и то, чего вообще недостает.

Разрешите это пояснить и раскрыть на одном примере. Возьмите работу школы по подготовке учащихся к выбору профессии. Ведь независимо от того, произносятся или не произносятся в школе слова «профориентация», «профкон-сультация», школа каждый час, каждую минуту фактиче­ски готовит учащихся к жизни, что вполне понятно — это главная задача школы. То, что в сознании ученика ореолом престижа окружены писатель, ученый, а не рабочий — это есть несомненно интегральный эффект системы работы школы. И суть дела не в том, что мы не проводим бесед о профессиях, экскурсий или иных воспитательных меропри­ятий, а в том, что, скажем, литература изучается такая и так, что у ученика формируется профессиональный мотив, однако какой? — стать литератором, журналистом, худож­ников. Физика, скажем, изучается так, что формируется профессиональный мотив; но какой? — стать физиком. А вот перспектива практического применения знаний не вы­ступает перед учеником как увлекательная перспектива. То, чему улыбается и огорчается учитель, за что хвалит и порицает — все это есть практическая профориентацион-ная работа, хотя, как говорится, «Черт по имени не назван». Вот, например, учитель говорит: «Учись, а то на завод пой­дешь», «Учись, а то в вуз не попадешь». В этом случае уже ничего не надо делать по профориентации! Это уже делает­ся и делается плохо! Причины описанного обстоятельства не просто в недостатках организационной работы школы, а значительно глубже. В частности, мне думается, они лежат в самой постановке воспитания будущих учителей в педа­гогическом вузе. Вот, например, будущий учитель читает пособие по педагогике, по психологии, по частным методи­кам, он на этих материалах воспитывается.

Но вот он раскрывает учебник педагогики, в частности, раздел «Основные задачи коммунистического воспитания подрастающих поколений», и не встречает здесь упомина­ния о необходимости готовить новое поколение к сознатель­ному выбору профессии. Проблема профориентации не раскрывается. Дальше студент читает, скажем, о дидакти­ческом принципе связи с жизнью и тоже не встречает про-


блемы профориентации; она не раскрывается здесь как про­блема.. В разделе, скажем, о подготовке к труду также не упоминается о проблеме выбора профессии. Проблема мо­рали нередко сводится к проблеме вежливости, тогда как проблема выбора профессии это глубоко моральная пробле­ма, проблема определения места человека в системе меж­людских отношений. Наконец, открываем последний раздел учебника педагогики «Эстетическое воспитание». Там о чем угодно можно прочесть, даже о настенных полоч­ках с декоративной керамикой, но об эстетике рабочего инструмента, [рабочего] места, цеха, об эстетике произ­водства там ничего не сказано. Кого мы воспитываем в конце концов — строителя или жильца?

Итак по тематической структуре учебник педагогики есть учебник по целому ряду вопросов профориентации. Какой смысл студентам давать еще один курс по профори­ентации,...тогда как основной учебник не переориентиро­ван соответствующим образом! Точно так же можно проанализировать и другие учебники.

Общий вывод заключается в том, что студент — буду­щий учитель, прочитав пособия, которые его формируют, может и не подумать о профориентации.. Вот почему воз­никают задачи критического пересмотра, переориентации всей системы подготовки будущих учителей. Это очень важная задача, которая должна быть осознана как задача, входящая в контекст проблемы профориентации.

Принципиально аналогичное положение можно выска­зать в отношении врачей. Однако, это ведь только один из аспектов проблемы...

Несколько слов о понятии профконсультации и некото­рых связанных с этим понятиях... Сущность практической стороны проблемы профконсультации очевидна. Мы долж­ны уметь делать следующее: во-первых, провести диагно­стическое обследование молодого человека с точки зрения наличия у него профессионально важных качеств; во-вто­рых, мы должны уметь соотнести личные качества обследо­ванного человека с классификацией профессий, со специальной систематикой профессий, которой у нас еще нет на столе. И, наконец, в-третьих, мы должны уметь выдать рекомендации по выбору профессий и педагогиче­ски воздействовать на данного человека в направлении дол­жного выбора профессии. Я уже не говорю о том, что


возникает еще одна задача приспособления человека к про­фессии.

Думается, что методика должна удовлетворять следую­щим требованиям. Она должна быть общедоступной для лиц, имеющих высшее образование (для учителей, вра­чей), ибо в наши дни есть замечательный положительный опыт профконсультации на Украине, в Прибалтике, в Си­бири. Однако эта деятельность основывается на энтузиазме и незаурядной квалификации тех лиц, которые этим воп­росом занимаются. Конечно, если сейчас здесь организо­вать бюро профконсультации и посадить туда одного из присутствующих, то, я думаю, он даст разумные и научные рекомендации, но ведь это не государственное решение про­блемы. Мы должны разработать совершенно четкую, про­стую и неупрощенную методику, которая «сработала» бы в руках рядового хорошего учителя или врача. В связи с этим я не могу обойти некоторых принципиальных общих вопро­сов, которые, мне кажется, должны определять, как закон, всю работу по профконсультации. Прежде всего, работа по профконсультации должна опираться на весь комплекс до­стижений науки, даже если они номинально (по названию) не связаны с термином «профориентация». Например, Б.Ф. Ломовым, В.П. Зинченко и некоторыми другими у нас в стране сильно продвинуты исследования по инженерной психологии. Там мы, конечно, не встретим слово «профори­ентация», но мы найдем, например, требования к оператору (это перспективная профессия). Мы найдем целый ряд обос­нованных положений об оптимальном стыковании, согла­совании человека с объективными требованиями работы. Но ведь коренной вопрос проблемы профконсультации в том и состоит, чтобы наилучшим образом согласовать про­фессию и человека. В работах лаборатории Б.М. Теплова, ныне покойного, продолжателей его дела В.Д. Небылицы-на, К.М. Гуревича, а также B.C. Мерлина (Пермь), И.М. Палея (Ленинград), в работах, которые были выполнены мною и моими сотрудниками в Казанском университете в свое время, содержится ряд фактов и положений, имеющих прямое отношение к проблеме профконсультации.

Идея Б.Г. Ананьева о типе сенсорной организации чело­века имеет тоже прямое отношение к созданию научной методики профконсультации, но кто ее сознательно пытал­ся реализовать в процессе практической работы? Можно


сказать о работах П.Я. Гальперина и его сотрудников по психологии обучения. Они могут быть использованы в ка­честве одной из научных основ при решении задач проф-консультации. Этот перечень работ, номинально не связанных с нашей проблемой, но без которых она не может быть решена, можно было бы значительно расширить.

Таким образом, современная работа по интересующей нас проблеме должна вестись не наряду с другими работами, а на их основе и должна быть их частным выражением. Наша задача — увидеть...дары современной науки, кото­рые могут быть очень щедрыми.

Не менее важно отдать себе, наконец, ясный отчет в тех принципиальных теоретических пороках, которыми харак­теризовалась аналогичная работа в 20-30-е годы. Эти по­роки состояли в следующем.

Первое. Предполагалось, что существует изначальная природная пригодность к тем или иным профессиям, что природа как бы поставляет комплексы способностей, при­менительно к возникающим вобществе профессиям; то есть предполагалось, что среди людей всегда должны найтись представители, имеющие тот или иной набор способностей, требуемый профессией. Однако оснований для такого допу­щения нет. Любой человек частично соответствует, частич­но не соответствует профессии. Каждый человек должен быть индивидуально, своеобразно приспособлен к профес­сии за счет максимального использования имеющихся у него ценных качеств, за счет компенсации или иного пре­одоления тех способностей, которые не ярко выражены.

Было бы неправильно считать, что природа занимается комплексной поставкой способностей применительно к тем или иным профессиям, формирующимся при ведущем вли­янии социально-экономических факторов.

Второй порок классической психотехники тесно связан с первым (этот порок сейчас очень часто встречается в ра­ботах по НОТ):

- - предполагалось, что каждая профессия требует от че­ловека некоторой типовой, стандартной суммы психофизи­ологических и личностных качеств, требует якобы некоторого реестра качеств, которые человек должен иметь, чтобы быть пригодным к профессии. Но оснований для такого допущения также нет;


- наилучшее приспособление к профессии происходите учетом не только внешних условий труда, которые могут быть стандартными, но всегда с учетом личных качеств человека, а они всегда нестандартны; поэтому в конце-кон-цов наилучший вариант приспособления к профессии всег­да индивидуален и неповторим. Было бы неправильным исходить из того, что всегда должен меняться этот стандар­тный реестр качеств, чтобы человек стал подходить к рабо­те. Могут меняться не личные качества, а способы работы, стиль работы. Как показали работы профессора B.C. Мер­лина и его сотрудников, мои работы и работы моих аспиран­тов и сотрудников в Казанском университете, формирование индивидуального стиля деятельности есть важнейшее условие успешного приспособления к работе людей с самыми различными (и, казалось бы, даже проти­вопоказанными для данной работы) стойкими личными ка­чествами.

Третий порок классической психотехники. Обычно она оперировала отдельными психофизиологическими качест­вами и их совокупностями, как говорили иногда — «психи­ческими лоскутками». Вольно или невольно она рассматривала работника как нечто состоящее из мускулов, костей и органов чувств, а вот качества личности, синтети­ческие качества личности фактически не учитывались. На­пример, вспомним психограмму телефонистки, одну из первых психограмм. Телефонистка должна была иметь: па­мять на числа, быструю реакцию, устойчивое внимание и еще некоторый реестр качеств. Бывало так: у данной пре­тендентки на профессию есть все, что определяется в лабо­раторных условиях, а тем не менее она, оказывается, не подходит. Почему? Потому, что она груба, сварлива, бес­тактна, раздражительна в общении и т.д. Она, эта претен­дентка, не годится потому, что качества ее личности не подходят, хотя вся психофизиологическая характеристика по отдельным функциям удовлетворительна.

Четвертый порок классической психотехники. Очень чи­сто единственный критерий приспособления человека к ра­боте, к профессии усматривался в экономическом эффекте,* тогда как принципы сохранения здоровья, рабо-

* Честно говоря, нападками на психотехнику я воспользовался, чтобы выразить отношение к вполне современным негативным тенденциям в области установления баланса между человеком и профессий. И в 20-


тоспособности, удовлетворенности трудом фактически не реализовались, не имелся, конечно, в виду тот самый прин­цип гуманизации труда, который раскрыт в известной статье «Человек и техника» А.Н. Леонтьева и Б.Ф. Ломова в журнале «Вопросы психологии», 1963 г., №5.

Пятый порок классической психотехники заключался в том, что основной путь установления соответствия между человеком и профессией усматривался в профотборе. И в наши дни много говорят об отборе, а между тем исследова­ния по психологии труда последних лет показали (напри­мер, работы В.В. Чебышевой), что во многих случаях почти весь секрет овладения профессией состоит в хорошей мето­дике обучения и создании положительных профессиональ­ных мотивов. Чем лучше мы умеем стимулировать профессиональные мотивы и учить, тем меньше нужды от­бирать, сортировать, заниматься селекцией людей. Правда, в работах К.М. Гуревича и его сотрудников было показано, что если профессия связана с появлением неожиданных и всякий раз новых напряженных ситуаций типа аварийных, то в этом случае, действительно, целесообразен отбор, подбор людей с учетом определенных особенностей типа нервной системы, некоторых психофизиологических ка­честв. Если же профессия связана с неоднократно повторя­ющимися, сходными ситуациями (а таких профессий много), то здесь наиболее целесообразный путь — не отбор, несмотря на то, что о нем сейчас много пишут. Наиболее целесообразный путь — индивидуально своеобразное при­способление к профессии с учетом личных качеств челове­ка, с выработкой индивидуального стиля действий... Более того, в работе аспирантки К.М. Гуревича А.И. Сухаревой показано, как нужно конструировать, как нужно формиро­вать этот индивидуальный стиль, и что это дает.

Я все же хотел бы насторожить присутствующих и пре­достеречь от излишнего увлечения задачами профотбора. Идея отбора — обычно это первое, что приходит в голову неспециалистам, которые видят в этом средство повышения производительности труда. Должен заметить, что это не самая остроумная идея. Часто она возникает как следствие бездумного заимствования зарубежного опыта и опыта 20-

30-егоды находились здравые голоса, провозглашавшие и личностный, комплексный подход к делу, и идеи сбережения «человеческой маши­ны», а не только достижения выгоды и т.д. Примеч. автора.


30-х годов в нашей стране. Не надо забывать, что идея отбора в капиталистических странах стимулируется нали­чием резервной армии безработных. В этом случае с точки зрения предпринимателя, действительно, выгодно зани­маться отбором. В условиях нашей страны главной задачей должен быть не отбор, а оптимальное приспособление каж­дого человек к профессии на научной основе. А резервы психологии для улучшения практики обучения далеко не исчерпаны...

Далее речь пойдет [снова] о профконсультации... оста­новлюсь только на одном узловом вопросе, и лишь кратко — на остальных аспектах проблемы.

Основные аспекты проблемы профконсультации: 1) раз­работка психодиагностики в целях профконсультации; 2) разработка систематики профессий в целях профконсуль­тации; 3) педагогическая обработка профессиографических материалов с тем, чтобы они приобрели некоторую воздей-ственную силу, чтобы эти сведения о профессиях были «за-жигательными», чтобы молодым людям после ознакомления с ними захотелось этими профессиями зани­маться. Это чисто педагогический аспект проблемы.

Профессиографическая работа — это основное звено в разработке методики профконсультации. Положение здесь типично для современной науки вообще: профессиографи-ческой информации и слишком много и слишком мало. По­чему слишком много? Дело в том, что о многих профессиях пишут многие авторы и по многим аспектам. Пишут и в художественной литературе, справочниках, диссертациях; пишутся и специальные статьи. Одному специалисту не переработать, не «переварить» всю эту литературу. Инфор­мации, повторяю, слишком много. Но ее и слишком мало. Почему? Потому что она рассеяна в самых неожиданных источниках, начиная от журнала «Новый мир» и кончая специальными статьями и диссертациями. И, таким обра­зом, информация фактически недоступна профконсультан-

TV...

Какой же выход из этого положения? Выход тот же, который современная наука находит из так называемого «информационного кризиса». Единственный выход, мне ка­жется, это создать унифицированную методику хранения и поиска профессиографической информации. Нам думает­ся, что в профессиографической работе в настоящее время


самым удобным, практически реальным может оказаться метод применения перфокарт с краевой перфорацией.* Вот почему у нас был разработан предварительный, подчерки­ваю — предварительный, проект перфокарты, который осуществила по моему заданию О.И. Галкина. (Ее работы по профессиографии давно и хорошо известны). Хотя это лишь проект, я тем не менее несколько слов о нем скажу... Мы остановились на формате К-4 (докладчик демонстри­рует увеличенный макет перфокарты).

На текстовом поле перфокарты может быть изложено много сведений о профессии: название профессии, характе­ристика ее перспективности, распространенности, указа­ние на отрасль народного хозяйства, на уровень квалификации, на уровень спроса (даже величина заработ­ка может быть указана), а также пути получения этой про­фессии, типовые показатели работы, санитарно-гигиениче­ские условия, метеорологические условия, характеристика напряженности нервной системы, режим и ритм труда, ос­новные виды профессиональных вредностей, медицинские противопоказания, например, запреты к применению муж­ского, женского труда. На оборотной стороне перфокарты предполагается... заносить психологические и психофизи­ологические требования к человеку, причем принцип та­кой: здесь не просто указывается перечень качеств, которые требуются для данной профессии, а обязательно приводятся и те возможные способы, которыми можно как-то компен­сировать и преодолеть недостаточную выраженность опре­деленных способностей...Кроме того, должна быть указана фамилия составителя данной перфокарты по данной про­фессии.

Все эти признаки, характеризующие профессию, могут быть закодированы определенными вырезами на кодовой зоне'перфокарты. И когда мы будем иметь громадное коли­чество перфокарт, в соответствии с громадным количеством профессий, то сможем очень быстро и легко из всей этой большой совокупности избрать ту группу профессий, кото­рая характеризуется интересующими нас признаками...

Многое сделано, многое еще нужно сделать, но, как го­ворится «впереди у нас огни».

* В то время компьютерная техника нам была недоступна и приходилось. удовлетворяться «малой механизацией». Тем не менее обсуждение со­держательной стороны дела при разработке профессиографических ин­формационно—поисковых систем актуально и сейчас. Прим. авт.

*

172 ■ • • •


1.3.3. Правильный выбор профессии и методика профессиональной консультаций

[1969, 1970]14

Профессиональная ориентация и консультация — важ­нейшие виды социально-педагогической деятельности. Ориентировать — означает «определять, выбирать верное направление пути». Выражение «профессиональная ориен­тация» употребляют, когда речь идет о выборе профессии* например, о правильном определении жизненного пути по­сле окончания восьмилетней или средней школы. Жизнен­ный путь, конечно, всегда есть прежде всего трудовой путь. И задача верного определения жизненного пути практиче­ски совпадает с задачей правильного выбора профессии.

Кто должен решать эту задачу?

Выбор профессии должен быть сознательным, свобод­ным, и решение о выборе профессии должно приниматься самим учащимся; точнее говоря, для учащегося это реше­ние должно выступать как самостоятельно принятое, а не как навязанное со стороны. Стремление к самостоятельно­сти — одна из особенностей подросткового и юношеского возрастов, и с этим нельзя не считаться, этого требует пе­дагогический такт. Однако подлинная самостоятельность не исключает того, что учащийся учитывает дельные сове­ты более знающих и опытных людей-. Учебные задачи, на­пример на уроках математики, русского языка, тоже должны решаться самостоятельно, но это не исключает, а предполагает активную роль учителя, педагога. Задача вы­бора жизненного (а значит, профессионального) пути мно­го сложнее любой учебной задачи. Во-первых, потому, что для правильного решения ее надо учесть много данных, причем таких, о которых учащийся часто и не подозревает. Во-вторых, потому, что, придя к решению, негде «подсмот­реть ответ», как это можно сделать в.отношении любой самой запутанной учебной задачи. В правильности выбора профессии убеждаются через месяцы и годы, а это дорогая цена за поспешное решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: