В-третьих, учащиеся часто недооценивают серьезность
задачи выбора профессии. ■...,..
Все эти обстоятельства говорят о том, что без помощи, без консультации более знающих и опытных лиц старший школьник не может осуществить выбор ни сознательно, ни
свободно, ни самостоятельно. Почему? Потому что сознательным выбор может быть только тогда, когда подросток знает многие возможные варианты выбора (знает о многих профессиях), имеет представление о том, каких личных качеств, способностей требует та или иная профессия, каков спрос в обществе на эти профессии, какие возможности профессионального и социального роста они обеспечивают человеку. Как правило, все эти обстоятельства ученику мало известны. Значит, выбор может лишь казаться ему сознательным, не будучи таковым в действительности.
Подлинно свободным выбор профессии будет лишь в случае, когда решение принимается со знанием всех существенных ограничений. Иногда свободу выбора понимают примитивно, по принципу «вольному — воля» или «хочешь — валяй». Это неправильно. Например, девушка захотела стать учительницей. А почему бы и нет? Профессия уважаемая. И вот бывшая ученица поступила в институт, учится, даже хорошо сдает зачеты и экзамены, но ее тяготит общение с детьми, не увлекает практика в школе, не удовлетворяет работа по формированию знаний, представляясь ей «нудной», а направляясь после звонка в класс, она со вздохом говорит: «Ну, пора идти в свой обезьянник». Нарастает поток тягостных переживаний и, наконец, уже с дипломом вуза она уходит от педагогического труда, устраивается корректором в издательстве. Через некоторое время оказывается, что и там работа ей «не по душе». Она очень любит вышивать, шить и особенно конструировать одежду, но эта профессиональная область казалась ей раньше не очень уважаемой, она как бы стеснялась сделать этот выбор; теперь после долгих лет блужданий она, наконец, поняла свою ошибку, исправила ее и именно здесь «нашла себя».
|
|
В вышеприведенном примере выбор профессии, казалось бы, сделан после окончания школы свободно: «захотела — выбрала». Но это лишь кажущаяся свобода, так как человек оказался в полной зависимости от обстоятельств, которые он не пытался предвидеть, учесть, поэтому и вынужден был бросить начатое дело, зачеркнуть годы жизни и т.д. Какая же это свобода, если она порождает ряд вынужденных поступков!
Подлинно свободный выбор — это выбор со знанием дела, ибо свобода — это осознанная необходимость. Из сказанного следует, что для обеспечения свободного выбора
профессии старшему школьнику совершенно необходима консультация, расширяющая его знания о тех условиях, которые нужно учитывать при решении вопроса о выборе профессии.
|
|
Что значит правильно выбрать профессию? Может быть, это значит, что выпускник школы должен посвятить себя той профессии, на которую большой спрос, т.е. наиболее «дефицитной»? Например, судя по систематическим заявкам предприятий, сейчас почти любому промышленному предприятию очень нужны токари, фрезеровщики и вообще станочники. Сфера торгового обслуживания очень нуждается в продавцах продовольственных товаров, строительство — в монтажниках зданий и конструкций. Может быть, без долгих размышлений следует избрать одну из этих профессий, что и будет наиболее правильным решением вопроса? Это не совсем так.
Выбор профессии нужно обязательно согласовывать с объективной потребностью общества, но этого недостаточно. Если учитывать только один этот фактор, решение может быть не наилучшим.
Может быть, правильно выбрать профессию — это значит посвятить себя тому делу, к которому наиболее способен? Но, во-первых, пока человек не работал, нельзя уверенно ответить на вопрос, к чему он наиболее способен. Во-вторых, у человека бывают способности к очень многим родственным профессиям, причем о большинстве из них он обычно и не подозревает (как впрочем и учитель, и родитель), так как профессий и специальностей не десятки и даже не сотни, а тысячи.
> Кроме того, если бы фактор способностей сам по себе был идеально учтен, но упущен из виду фактор спроса, о чем говорилось раньше, то это ставит человека опять-таки в невыгодное положение. Еще К. Маркс говорил, что возможность развить свой талант зависит от того, есть ли в обществе спрос на этот талант. Профессия, выбранная хотя и по способностям, но без учета этого спроса, создает неблагоприятные условия для развития способностей, профессионального роста и социального продвижения человека.
Может быть, наконец, правильно выбрать профессию — это значит выбрать ее «по интересу», выбрать то, что нравится? Следует заметить, что очень часто человеку нравится то, к чему он наиболее способен. Таким образом,
учитывая склонности, мы с большой вероятностью, как бы автоматически, учитываем и способности. Более того, активный интерес есть важное условие развития способностей. Если у человека воспитан активный интерес к какому-либо делу, то этот человек становится как бы талантливей и талантливей. Но, во-первых, человек может интересоваться чем-то пассивно, может интересоваться и тем, к чему наименее способен (например, подражая товарищам становится псевдотсатралом или псевдолетчиком, или псевдожурналистом и т.п.). Во-вторых, эти интересы очень сильно зависят от осведомленности о том или ином круге профессий, а отсутствие этой осведомленности есть одно из слабых мест школьников (и учителей). Таким образом, если определенный интерес к профессии может быть следствием невежества, а профессия выбирается «по интересу», то такой выбор нельзя с уверенностью назвать правильным.
Итак, мы рассмотрели три условия, которые надо учитывать при решении вопроса о выборе профессии; их кратко можно назвать так: 1)«требуется»; 2) «способен»; 3)«скло-нен» (интересуется) или еще короче: (как бы от лица ученика): «нужно», «могу», «хочу».
Учет каждого из этих условий порознь не гарантирует правильности выбора профессии. Нужно принимать во внимание все эти три условия одновременно.
Как это сделать? Какими должны быть основные действия при решении задачи о выборе профессии?
Прежде всего следует различать две самостоятельные задачи профконсультации:
а) помощь человеку, вступающему в трудовую жизнь,
правильно решить вопрос о выборе профессии;
|
|
б) обеспечить наилучшую адаптацию человека к про
фессии, помочь ему «найти себя» в данной области, выра
ботать свой стиль, свой почерк в работе.
Лицу или группе лиц, осуществляющих профконсульта-цию по выбору профессии целесообразно руководствоваться схемой [5].
1. На основании типовых документов медицинского обследования уточнить, находится ли физическое и нервно-психическое состояние интересующего нас человека в пределах широкой нормы. (Если да, следовать к пункту 2, если нет — к пункту 2а).
L
Г 9
t
Г 7
L
Г 5
t
J. 9a
J
A
1 --------------
6 5a-^56
Схема [5].
Схема решения
задачи о выборе
профессии при
ирофконсультации.
Г 2
t
i
2a
J
Цифры на схеме обозначают действия, стрелки — их последовательность и взаимосвязь. (Содержание действий см. в тексте с теми же обозначениями].
2. Провести по специальной программе вводную беседу
или лекцию о выборе профессии.
2а. Рекомендуется медицинская профконсультация, не являющаяся предметом компетенции психологов и педагогов (в комплексе с инженерами).
3. Выявить у опрашиваемого систему ведущих и побочных мотивов, существенных для выбора профессии. Занести результаты в типовые документы учета.
4. Установить, намечает ли данный человек для себя определенную профессию, группу профессий (если да — пункт 5, если нет — пункт 5а и далее 56).
5. Обратиться к соответствующим справочным источникам и найти сведения о профессиях, избранных обследуемым лицом.
I
5а. Обратиться к соответствующим справочным источникам и найти сведения о профессиях, характеризующихся наиболее высокими показателями спроса и вместе с тем наиболее согласующихся с системой выявленных у данного лица мотивов (или хотя бы не противоречащих системе его
мотивов).
56. Наметить и провести мероприятия (беседы, экскурсии, кинопросмотры и т.п.) по расширению у данного человека знаний, представлений о соответствующих (пункт 5а) профессиях. Вернуться к пункту 3.
6. Уточнить показатели общей и местной потребности народного хозяйства в притоке кадров в избранные обследуемым лицом профессии. Сделать заключение, в какой степени его мотивы совпадают с потребностью общества. (Если совпадают удовлетворительно — пункт 7, если мало совпадают — пункты 7а и 76).
|
|
7. Если обследование имеет групповой характер, то сгруппировать обследуемых лиц по сходству профессиональных интересов (для удобства проведения последующих бесед и других мероприятий по профпросвещению). Если обследование индивидуальное, непосредственно перейти к пункту 8.
7а. Обратиться к справочным источникам и найти сведения о неизвестных данному человеку профессиях, но вместе с тем характеризующихся высоким показателем спроса и согласующихся с системой ранее выявленных мотивов (или не противоречащих ей).
76. Сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 56, либо 11а и реализовать его.
8. Сделать заключение, предъявляет ли каждая из избранных данным человеком профессий (или избранная профессия) повышенные или специфические требования и необходимо ли специальное психологическое, психофизиологическое или медицинское обследование (если да — пункт 9, если нет — пункт 9 а).
9. Спланировать комплекс психодиагностических методов (экспериментальных и неэкспериментальных) в соответствии с избранными профессиями. При необходимости вернуться к пункту 2а.
9а. Наметить необходимые педагогические мероприятия и подготовить материалы для осуществления пункта 11 и перейти к нему.
10. Провести психодиагностическое обследование. Сделать заключение, в какой степени соответствует «психологический профиль» данного человека избранной им профессии. (Если в основном соответствует — пункты 9а и 11, если мало соответствует — 11а).
11. Утвердить данного человека (являющегося объектом профконсультации) в правильности его мнения об избранной профессии. Сообщить дополнительные сведения о путях овладения профессией (в частности, о возможных индивидуально-своеобразных вариантах хорошей работы — о возможном индивидуальном стиле деятельности). Дать представление о группе родственных профессий, о путях профессионального и социального роста в связи с избранной профессией. Заполнить типовые документы учета.
11а. Наметить и провести комплекс мероприятий по бесконфликтной переориентации данного человека на другую, более подходящую для него область деятельности. Заполнить типовые документы учета.
12. Убедиться в эффективности проведенных мероприя
тий, при отрицательном эффекте — наметить более углуб
ленную научно-практическую работу сданным человеком
по профориентации [вернувшись к более ранним пунктам
схемы |. • *
Как видно из схемы, работа профконсультанта предполагает вооруженность его целым рядом средств: материала-ми, содержащими разнообразную справочную информацию о профессиях и видах деятельности; б) методикой, которая поможет получить достаточно надежные сведения о способностях (и склонностях) человека в практически приемлемые сроки; в) типовой документацией для учета данных о лицах, охваченных работой по профконсультации.
Таким образом, по-настоящему помочь конкретному человеку выбрать профессию — дело хотя и вполне осуществимое, но отнюдь не простое. Это и понятно: ведь даже чтобы управлять самосвалом, нужно его долго и тщательно изучать и получить право на эту работу. Человек, являющийся объектом работы профконсультанта, конечно, сложнее любой технической машины, и его также нужно изучать и хорошо знать. Профконсультанту нужна специальная психолого-педагогическая подготовка. Знахарство здесь совершенно недопустимо.
Но вот профессия с нашей помощью или без нее выбрана, и нужно решать вторую задачу профконсультации — помочь «вжиться» в профессию, «найти себя» в данной трудовой деятельности, выработать, как уже говорилось, свой
стиль как условие мастерства, успеха в работе, а следовательно, и удовлетворенности ею. Профконсультанту на этом этапе целесообразно пользоваться схемой [6 ]:
■
Схема[6].
■
Схема цикла основных этапов научно-практической - работы при организации индивидуального подхода в целях продвижения Личности на все более высокие ступени Совладения общественным опытом (профессией).-
■
Цифры обозначают действия, стрелки — их последовательность и взаимосвязь. -. [Содержание действий см. в тексте с теми?ке обозначениями].
1. Описать систему объективных, (предметных и социальных) требований избранной человеком данной профессии. Сделать заключение, предъявляются ли в данной профессии специфические или повышенные требования к каким-либо психологическим качествам человека. Если не предъявляются, следовать к пункту 2а, если предъявляются — к 2,
Организационно это может быть уже не то же лицо или лица, которые осуществляли первую задачу профконсультации. Вопросы по приспособлению к профессии возникают перед профконсультантами, работающими при предприятиях, а не в школах.
2а. Считать, что решающим фактором успеха в данной профессиональной деятельности является некоторый минимум подготовленности, доступный каждому (в пределах нормы). Если в ходе адаптации к профессии в дальнейшем обнаружится неправильность отрицательного заключения, сделанного раньше (пункт 1), то перейти к пункту 2.
2. Описать у данного человека комплекс признаков, ха
рактеризующих успешность его работы («синдром успева
емости»). При этом учесть:
а) какие профессиональные задачи данный человек ре
шает наиболее легко и успешно;
б) какие задачи он решает с малым успехом или (несмот
ря даже на успех) с крайним напряжением сил. Следовать
к пункту 3.
3. Сделать гипотетические заключение о наиболее веро
ятных психологических факторах, обусловливающих опи
санный (в пункте 2) комплекс признаков успеваемости при
данном наборе объективных требований, При этом учесть:
а) систему мотивов;
б) полноту и качество необходимых знаний, навыков,
подготовленности, полноту ориентировки в условиях рабо
ты (полноту ориентировочной основы действий);
в) стойкие личные качества (психофизиологические
константы). Следовать к пункту 4.
4. Выявить у данного человека систему складывающихся
мотивов (отношение к разным сторонам работы). Оценить
их активность. Сделать заключение, удовлетворителен ли
в целом уровень мотивации. Если неудовлетворителен —
следовать к пункту 5а, если удовлетворителен — к пункту 5.
5а. Опираясь на известные положения общей и педагогической психологии и на арсенал социально-педагогических средств, построить систему педагогических воздействий на данного человека, чтобы сдвинуть мотивацию на удовлетворительный уровень. После достижения желаемого эффекта Ьерейти к пункту 5. Если эффекта не удается добиться, перейти к пункту 8.
5. Выявить у данного человека уровень подготовленно
сти, полноту ориентировки в объективных требованиях де
ятельности и личных качествах, необходимых для
успешной работы. Сделать заключение, удовлетворителен
ли в целом уровень полноты этой ориентировки. Если неу
довлетворителен, следовать к пункту 6а, если удовлетвори
телен — к пункту 6.
6а. Опираясь на...положения общей и педагогической психологии и арсенал педагогической техники, обеспечить удовлетворительную полноту ориентировочной основы деятельности и перейти к пункту 6.
6. Предположительно выявить стойкие качества:
а) способствующие; б) противодействующие успешному выполнению деятельности.
Сформулировать предположения о возможных путях и способах использования качеств группы «а» и компенсаторного преодоления качеств группы «б». Наметить систему необходимых социально-педагогических мероприятий и осуществить их. При положительном эффекте считать цикл работы с данным человеком законченным (можно следовать снова к пункту 1 для повторения работы на более высоком уровне). При неудовлетворительном эффекте перейти к пункту 7.
7. Сформулировать предположения о возможности и целесообразности создания предметных и микросоциальных, специфически благоприятных для данного человека. Если практическое осуществление таких условий дает положительный эффект, считать цикл индивидуальной работы с данным человеком законченным (можно следовать снова к пункту 1 для повторения работы на более высоком уровне). [Если положительного эффекта нет — к пункту 8 ].
8. Осуществить пересмотр решения о выборе профессии, обеспечив бесконфликтную переориентацию целей и мотивов личности. В связи с переходом к новой работе перейти к пункту 1.
Могут сказать, что мы рекомендуем заниматься слишком хлопотным делом — дойти до каждого, а сколько таких «каждых»! Человек — объект в высшей степени достойный, чтобы им заниматься достаточно тщательно, и это одно из условий успешной практической реализации принципа «От каждого по способностям...». Кроме того, работающий человек не только объект для профконсультанта, но и активный созидатель способов своей работы, своего мастерства и своего стиля в работе, то есть в полном смысле субъект, творец своей личности. И наиболее желательным результатом, венцом профориентации, профотбора профконсульта-ции должен быть именно такой работник, который в конечном счете способен самостоятельно совершенствовать себя как представителя профессии.
1.3.4. Общая характеристика состояния, и задач научных исследований по комплексной проблеме «Профориентация»
[1969, 1972]15
...Одним из количественных показателей состояния и развития исследований в науковедении принято считать число публикаций.
Начиная с 1964 года происходил неуклонный рост числа статей, особенно отчетливо выраженный в 1966 году (год проведения Киевской конференции по профориентации, которая была существенным толчком в разработке проблемы).
За 3-летний период с 1966 по 1969 годы число статей возросло почти вдвое, а с 1964 по 1969 — в семь раз. Это бурные темпы роста исследований (достаточно вспомнить, что в таких науках', как физика, химия, удвоение публикаций происходит за 7-15 лет).
В то же время сейчас, если судить по прогнозам на 1970 год, ожидается уменьшение количества мелких работ и неуклонное возрастание числа монографических работ, книг. Это отрадный факт, говорящий, вероятно, о том, что проблема профориентации покидает период юности и приобретает признаки зрелости.
Наибольшее количество книг и брошюр (с 1964 по 1968 годы — одна треть, а в 1969 году — половина) посвящено школьно-педагогическим аспектам профориентации. На втором месте — экономические вопросы (одна четверть книг и брошюр), на третьем — медико-гигиенические (одна пятая честь всех книг и брошюр), на четвертом — литература (о выборе профессии) в помощь учащимся школ.
Почти нет книг и брошюр о роли и задачах семьи в выборе профессии. Почти нет крупных работ по проблемам средств массового воспитания, по вопросам диагностики способностей, по вопросам профессиологии, профессиографии и психофизиологической систематики профессий, а также по различным вопросам профориентации и профконсульта-ции в системе профтехобразования.
Наибольшее число статей за период с 1964 по 1968 годы также посвящено школьнопедагогическим аспектам проблемы (одна треть), общетеоретическим вопросам профориентации (одна пятая) и отчасти диагностике
способностей. Наблюдается некоторый спад количества мелких публикаций по экономическим, и медико-гигиеническим вопросам. Ничтожно мало статей для родителей (о роли семьи в выборе профессии). Несколько возрастает в последнее время активность вокруг вопросов профориентации в системе профтехобразования.
По данным 1969 года, наиболее основательно представлены работы опять-таки по проблемам школы и ее роли в профориентации молодежи, по экономическим и психологическим вопросам. Практически почти нет исследований по вопросам подготовки педагогических кадров к работе по профориентации.
Плохо, что подавляющее большинство работ написано авторами-одиночками («сольные» работы) и мало работ двух, трех, четырех и более авторов. (Как известно, возрастание числа авторов характерно для работ в области современных наук и это соответствовало бы комплексному характеру проблемы профориентации).
Наряду с ростом числа публикаций неуклонно растет количество единиц такой формы выдачи результатов, как доклады и лекции. Это практически эффективная форма оперативной выдачи результатов. За три года (с 1967 по 1969) количество лекций и докладов по вопросам профориентации возросло более, чем в три раза (измеряется многими сотнями) и имеет тенденции к росту.
Тревожным является то, что на уровне кандидатских диссертаций работ выполняется мало, крайне низки темпы роста количества этих работ и не планируется увеличение этих темпов. (Мы далеки оттого, чтобы рассматривать подготовку диссертаций как самоцель; диссертация должна быть естественным следствием работы, проводимой на высоком уровне. Таким образом, количество диссертаций мы рассматриваем как интегральный показатель высоты научного уровня исследований).
Тревожным является и то, что на уровне докторских диссертаций по вопросам профориентации работ почти не планируется. Это симптом того, что проблема профориентации еще не достаточно осознана как научная проблема, а понимается как утилитарно-прикладная.
С точки зрения общей качественной оценки обстановки поучительно рассмотреть некоторые данные относительно структуры кадров, занятых в области профориентации.
Количество кадров, занятых в интересующей нас области, в целом неуклонно рослое 1966 по 1969 годы. При этом, наиболее бурно росло количество кадров, занятых в сфере научных исследований, менее — в сфере практически-организаторской и еще менее в области практико-исполни-тельской. Обращает на себя внимание настораживающий прогноз — количество практических исполнителей имеет тенденцию снижаться. Это плохо с точки зрения задач и перспектив внедрения результатов исследований в практику. В связи с этим важнейшая задача — расширение круга практических работников при одновременном повышении их специальной культуры, квалификации.
Если мы рассмотрим динамику структуры научных кадров, то увидим, что медленнее всего растет в нашей отрасли знания абсолютное количество кадров высокой научной квалификации (кандидатов и докторов наук) и наиболее бурно растет в количественном отношении прослойка научных работников без ученых степеней. Хорошо, если это реальный резерв науки. Одна из важнейших задач состоит
втом, чтобы рассматривать эту прослойку как такой резерв, резко усилить борьбу за повышение качества и уровня работы этой группы кадров.
Пока что относительная доля кандидатов и докторов наук неуклонно падает, а доля работников без степени — неуклонно растет. Это обстоятельство потенциально содержит угрозу дискредитации проблемы, если не ставить со все остротой вопросы подготовки научных кадров.
Следует отметить, что из более, чем 70 известных нам центров, где ведется работа по тем или иным вопросам профориентации, только половина имеет в своем составе кандидатов и докторов наук. При этом доктора наук представлены прежде всего среди работников медико-биологического профиля, экономического и лишь в последнюю очередь — среди педагогов и психологов.
Кандидаты наук наиболее хорошо представлены в области педагогических аспектов профориентации, затем экономических и наиболее мало представлены в области медико-физиологических аспектов проблемы. Создается впечатление, что среднее звено кадров медико-биологических наук не очень активно берет эстафету у старшего звена.
В целом описанный бурный рост круга работников, занятых в области профориентации, ставит две жизненно
важные задачи. Особое значение приобретает, во-первых, вопрос рациональной теоретической и организационной координации работ. При этом первостепенное значение имеет именно теоретическая координация, так как именно теоретически-непротиворечивое понимание вопросов лучше всего организует кадры исследователей. Необходимо стимулировать выделение «центров кристаллизации» по каждому из аспектов проблемы. Во-вторых, огромную важность приобретает вопрос подготовки кадров специалистов всех уровней в области профориентации. Без этого проблема будет неизбежно дискредитирована.
Итак, мы рассмотрели некоторые особенности проблематики и общего качественного уровня исследований, Перейдем к анализу некоторых общих качественных и количественных характеристик общих и частных методов исследований.
Комплексный характер проблемы, необходимость участия в ее разработке представителей очень разнородных наук обусловливает и соответствующее разнообразие методов, применяемых в отдельных исследованиях.
В связи с задачей координации работ все методы можно интерпретировать как объединенные в некоторую иерархию, обозначаемую в целом как метод формирующего социального эксперимента, включающего следующие этапы:
1. Анализ традиционно сложившейся системы подготовки молодежи к выбору профессии. Этот этап включает период подготовки Киевской конференции 1966 года и последующее развертывание работ до 1968 года.
2. Постановка основных задач совершенствования сложившейся системы профориентации. Организационной вехой этого этапа было первое координационное совещание соисполнителей темы 41.511 (раздел 2) во ВНИИ профтехобразования (1968 год, апрель).
3. Разработка в соответствии с основными аспектами
проблемы отдельных звеньев рационализированной систе
мы профориентации, их опытная проверка в пробных экс
периментах, обсуждение и доработка. Это современный
этап разработки проблемы. О нем будет сказано более под
робно несколько ниже.
4. Разработка проекта (идеального пдана) рациональной
системы профориентации в стране. Существенный матери
ал для этого дало Первое Всесоюзное совещание по проф
ориентации в школе [речь идет о Совещании, для которого
делаетря данный доклад — декабрь 1969 года] и должен дать сводный коллективный отчет соисполнителей темы 41.511 (раздел 2), (1970 год).
5. Внедрение разработанных предложений в ряде городов, областей, зон в целях дальнейшей проверки (1971-73 г.г.). Доработка системы предложений по профориентации и подготовка более широкого внедрения (1974-75 г.г.).
Итак, мы находимся на третьем из названных этапов. Каково положение дел в области более частных психодиагностических и профориентационных методов исследования? Рассмотрим некоторые общие количественные и качественные характеристики этих методов.
В различных научных коллективах разработано и используется, по имеющимся у нас данным, около 40 (а именно 37) уникальных приборов и установок. Наряду с этим широко используются и типовые приборы. Разработано за этот период и применяется в обследованиях около 400 (а именно 376) оригинальных форм документов. При этом с 1966 по 1969 годы ежегодно появлялись на свет в среднем 80 (82) таких форм. Вместе с тем, широко применяются и документы, заимствованные в порядке обмена опытом между научными работниками и коллективами.
Наблюдался рост средств на оборудование лабораторий. С1966 по 1969 годы расход таких средств возрастал в среднем на 23 процента в год. Особенно резкий скачок (увеличение вложений в 5-6 раз) отмечен между 1968 и 1969 годами. Ожидается и дальнейшее увеличение средств, расходуемых на оборудование (планируется рост в 1970 году на 10 процентов по сравнению с 1969 годом). Это ураганные темпы оснащения лабораторий. Суммарное количество обследованных (теми или иными методами) лиц приближается к 100.000.
Казалось бы это неплохо. Но творческие поиски методов, стремление каждого коллектива или автора создавать «свои», «киевские», «новосибирские», «московские», «ленинградские», «луганские», «казанские» и др. методы, приборы, тестирующие документы, имеет и свою отрицательную сторону, результаты, полученные разными авторами, обычно не поддаются строгому сравнению из-за различий в методиках. Поэтому затрудняется решение вопроса об определении стандартных пределов и ступеней нормального варьирования тех или иных психологических и
■
■
физиологических параметров человека. Это крупный недостаток, характеризующий методы исследования.
Стандартизация и унификация методов (при этом не только психодиагностических, но и профессиографиче-ских) — важнейшая и неотложная задача дальнейшей работы.