*
Перечень совершившихся и предполагаемых
событий к схеме [4] (календарные сроки и другие подробности не указаны в целях краткости изложения)
•
1. Программа работ отдела психологии труда обсуждена и одобрена Ученым советом ВНИИ профтехобразования.
1-а. Программа работ отдела доработана с унетом полученных замечаний и предложений и подготовлена для об-суждения на совещании по комплексной проблеме «Профориентация» (апрель 1968 г.).
1-6. Программа работ отдела обсуждена и одобрена совещанием (апрель 1968 г.), доработана и подготовлена к обсуждению на Координационном совещании соисполнителей, планируемом в июне 1968 г.
1-в. Программа работ согласована и скорректирована с заинтересованными соисполнителями, и после уточнения календарных сроков отдельных работ принята как руководство к действию.*
экз., отпечатано в ЦУМКе 3/IX, 1970): «Проспект коллективного отчета соисполнителей темы 41.51 (раздел 2) [Разработка и использование рекомендаций для профотбора и профориентации] за 1966-1970 гг.» Л. Госпрофобр, Минпрос, Минздрав СССР, ВЦСПС. 339 с. Пользуясь случаем, благодарю работавших над проспектом сотрудников: Г.Т. Гвоздей,-кую, В.Н. Келасьева, С.Н. Левиеву, Р.Д. Каверину, Г.ф. Королькову, М.Ф. Попова, А.А. Парыгину, Б.И. Шаха. Прим. авт.
|
|
Первый результат запланированной работы был отображен в коллективной работе «Памятка профконсультанту». Л. ВНИИ профтехобразования. 1969. 84 с. Важно было мобилизоваться и, не увязая в бездне учености, но теоретически корректно, дать некоторую «скорую помощь» практике. Это было нелегко. Искренне благодарен моим сотрудникам того времени, решившимся на эту работу и осуществизшим ее: по группе психодиагностики и профконсультации — В.Н. Келасьеву, Г.Ф. Корольковой М.Ф. Попову, Б.И. Шаху, В.Ф. Шендрику; по группе профсс-сиоведения — С.Н. Левиевой А. Л. Буцыку, Р.Д. Кавериной, В.А. Куприянову, Е.К. Пузыревской (впоследствии — Михайловой), Ф.И. Фрадкиной. Позднее увидели свет несколько коллективных работ: О.И Галкина, Р.Д. Каверина, Е.А. Климов, С.Н. Левиева, Е.К Пузыревская, И.П. Титова. Информационно-поисковая система «Профессиография».
2. Изучены общие принципы диагностики (в частности, с применением машинной техники).
3. Проведен критический анализ существующих методов психодиагностики и сделан отбор наиболее приемлемых с точки зрения задач профконсультации.
4. Разработана (на основе имеющихся в литературе материалов) приемлемая методика выявления семейных условий школьника с точки зрения задач профконсультации.
5. Разработана методика вводной и заключительной профконсультационных бесед.
6. Разработана практически приемлемая схема характеристики школьника по психологическим, психофизиологическим и медицинским критериям.
|
|
7. Разработана методика учета результатов профкон-
сультационного диагностического обследования ученика
(типовая документация учета).
8. Определен (предварительно) перечень психофизиологических качеств, в отношении которых желательна разработка адекватных диагностических тестов, обследований.
9. Разработаны практически приемлемые стандарты тестов, обследований.
10. Разработана методика комплексной диагностики
профессионально важных качеств (способностей) в целях
практической профконсультации.
11. Разработана типовая схема профессиограммьь
12. Разработаны типовые программы бесед с представителями профессий (в целях профессиографии).
13. Разработана типовая форма анкеты и методика ее применения в целях профессиографии.
14. Разработана система типовых документов для регистрации результатов профессиографических наблюдений.
15. Разработана и утверждена типовая документация для профессиографической работы.
16. Материалы по методике профессиографии размножены среди соисполнителей.
17. Начата широким фронтом работа по профессиографии.
18. Первые результаты профессиографической работы
обсуждены на специальном симпозиуме с участием соис
полнителей.
Л. ВНИИ профтехобразования, 1972; затем — серия профессиографических выпусков «Человек и профессия», издававшихся Лениздатом с 1 975 по 1 982 гг. и др.; что касается «сольных» работ, включая и диссертации, их здесь уже трудно перечислить по соображениям места. Примеч. автора.
Схема [4]. [Содержание и взаимозависимость работ
по разделу профконсультации]
6. Е.А. Климов
19. Подобраны и систематизированы текстовые информационные материалы о профессиях.
20. Разработана эмпирически удовлетворительная систематика профессий по психофизиологическим и медицинским критериям.
21. Составлена библиография информационных материалов о профессиях (перфокартотека).
22. Составлена картотека кинофильмов и кинофрагментов о профессиях.
23. Подобраны, систематизированы изобразительно-иллюстративные материалы о профессиях.
24. Информационные материалы о профессиях педагогически обработаны и составлены систематизированные блоки информации (...перфокартотека).
25. Разработана методика соотнесения конкретного человека с систематикой профессий и методика выдачи рекомендаций.
26. Разработана методика профконсультации.
Основные аспекты и общая программа исследований по комплексной проблеме
«Профориентация»
Уважаемые товарищи! Здесь уже было сказано [в выступлении директора ВНИИ профтехобразования Н.И.
Думченко ], что система профессионально-технического образования кровно заинтересована в том, чтобы исследования по профориентации не только развивались, расширялись; но чтобы они дали какой-то прикладной выход. Однако, все мы отлично знаем, что именно погоня за близким практическим эффектом — утилитаризм, недооценка теоретического осмысления проблемы, теоретическая беспечность явились одной из основных причин, которые привели к дискредитации и прекращению работ по профотбору и профориентации в середине 30-х годов в нашей стране. Больше того, я осмелюсь утверждать, что и сейчас в работах по профконсультации, профориентации и профотбору нередко, так сказать, торчат уши тех необоснованных методов, подходов и методик, которые бытовали у нас в 20-30-е годы. Все это обязывает нас остановиться на теоретических вопросах. Хотя мы, как представители системы профтехобразования, остро чувствуем практическую насущность проблемы, тем не менее все же сознательно исходим из того,
что самый лучший путь к практике идет через теорию.. Поскольку, как здесь уже было сказано, на нас возложена обязанность по координации работ, мы считали вполне естественным и уместным разработать теоретически оправданную и практически осуществимую программу комплексной разработки проблемы. Мы сделали это в меру нашего разумения, и задача моего краткого доклада заключается в том, чтобы обрисовать, прокомментировать эту программу в дополнение к тем материалам, которые были розданы...
|
|
В литературе термин «профориентация» понимается различно: иногда профориентацией называется все то, что делается в школе для подготовки учащихся к выбору профессии, иной раз профориентацией называют реально сложившуюся профессиональную направленность молодежи. Говорят: «Мы изучаем профориентацию», а изучают фактически сложившуюся направленность молодежи. Наконец, иногда профориентацией называют совокупность общественных воздействий на мотивы выбора профессии. Нам представляется наиболее уместным иметь в виду в качестве объекта рассмотрения систему профориентации как систему управления, которая может схематически выглядеть следующим образом (схема [2])...
Конечно, практическая острота, насущность проблемы сейчас ничуть не меньше, чем в 20-30-е годы, когда у нас в стране соответствующая работа проводилась достаточно широко. Но, очевидно, наша задача не может состоять в том, чтобы возродить соответствующие проблемы, как они решались в 20-30-е годы. Думаю, с этим все согласны. Но, может быть, наша задача заключается в том, чтобы усвоить современный опыт передовых капиталистических стран? Опыт в своем роде успешный. Я не буду говорить о том, что, скажем, во Франции есть институты,.занимающиеся не только разработкой вопросов профориентации, но и подготовкой кадров в этой области, например, советников по профориентаци. Я не буду говорить о том, что в ФРГ не реже раза в месяц издается «Вестник профориентации» и издается не только такой журнал. Я не буду говорить и о многом другом, что характеризует определенный уровень работы по профориентации в развитых капиталистических странах. Может быть опыт эти стран и окажется той винтовкой, которая может «с одинаковой верностью служить белым и
|
|
красным»? Вы догадываетесь, что я перефразирую высказывания наших психотехников 20-30-х годов, которые этой фразой о винтовке оправдывали заимствования зарубежно-гоопыта. Вседеловтом, что винтовки могут быть социально безликими, но проблема профориентации — это остро социальная проблема, и она принципиально не может быть нейтральной по отношению к той общественной системе, применительно к которой решается... Ведь впервые в истории человечества единое общегосударственное планирование, научно-технического строительства страны было осуществлено по инициативе В.И. Ленина именно у нас, в нашей стране.
Наша страна имеет мировой приоритет в этом вопросе, в одном из самых важных факторов гармонического и ускоренного развития науки. Таким образом, я хочу сказать, что система профориентации у нас должна и может быть, очевидно, иной и лучшей, чем в передовых капиталистических странах. Именно потому, что она может быть единой государственной системой,, не несущей на себе печати ведомственности. Если она будет заражена ведомственностью или другого рода сепаратизмом, то она не может быть, по-моему, хорошей системой... При этом задача состоит не в том, чтобы провести разовое, хотя и громадное мероприятие по увеличению притока молодежи в рабочие профессии. Дело не в этом; задача состоит в том, чтобы построить именно систему управления, которая позволяла бы гибко, оперативно управлять этой частью трудовых ресурсов, в-зависимости от наличных и перспективных потребностей общества. Вот при таком понимании проблема профориентации, может, должна и будет пониматься как часть более общей очень важной проблемы научного управления социальными процессами. Но когда мы имеем в виду такую систему профориентации, то у присутствующих, по-моему, законно должен возникнуть вопрос: «А нужно ли ее строить? А может быть она уже есть?» Конечно, есть. Традиционно сложилась некоторая система профориентации. Она действует, и действует очень стабильно и надежно; ведь недаром из года в год социологи получают одни и те же данные, а именно: молодежь почти поголовно стремится в вуз и игнорирует очень многие профессии.
Значит, строго говоря, задача состоит не просто в том, чтобы заново построить систему профориентации. Она за-
ключается в том, чтобы критически пересмотреть работу всех компонентов имеющейся системы и реконструировать, рационализировать то, что нужно достроить, и то, чего вообще недостает.
Разрешите это пояснить и раскрыть на одном примере. Возьмите работу школы по подготовке учащихся к выбору профессии. Ведь независимо от того, произносятся или не произносятся в школе слова «профориентация», «профкон-сультация», школа каждый час, каждую минуту фактически готовит учащихся к жизни, что вполне понятно — это главная задача школы. То, что в сознании ученика ореолом престижа окружены писатель, ученый, а не рабочий — это есть несомненно интегральный эффект системы работы школы. И суть дела не в том, что мы не проводим бесед о профессиях, экскурсий или иных воспитательных мероприятий, а в том, что, скажем, литература изучается такая и так, что у ученика формируется профессиональный мотив, однако какой? — стать литератором, журналистом, художников. Физика, скажем, изучается так, что формируется профессиональный мотив; но какой? — стать физиком. А вот перспектива практического применения знаний не выступает перед учеником как увлекательная перспектива. То, чему улыбается и огорчается учитель, за что хвалит и порицает — все это есть практическая профориентацион-ная работа, хотя, как говорится, «Черт по имени не назван». Вот, например, учитель говорит: «Учись, а то на завод пойдешь», «Учись, а то в вуз не попадешь». В этом случае уже ничего не надо делать по профориентации! Это уже делается и делается плохо! Причины описанного обстоятельства не просто в недостатках организационной работы школы, а значительно глубже. В частности, мне думается, они лежат в самой постановке воспитания будущих учителей в педагогическом вузе. Вот, например, будущий учитель читает пособие по педагогике, по психологии, по частным методикам, он на этих материалах воспитывается.
Но вот он раскрывает учебник педагогики, в частности, раздел «Основные задачи коммунистического воспитания подрастающих поколений», и не встречает здесь упоминания о необходимости готовить новое поколение к сознательному выбору профессии. Проблема профориентации не раскрывается. Дальше студент читает, скажем, о дидактическом принципе связи с жизнью и тоже не встречает про-
блемы профориентации; она не раскрывается здесь как проблема.. В разделе, скажем, о подготовке к труду также не упоминается о проблеме выбора профессии. Проблема морали нередко сводится к проблеме вежливости, тогда как проблема выбора профессии это глубоко моральная проблема, проблема определения места человека в системе межлюдских отношений. Наконец, открываем последний раздел учебника педагогики «Эстетическое воспитание». Там о чем угодно можно прочесть, даже о настенных полочках с декоративной керамикой, но об эстетике рабочего инструмента, [рабочего] места, цеха, об эстетике производства там ничего не сказано. Кого мы воспитываем в конце концов — строителя или жильца?
Итак по тематической структуре учебник педагогики есть учебник по целому ряду вопросов профориентации. Какой смысл студентам давать еще один курс по профориентации,...тогда как основной учебник не переориентирован соответствующим образом! Точно так же можно проанализировать и другие учебники.
Общий вывод заключается в том, что студент — будущий учитель, прочитав пособия, которые его формируют, может и не подумать о профориентации.. Вот почему возникают задачи критического пересмотра, переориентации всей системы подготовки будущих учителей. Это очень важная задача, которая должна быть осознана как задача, входящая в контекст проблемы профориентации.
Принципиально аналогичное положение можно высказать в отношении врачей. Однако, это ведь только один из аспектов проблемы...
Несколько слов о понятии профконсультации и некоторых связанных с этим понятиях... Сущность практической стороны проблемы профконсультации очевидна. Мы должны уметь делать следующее: во-первых, провести диагностическое обследование молодого человека с точки зрения наличия у него профессионально важных качеств; во-вторых, мы должны уметь соотнести личные качества обследованного человека с классификацией профессий, со специальной систематикой профессий, которой у нас еще нет на столе. И, наконец, в-третьих, мы должны уметь выдать рекомендации по выбору профессий и педагогически воздействовать на данного человека в направлении должного выбора профессии. Я уже не говорю о том, что
возникает еще одна задача приспособления человека к профессии.
Думается, что методика должна удовлетворять следующим требованиям. Она должна быть общедоступной для лиц, имеющих высшее образование (для учителей, врачей), ибо в наши дни есть замечательный положительный опыт профконсультации на Украине, в Прибалтике, в Сибири. Однако эта деятельность основывается на энтузиазме и незаурядной квалификации тех лиц, которые этим вопросом занимаются. Конечно, если сейчас здесь организовать бюро профконсультации и посадить туда одного из присутствующих, то, я думаю, он даст разумные и научные рекомендации, но ведь это не государственное решение проблемы. Мы должны разработать совершенно четкую, простую и неупрощенную методику, которая «сработала» бы в руках рядового хорошего учителя или врача. В связи с этим я не могу обойти некоторых принципиальных общих вопросов, которые, мне кажется, должны определять, как закон, всю работу по профконсультации. Прежде всего, работа по профконсультации должна опираться на весь комплекс достижений науки, даже если они номинально (по названию) не связаны с термином «профориентация». Например, Б.Ф. Ломовым, В.П. Зинченко и некоторыми другими у нас в стране сильно продвинуты исследования по инженерной психологии. Там мы, конечно, не встретим слово «профориентация», но мы найдем, например, требования к оператору (это перспективная профессия). Мы найдем целый ряд обоснованных положений об оптимальном стыковании, согласовании человека с объективными требованиями работы. Но ведь коренной вопрос проблемы профконсультации в том и состоит, чтобы наилучшим образом согласовать профессию и человека. В работах лаборатории Б.М. Теплова, ныне покойного, продолжателей его дела В.Д. Небылицы-на, К.М. Гуревича, а также B.C. Мерлина (Пермь), И.М. Палея (Ленинград), в работах, которые были выполнены мною и моими сотрудниками в Казанском университете в свое время, содержится ряд фактов и положений, имеющих прямое отношение к проблеме профконсультации.
Идея Б.Г. Ананьева о типе сенсорной организации человека имеет тоже прямое отношение к созданию научной методики профконсультации, но кто ее сознательно пытался реализовать в процессе практической работы? Можно
сказать о работах П.Я. Гальперина и его сотрудников по психологии обучения. Они могут быть использованы в качестве одной из научных основ при решении задач проф-консультации. Этот перечень работ, номинально не связанных с нашей проблемой, но без которых она не может быть решена, можно было бы значительно расширить.
Таким образом, современная работа по интересующей нас проблеме должна вестись не наряду с другими работами, а на их основе и должна быть их частным выражением. Наша задача — увидеть...дары современной науки, которые могут быть очень щедрыми.
Не менее важно отдать себе, наконец, ясный отчет в тех принципиальных теоретических пороках, которыми характеризовалась аналогичная работа в 20-30-е годы. Эти пороки состояли в следующем.
Первое. Предполагалось, что существует изначальная природная пригодность к тем или иным профессиям, что природа как бы поставляет комплексы способностей, применительно к возникающим вобществе профессиям; то есть предполагалось, что среди людей всегда должны найтись представители, имеющие тот или иной набор способностей, требуемый профессией. Однако оснований для такого допущения нет. Любой человек частично соответствует, частично не соответствует профессии. Каждый человек должен быть индивидуально, своеобразно приспособлен к профессии за счет максимального использования имеющихся у него ценных качеств, за счет компенсации или иного преодоления тех способностей, которые не ярко выражены.
Было бы неправильно считать, что природа занимается комплексной поставкой способностей применительно к тем или иным профессиям, формирующимся при ведущем влиянии социально-экономических факторов.
Второй порок классической психотехники тесно связан с первым (этот порок сейчас очень часто встречается в работах по НОТ):
- - предполагалось, что каждая профессия требует от человека некоторой типовой, стандартной суммы психофизиологических и личностных качеств, требует якобы некоторого реестра качеств, которые человек должен иметь, чтобы быть пригодным к профессии. Но оснований для такого допущения также нет;
- наилучшее приспособление к профессии происходите учетом не только внешних условий труда, которые могут быть стандартными, но всегда с учетом личных качеств человека, а они всегда нестандартны; поэтому в конце-кон-цов наилучший вариант приспособления к профессии всегда индивидуален и неповторим. Было бы неправильным исходить из того, что всегда должен меняться этот стандартный реестр качеств, чтобы человек стал подходить к работе. Могут меняться не личные качества, а способы работы, стиль работы. Как показали работы профессора B.C. Мерлина и его сотрудников, мои работы и работы моих аспирантов и сотрудников в Казанском университете, формирование индивидуального стиля деятельности есть важнейшее условие успешного приспособления к работе людей с самыми различными (и, казалось бы, даже противопоказанными для данной работы) стойкими личными качествами.
Третий порок классической психотехники. Обычно она оперировала отдельными психофизиологическими качествами и их совокупностями, как говорили иногда — «психическими лоскутками». Вольно или невольно она рассматривала работника как нечто состоящее из мускулов, костей и органов чувств, а вот качества личности, синтетические качества личности фактически не учитывались. Например, вспомним психограмму телефонистки, одну из первых психограмм. Телефонистка должна была иметь: память на числа, быструю реакцию, устойчивое внимание и еще некоторый реестр качеств. Бывало так: у данной претендентки на профессию есть все, что определяется в лабораторных условиях, а тем не менее она, оказывается, не подходит. Почему? Потому, что она груба, сварлива, бестактна, раздражительна в общении и т.д. Она, эта претендентка, не годится потому, что качества ее личности не подходят, хотя вся психофизиологическая характеристика по отдельным функциям удовлетворительна.
Четвертый порок классической психотехники. Очень чисто единственный критерий приспособления человека к работе, к профессии усматривался в экономическом эффекте,* тогда как принципы сохранения здоровья, рабо-
* Честно говоря, нападками на психотехнику я воспользовался, чтобы выразить отношение к вполне современным негативным тенденциям в области установления баланса между человеком и профессий. И в 20-
•
тоспособности, удовлетворенности трудом фактически не реализовались, не имелся, конечно, в виду тот самый принцип гуманизации труда, который раскрыт в известной статье «Человек и техника» А.Н. Леонтьева и Б.Ф. Ломова в журнале «Вопросы психологии», 1963 г., №5.
Пятый порок классической психотехники заключался в том, что основной путь установления соответствия между человеком и профессией усматривался в профотборе. И в наши дни много говорят об отборе, а между тем исследования по психологии труда последних лет показали (например, работы В.В. Чебышевой), что во многих случаях почти весь секрет овладения профессией состоит в хорошей методике обучения и создании положительных профессиональных мотивов. Чем лучше мы умеем стимулировать профессиональные мотивы и учить, тем меньше нужды отбирать, сортировать, заниматься селекцией людей. Правда, в работах К.М. Гуревича и его сотрудников было показано, что если профессия связана с появлением неожиданных и всякий раз новых напряженных ситуаций типа аварийных, то в этом случае, действительно, целесообразен отбор, подбор людей с учетом определенных особенностей типа нервной системы, некоторых психофизиологических качеств. Если же профессия связана с неоднократно повторяющимися, сходными ситуациями (а таких профессий много), то здесь наиболее целесообразный путь — не отбор, несмотря на то, что о нем сейчас много пишут. Наиболее целесообразный путь — индивидуально своеобразное приспособление к профессии с учетом личных качеств человека, с выработкой индивидуального стиля действий... Более того, в работе аспирантки К.М. Гуревича А.И. Сухаревой показано, как нужно конструировать, как нужно формировать этот индивидуальный стиль, и что это дает.
Я все же хотел бы насторожить присутствующих и предостеречь от излишнего увлечения задачами профотбора. Идея отбора — обычно это первое, что приходит в голову неспециалистам, которые видят в этом средство повышения производительности труда. Должен заметить, что это не самая остроумная идея. Часто она возникает как следствие бездумного заимствования зарубежного опыта и опыта 20-
30-егоды находились здравые голоса, провозглашавшие и личностный, комплексный подход к делу, и идеи сбережения «человеческой машины», а не только достижения выгоды и т.д. Примеч. автора.
30-х годов в нашей стране. Не надо забывать, что идея отбора в капиталистических странах стимулируется наличием резервной армии безработных. В этом случае с точки зрения предпринимателя, действительно, выгодно заниматься отбором. В условиях нашей страны главной задачей должен быть не отбор, а оптимальное приспособление каждого человек к профессии на научной основе. А резервы психологии для улучшения практики обучения далеко не исчерпаны...
Далее речь пойдет [снова] о профконсультации... остановлюсь только на одном узловом вопросе, и лишь кратко — на остальных аспектах проблемы.
Основные аспекты проблемы профконсультации: 1) разработка психодиагностики в целях профконсультации; 2) разработка систематики профессий в целях профконсультации; 3) педагогическая обработка профессиографических материалов с тем, чтобы они приобрели некоторую воздей-ственную силу, чтобы эти сведения о профессиях были «за-жигательными», чтобы молодым людям после ознакомления с ними захотелось этими профессиями заниматься. Это чисто педагогический аспект проблемы.
Профессиографическая работа — это основное звено в разработке методики профконсультации. Положение здесь типично для современной науки вообще: профессиографи-ческой информации и слишком много и слишком мало. Почему слишком много? Дело в том, что о многих профессиях пишут многие авторы и по многим аспектам. Пишут и в художественной литературе, справочниках, диссертациях; пишутся и специальные статьи. Одному специалисту не переработать, не «переварить» всю эту литературу. Информации, повторяю, слишком много. Но ее и слишком мало. Почему? Потому что она рассеяна в самых неожиданных источниках, начиная от журнала «Новый мир» и кончая специальными статьями и диссертациями. И, таким образом, информация фактически недоступна профконсультан-
TV...
Какой же выход из этого положения? Выход тот же, который современная наука находит из так называемого «информационного кризиса». Единственный выход, мне кажется, это создать унифицированную методику хранения и поиска профессиографической информации. Нам думается, что в профессиографической работе в настоящее время
самым удобным, практически реальным может оказаться метод применения перфокарт с краевой перфорацией.* Вот почему у нас был разработан предварительный, подчеркиваю — предварительный, проект перфокарты, который осуществила по моему заданию О.И. Галкина. (Ее работы по профессиографии давно и хорошо известны). Хотя это лишь проект, я тем не менее несколько слов о нем скажу... Мы остановились на формате К-4 (докладчик демонстрирует увеличенный макет перфокарты).
На текстовом поле перфокарты может быть изложено много сведений о профессии: название профессии, характеристика ее перспективности, распространенности, указание на отрасль народного хозяйства, на уровень квалификации, на уровень спроса (даже величина заработка может быть указана), а также пути получения этой профессии, типовые показатели работы, санитарно-гигиенические условия, метеорологические условия, характеристика напряженности нервной системы, режим и ритм труда, основные виды профессиональных вредностей, медицинские противопоказания, например, запреты к применению мужского, женского труда. На оборотной стороне перфокарты предполагается... заносить психологические и психофизиологические требования к человеку, причем принцип такой: здесь не просто указывается перечень качеств, которые требуются для данной профессии, а обязательно приводятся и те возможные способы, которыми можно как-то компенсировать и преодолеть недостаточную выраженность определенных способностей...Кроме того, должна быть указана фамилия составителя данной перфокарты по данной профессии.
Все эти признаки, характеризующие профессию, могут быть закодированы определенными вырезами на кодовой зоне'перфокарты. И когда мы будем иметь громадное количество перфокарт, в соответствии с громадным количеством профессий, то сможем очень быстро и легко из всей этой большой совокупности избрать ту группу профессий, которая характеризуется интересующими нас признаками...
Многое сделано, многое еще нужно сделать, но, как говорится «впереди у нас огни».
* В то время компьютерная техника нам была недоступна и приходилось. удовлетворяться «малой механизацией». Тем не менее обсуждение содержательной стороны дела при разработке профессиографических информационно—поисковых систем актуально и сейчас. Прим. авт.
*
172 ■ • • •
1.3.3. Правильный выбор профессии и методика профессиональной консультаций
[1969, 1970]14
Профессиональная ориентация и консультация — важнейшие виды социально-педагогической деятельности. Ориентировать — означает «определять, выбирать верное направление пути». Выражение «профессиональная ориентация» употребляют, когда речь идет о выборе профессии* например, о правильном определении жизненного пути после окончания восьмилетней или средней школы. Жизненный путь, конечно, всегда есть прежде всего трудовой путь. И задача верного определения жизненного пути практически совпадает с задачей правильного выбора профессии.
Кто должен решать эту задачу?
Выбор профессии должен быть сознательным, свободным, и решение о выборе профессии должно приниматься самим учащимся; точнее говоря, для учащегося это решение должно выступать как самостоятельно принятое, а не как навязанное со стороны. Стремление к самостоятельности — одна из особенностей подросткового и юношеского возрастов, и с этим нельзя не считаться, этого требует педагогический такт. Однако подлинная самостоятельность не исключает того, что учащийся учитывает дельные советы более знающих и опытных людей-. Учебные задачи, например на уроках математики, русского языка, тоже должны решаться самостоятельно, но это не исключает, а предполагает активную роль учителя, педагога. Задача выбора жизненного (а значит, профессионального) пути много сложнее любой учебной задачи. Во-первых, потому, что для правильного решения ее надо учесть много данных, причем таких, о которых учащийся часто и не подозревает. Во-вторых, потому, что, придя к решению, негде «подсмотреть ответ», как это можно сделать в.отношении любой самой запутанной учебной задачи. В правильности выбора профессии убеждаются через месяцы и годы, а это дорогая цена за поспешное решение.