Аспектов общей программы) 2 страница

В-третьих, учащиеся часто недооценивают серьезность
задачи выбора профессии. ■...,..

Все эти обстоятельства говорят о том, что без помощи, без консультации более знающих и опытных лиц старший школьник не может осуществить выбор ни сознательно, ни


свободно, ни самостоятельно. Почему? Потому что созна­тельным выбор может быть только тогда, когда подросток знает многие возможные варианты выбора (знает о многих профессиях), имеет представление о том, каких личных качеств, способностей требует та или иная профессия, ка­ков спрос в обществе на эти профессии, какие возможности профессионального и социального роста они обеспечивают человеку. Как правило, все эти обстоятельства ученику мало известны. Значит, выбор может лишь казаться ему сознательным, не будучи таковым в действительности.

Подлинно свободным выбор профессии будет лишь в слу­чае, когда решение принимается со знанием всех сущест­венных ограничений. Иногда свободу выбора понимают примитивно, по принципу «вольному — воля» или «хочешь — валяй». Это неправильно. Например, девушка захотела стать учительницей. А почему бы и нет? Профессия уважа­емая. И вот бывшая ученица поступила в институт, учится, даже хорошо сдает зачеты и экзамены, но ее тяготит обще­ние с детьми, не увлекает практика в школе, не удовлетво­ряет работа по формированию знаний, представляясь ей «нудной», а направляясь после звонка в класс, она со вздо­хом говорит: «Ну, пора идти в свой обезьянник». Нарастает поток тягостных переживаний и, наконец, уже с дипломом вуза она уходит от педагогического труда, устраивается корректором в издательстве. Через некоторое время оказы­вается, что и там работа ей «не по душе». Она очень любит вышивать, шить и особенно конструировать одежду, но эта профессиональная область казалась ей раньше не очень уважаемой, она как бы стеснялась сделать этот выбор; те­перь после долгих лет блужданий она, наконец, поняла свою ошибку, исправила ее и именно здесь «нашла себя».

В вышеприведенном примере выбор профессии, казалось бы, сделан после окончания школы свободно: «захотела — выбрала». Но это лишь кажущаяся свобода, так как человек оказался в полной зависимости от обстоятельств, которые он не пытался предвидеть, учесть, поэтому и вынужден был бросить начатое дело, зачеркнуть годы жизни и т.д. Какая же это свобода, если она порождает ряд вынужденных по­ступков!

Подлинно свободный выбор — это выбор со знанием де­ла, ибо свобода — это осознанная необходимость. Из ска­занного следует, что для обеспечения свободного выбора


профессии старшему школьнику совершенно необходима консультация, расширяющая его знания о тех условиях, которые нужно учитывать при решении вопроса о выборе профессии.

Что значит правильно выбрать профессию? Может быть, это значит, что выпускник школы должен посвятить себя той профессии, на которую большой спрос, т.е. наиболее «дефицитной»? Например, судя по систематическим заяв­кам предприятий, сейчас почти любому промышленному предприятию очень нужны токари, фрезеровщики и вообще станочники. Сфера торгового обслуживания очень нужда­ется в продавцах продовольственных товаров, строительст­во — в монтажниках зданий и конструкций. Может быть, без долгих размышлений следует избрать одну из этих про­фессий, что и будет наиболее правильным решением воп­роса? Это не совсем так.

Выбор профессии нужно обязательно согласовывать с объективной потребностью общества, но этого недостаточ­но. Если учитывать только один этот фактор, решение мо­жет быть не наилучшим.

Может быть, правильно выбрать профессию — это зна­чит посвятить себя тому делу, к которому наиболее спосо­бен? Но, во-первых, пока человек не работал, нельзя уверенно ответить на вопрос, к чему он наиболее способен. Во-вторых, у человека бывают способности к очень многим родственным профессиям, причем о большинстве из них он обычно и не подозревает (как впрочем и учитель, и роди­тель), так как профессий и специальностей не десятки и даже не сотни, а тысячи.

> Кроме того, если бы фактор способностей сам по себе был идеально учтен, но упущен из виду фактор спроса, о чем говорилось раньше, то это ставит человека опять-таки в невыгодное положение. Еще К. Маркс говорил, что возмож­ность развить свой талант зависит от того, есть ли в обще­стве спрос на этот талант. Профессия, выбранная хотя и по способностям, но без учета этого спроса, создает неблагоп­риятные условия для развития способностей, профессио­нального роста и социального продвижения человека.

Может быть, наконец, правильно выбрать профессию — это значит выбрать ее «по интересу», выбрать то, что нра­вится? Следует заметить, что очень часто человеку нравит­ся то, к чему он наиболее способен. Таким образом,


учитывая склонности, мы с большой вероятностью, как бы автоматически, учитываем и способности. Более того, ак­тивный интерес есть важное условие развития способно­стей. Если у человека воспитан активный интерес к какому-либо делу, то этот человек становится как бы та­лантливей и талантливей. Но, во-первых, человек может интересоваться чем-то пассивно, может интересоваться и тем, к чему наименее способен (например, подражая това­рищам становится псевдотсатралом или псевдолетчиком, или псевдожурналистом и т.п.). Во-вторых, эти интересы очень сильно зависят от осведомленности о том или ином круге профессий, а отсутствие этой осведомленности есть одно из слабых мест школьников (и учителей). Таким об­разом, если определенный интерес к профессии может быть следствием невежества, а профессия выбирается «по инте­ресу», то такой выбор нельзя с уверенностью назвать пра­вильным.

Итак, мы рассмотрели три условия, которые надо учи­тывать при решении вопроса о выборе профессии; их кратко можно назвать так: 1)«требуется»; 2) «способен»; 3)«скло-нен» (интересуется) или еще короче: (как бы от лица уче­ника): «нужно», «могу», «хочу».

Учет каждого из этих условий порознь не гарантирует правильности выбора профессии. Нужно принимать во вни­мание все эти три условия одновременно.

Как это сделать? Какими должны быть основные дейст­вия при решении задачи о выборе профессии?

Прежде всего следует различать две самостоятельные задачи профконсультации:

а) помощь человеку, вступающему в трудовую жизнь,
правильно решить вопрос о выборе профессии;

б) обеспечить наилучшую адаптацию человека к про­
фессии, помочь ему «найти себя» в данной области, выра­
ботать свой стиль, свой почерк в работе.

Лицу или группе лиц, осуществляющих профконсульта-цию по выбору профессии целесообразно руководствовать­ся схемой [5].

1. На основании типовых документов медицинского об­следования уточнить, находится ли физическое и нервно-психическое состояние интересующего нас человека в пределах широкой нормы. (Если да, следовать к пункту 2, если нет — к пункту 2а).


 

 

L

Г 9

t

Г 7

L

Г 5

t


J. 9a

J

 

A

1 --------------

6 5a-^56


Схема [5].

Схема решения

задачи о выборе

профессии при

ирофконсультации.



Г 2

t


i


2a

J


Цифры на схеме обознача­ют действия, стрелки — их последовательность и взаимосвязь. (Содер­жание действий см. в тексте с теми же обоз­начениями].


2. Провести по специальной программе вводную беседу
или лекцию о выборе профессии.

2а. Рекомендуется медицинская профконсультация, не являющаяся предметом компетенции психологов и педаго­гов (в комплексе с инженерами).

3. Выявить у опрашиваемого систему ведущих и побоч­ных мотивов, существенных для выбора профессии. Зане­сти результаты в типовые документы учета.

4. Установить, намечает ли данный человек для себя определенную профессию, группу профессий (если да — пункт 5, если нет — пункт 5а и далее 56).

5. Обратиться к соответствующим справочным источни­кам и найти сведения о профессиях, избранных обследуе­мым лицом.

I


5а. Обратиться к соответствующим справочным источ­никам и найти сведения о профессиях, характеризующихся наиболее высокими показателями спроса и вместе с тем наиболее согласующихся с системой выявленных у данного лица мотивов (или хотя бы не противоречащих системе его

мотивов).

56. Наметить и провести мероприятия (беседы, экскур­сии, кинопросмотры и т.п.) по расширению у данного чело­века знаний, представлений о соответствующих (пункт 5а) профессиях. Вернуться к пункту 3.

6. Уточнить показатели общей и местной потребности народного хозяйства в притоке кадров в избранные обсле­дуемым лицом профессии. Сделать заключение, в какой степени его мотивы совпадают с потребностью общества. (Если совпадают удовлетворительно — пункт 7, если мало совпадают — пункты 7а и 76).

7. Если обследование имеет групповой характер, то сгруппировать обследуемых лиц по сходству профессио­нальных интересов (для удобства проведения последующих бесед и других мероприятий по профпросвещению). Если обследование индивидуальное, непосредственно перейти к пункту 8.

7а. Обратиться к справочным источникам и найти сведе­ния о неизвестных данному человеку профессиях, но вместе с тем характеризующихся высоким показателем спроса и согласующихся с системой ранее выявленных мотивов (или не противоречащих ей).

76. Сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 56, либо 11а и реализовать его.

8. Сделать заключение, предъявляет ли каждая из из­бранных данным человеком профессий (или избранная про­фессия) повышенные или специфические требования и необходимо ли специальное психологическое, психофизи­ологическое или медицинское обследование (если да — пункт 9, если нет — пункт 9 а).

9. Спланировать комплекс психодиагностических мето­дов (экспериментальных и неэкспериментальных) в соот­ветствии с избранными профессиями. При необходимости вернуться к пункту 2а.

9а. Наметить необходимые педагогические мероприятия и подготовить материалы для осуществления пункта 11 и перейти к нему.


10. Провести психодиагностическое обследование. Сде­лать заключение, в какой степени соответствует «психоло­гический профиль» данного человека избранной им профессии. (Если в основном соответствует — пункты 9а и 11, если мало соответствует — 11а).

11. Утвердить данного человека (являющегося объектом профконсультации) в правильности его мнения об избран­ной профессии. Сообщить дополнительные сведения о пу­тях овладения профессией (в частности, о возможных индивидуально-своеобразных вариантах хорошей работы — о возможном индивидуальном стиле деятельности). Дать представление о группе родственных профессий, о путях профессионального и социального роста в связи с избранной профессией. Заполнить типовые документы учета.

11а. Наметить и провести комплекс мероприятий по бес­конфликтной переориентации данного человека на другую, более подходящую для него область деятельности. Запол­нить типовые документы учета.

12. Убедиться в эффективности проведенных мероприя­
тий, при отрицательном эффекте — наметить более углуб­
ленную научно-практическую работу сданным человеком
по профориентации [вернувшись к более ранним пунктам
схемы |. • *

Как видно из схемы, работа профконсультанта предпо­лагает вооруженность его целым рядом средств: материала-ми, содержащими разнообразную справочную информацию о профессиях и видах деятельности; б) мето­дикой, которая поможет получить достаточно надежные сведения о способностях (и склонностях) человека в прак­тически приемлемые сроки; в) типовой документацией для учета данных о лицах, охваченных работой по профкон­сультации.

Таким образом, по-настоящему помочь конкретному человеку выбрать профессию — дело хотя и вполне осуще­ствимое, но отнюдь не простое. Это и понятно: ведь даже чтобы управлять самосвалом, нужно его долго и тщательно изучать и получить право на эту работу. Человек, являю­щийся объектом работы профконсультанта, конечно, слож­нее любой технической машины, и его также нужно изучать и хорошо знать. Профконсультанту нужна специальная психолого-педагогическая подготовка. Знахарство здесь совершенно недопустимо.


Но вот профессия с нашей помощью или без нее выбрана, и нужно решать вторую задачу профконсультации — по­мочь «вжиться» в профессию, «найти себя» в данной трудо­вой деятельности, выработать, как уже говорилось, свой

стиль как условие мастерства, успеха в работе, а следова­тельно, и удовлетворенности ею. Профконсультанту на этом этапе целесообразно пользоваться схемой [6 ]:




Схема[6].

Схема цикла основных этапов научно-практической - работы при организации индивидуального подхода в целях продвижения Личности на все более высокие ступе­ни Совладения общественным опытом (профессией).-

Цифры обозначают действия, стрел­ки — их последовательность и вза­имосвязь. -. [Содержание действий см. в тексте с теми?ке обозначениями].


1. Описать систему объективных, (предметных и соци­альных) требований избранной человеком данной профес­сии. Сделать заключение, предъявляются ли в данной профессии специфические или повышенные требования к каким-либо психологическим качествам человека. Если не предъявляются, следовать к пункту 2а, если предъявляются — к 2,

Организационно это может быть уже не то же лицо или лица, которые осуществляли первую задачу профконсультации. Вопросы по приспо­соблению к профессии возникают перед профконсультантами, работаю­щими при предприятиях, а не в школах.


2а. Считать, что решающим фактором успеха в данной профессиональной деятельности является некоторый ми­нимум подготовленности, доступный каждому (в пределах нормы). Если в ходе адаптации к профессии в дальнейшем обнаружится неправильность отрицательного заключения, сделанного раньше (пункт 1), то перейти к пункту 2.

2. Описать у данного человека комплекс признаков, ха­
рактеризующих успешность его работы («синдром успева­
емости»). При этом учесть:

а) какие профессиональные задачи данный человек ре­
шает наиболее легко и успешно;

б) какие задачи он решает с малым успехом или (несмот­
ря даже на успех) с крайним напряжением сил. Следовать
к пункту 3.

3. Сделать гипотетические заключение о наиболее веро­
ятных психологических факторах, обусловливающих опи­
санный (в пункте 2) комплекс признаков успеваемости при
данном наборе объективных требований, При этом учесть:

а) систему мотивов;

б) полноту и качество необходимых знаний, навыков,
подготовленности, полноту ориентировки в условиях рабо­
ты (полноту ориентировочной основы действий);

в) стойкие личные качества (психофизиологические
константы). Следовать к пункту 4.

4. Выявить у данного человека систему складывающихся
мотивов (отношение к разным сторонам работы). Оценить
их активность. Сделать заключение, удовлетворителен ли
в целом уровень мотивации. Если неудовлетворителен —
следовать к пункту 5а, если удовлетворителен — к пункту 5.

5а. Опираясь на известные положения общей и педаго­гической психологии и на арсенал социально-педагогиче­ских средств, построить систему педагогических воздействий на данного человека, чтобы сдвинуть мотива­цию на удовлетворительный уровень. После достижения желаемого эффекта Ьерейти к пункту 5. Если эффекта не удается добиться, перейти к пункту 8.

5. Выявить у данного человека уровень подготовленно­
сти, полноту ориентировки в объективных требованиях де­
ятельности и личных качествах, необходимых для
успешной работы. Сделать заключение, удовлетворителен
ли в целом уровень полноты этой ориентировки. Если неу­
довлетворителен, следовать к пункту 6а, если удовлетвори­
телен — к пункту 6.


6а. Опираясь на...положения общей и педагогической психологии и арсенал педагогической техники, обеспечить удовлетворительную полноту ориентировочной основы де­ятельности и перейти к пункту 6.

6. Предположительно выявить стойкие качества:

а) способствующие; б) противодействующие успешному выполнению деятельности.

Сформулировать предположения о возможных путях и способах использования качеств группы «а» и компенсатор­ного преодоления качеств группы «б». Наметить систему необходимых социально-педагогических мероприятий и осуществить их. При положительном эффекте считать цикл работы с данным человеком законченным (можно следовать снова к пункту 1 для повторения работы на более высоком уровне). При неудовлетворительном эффекте перейти к пункту 7.

7. Сформулировать предположения о возможности и це­лесообразности создания предметных и микросоциальных, специфически благоприятных для данного человека. Если практическое осуществление таких условий дает положи­тельный эффект, считать цикл индивидуальной работы с данным человеком законченным (можно следовать снова к пункту 1 для повторения работы на более высоком уровне). [Если положительного эффекта нет — к пункту 8 ].

8. Осуществить пересмотр решения о выборе профессии, обеспечив бесконфликтную переориентацию целей и моти­вов личности. В связи с переходом к новой работе перейти к пункту 1.

Могут сказать, что мы рекомендуем заниматься слиш­ком хлопотным делом — дойти до каждого, а сколько таких «каждых»! Человек — объект в высшей степени достойный, чтобы им заниматься достаточно тщательно, и это одно из условий успешной практической реализации принципа «От каждого по способностям...». Кроме того, работающий че­ловек не только объект для профконсультанта, но и актив­ный созидатель способов своей работы, своего мастерства и своего стиля в работе, то есть в полном смысле субъект, творец своей личности. И наиболее желательным результа­том, венцом профориентации, профотбора профконсульта-ции должен быть именно такой работник, который в конечном счете способен самостоятельно совершенствовать себя как представителя профессии.


1.3.4. Общая характеристика состояния, и задач научных исследований по комплексной проблеме «Профориентация»

[1969, 1972]15

...Одним из количественных показателей состояния и развития исследований в науковедении принято считать число публикаций.

Начиная с 1964 года происходил неуклонный рост числа статей, особенно отчетливо выраженный в 1966 году (год проведения Киевской конференции по профориентации, которая была существенным толчком в разработке пробле­мы).

За 3-летний период с 1966 по 1969 годы число статей возросло почти вдвое, а с 1964 по 1969 — в семь раз. Это бурные темпы роста исследований (достаточно вспомнить, что в таких науках', как физика, химия, удвоение публика­ций происходит за 7-15 лет).

В то же время сейчас, если судить по прогнозам на 1970 год, ожидается уменьшение количества мелких работ и не­уклонное возрастание числа монографических работ, книг. Это отрадный факт, говорящий, вероятно, о том, что про­блема профориентации покидает период юности и приобре­тает признаки зрелости.

Наибольшее количество книг и брошюр (с 1964 по 1968 годы — одна треть, а в 1969 году — половина) посвящено школьно-педагогическим аспектам профориентации. На втором месте — экономические вопросы (одна четверть книг и брошюр), на третьем — медико-гигиенические (од­на пятая честь всех книг и брошюр), на четвертом — лите­ратура (о выборе профессии) в помощь учащимся школ.

Почти нет книг и брошюр о роли и задачах семьи в выборе профессии. Почти нет крупных работ по проблемам средств массового воспитания, по вопросам диагностики способно­стей, по вопросам профессиологии, профессиографии и пси­хофизиологической систематики профессий, а также по различным вопросам профориентации и профконсульта-ции в системе профтехобразования.

Наибольшее число статей за период с 1964 по 1968 годы также посвящено школьнопедагогическим аспектам про­блемы (одна треть), общетеоретическим вопросам проф­ориентации (одна пятая) и отчасти диагностике


способностей. Наблюдается некоторый спад количества мелких публикаций по экономическим, и медико-гигиени­ческим вопросам. Ничтожно мало статей для родителей (о роли семьи в выборе профессии). Несколько возрастает в последнее время активность вокруг вопросов профориента­ции в системе профтехобразования.

По данным 1969 года, наиболее основательно представ­лены работы опять-таки по проблемам школы и ее роли в профориентации молодежи, по экономическим и психоло­гическим вопросам. Практически почти нет исследований по вопросам подготовки педагогических кадров к работе по профориентации.

Плохо, что подавляющее большинство работ написано авторами-одиночками («сольные» работы) и мало работ двух, трех, четырех и более авторов. (Как известно, возра­стание числа авторов характерно для работ в области совре­менных наук и это соответствовало бы комплексному характеру проблемы профориентации).

Наряду с ростом числа публикаций неуклонно растет количество единиц такой формы выдачи результатов, как доклады и лекции. Это практически эффективная форма оперативной выдачи результатов. За три года (с 1967 по 1969) количество лекций и докладов по вопросам профори­ентации возросло более, чем в три раза (измеряется многи­ми сотнями) и имеет тенденции к росту.

Тревожным является то, что на уровне кандидатских диссертаций работ выполняется мало, крайне низки темпы роста количества этих работ и не планируется увеличение этих темпов. (Мы далеки оттого, чтобы рассматривать под­готовку диссертаций как самоцель; диссертация должна быть естественным следствием работы, проводимой на вы­соком уровне. Таким образом, количество диссертаций мы рассматриваем как интегральный показатель высоты науч­ного уровня исследований).

Тревожным является и то, что на уровне докторских диссертаций по вопросам профориентации работ почти не планируется. Это симптом того, что проблема профориен­тации еще не достаточно осознана как научная проблема, а понимается как утилитарно-прикладная.

С точки зрения общей качественной оценки обстановки поучительно рассмотреть некоторые данные относительно структуры кадров, занятых в области профориентации.


Количество кадров, занятых в интересующей нас обла­сти, в целом неуклонно рослое 1966 по 1969 годы. При этом, наиболее бурно росло количество кадров, занятых в сфере научных исследований, менее — в сфере практически-ор­ганизаторской и еще менее в области практико-исполни-тельской. Обращает на себя внимание настораживающий прогноз — количество практических исполнителей имеет тенденцию снижаться. Это плохо с точки зрения задач и перспектив внедрения результатов исследований в практи­ку. В связи с этим важнейшая задача — расширение круга практических работников при одновременном повышении их специальной культуры, квалификации.

Если мы рассмотрим динамику структуры научных кад­ров, то увидим, что медленнее всего растет в нашей отрасли знания абсолютное количество кадров высокой научной квалификации (кандидатов и докторов наук) и наиболее бурно растет в количественном отношении прослойка науч­ных работников без ученых степеней. Хорошо, если это реальный резерв науки. Одна из важнейших задач состоит

втом, чтобы рассматривать эту прослойку как такой резерв, резко усилить борьбу за повышение качества и уровня ра­боты этой группы кадров.

Пока что относительная доля кандидатов и докторов на­ук неуклонно падает, а доля работников без степени — неуклонно растет. Это обстоятельство потенциально содер­жит угрозу дискредитации проблемы, если не ставить со все остротой вопросы подготовки научных кадров.

Следует отметить, что из более, чем 70 известных нам центров, где ведется работа по тем или иным вопросам профориентации, только половина имеет в своем составе кандидатов и докторов наук. При этом доктора наук пред­ставлены прежде всего среди работников медико-биологи­ческого профиля, экономического и лишь в последнюю очередь — среди педагогов и психологов.

Кандидаты наук наиболее хорошо представлены в обла­сти педагогических аспектов профориентации, затем эко­номических и наиболее мало представлены в области медико-физиологических аспектов проблемы. Создается впечатление, что среднее звено кадров медико-биологиче­ских наук не очень активно берет эстафету у старшего зве­на.

В целом описанный бурный рост круга работников, за­нятых в области профориентации, ставит две жизненно


важные задачи. Особое значение приобретает, во-первых, вопрос рациональной теоретической и организационной ко­ординации работ. При этом первостепенное значение имеет именно теоретическая координация, так как именно теоре­тически-непротиворечивое понимание вопросов лучше всего организует кадры исследователей. Необходимо сти­мулировать выделение «центров кристаллизации» по каж­дому из аспектов проблемы. Во-вторых, огромную важность приобретает вопрос подготовки кадров специали­стов всех уровней в области профориентации. Без этого проблема будет неизбежно дискредитирована.

Итак, мы рассмотрели некоторые особенности проблема­тики и общего качественного уровня исследований, Перей­дем к анализу некоторых общих качественных и количественных характеристик общих и частных методов исследований.

Комплексный характер проблемы, необходимость уча­стия в ее разработке представителей очень разнородных наук обусловливает и соответствующее разнообразие мето­дов, применяемых в отдельных исследованиях.

В связи с задачей координации работ все методы можно интерпретировать как объединенные в некоторую иерар­хию, обозначаемую в целом как метод формирующего со­циального эксперимента, включающего следующие этапы:

1. Анализ традиционно сложившейся системы подготов­ки молодежи к выбору профессии. Этот этап включает пе­риод подготовки Киевской конференции 1966 года и последующее развертывание работ до 1968 года.

2. Постановка основных задач совершенствования сло­жившейся системы профориентации. Организационной ве­хой этого этапа было первое координационное совещание соисполнителей темы 41.511 (раздел 2) во ВНИИ профте­хобразования (1968 год, апрель).

3. Разработка в соответствии с основными аспектами
проблемы отдельных звеньев рационализированной систе­
мы профориентации, их опытная проверка в пробных экс­
периментах, обсуждение и доработка. Это современный
этап разработки проблемы. О нем будет сказано более под­
робно несколько ниже.

4. Разработка проекта (идеального пдана) рациональной
системы профориентации в стране. Существенный матери­
ал для этого дало Первое Всесоюзное совещание по проф­
ориентации в школе [речь идет о Совещании, для которого


делаетря данный доклад — декабрь 1969 года] и должен дать сводный коллективный отчет соисполнителей темы 41.511 (раздел 2), (1970 год).

5. Внедрение разработанных предложений в ряде горо­дов, областей, зон в целях дальнейшей проверки (1971-73 г.г.). Доработка системы предложений по профориентации и подготовка более широкого внедрения (1974-75 г.г.).

Итак, мы находимся на третьем из названных этапов. Каково положение дел в области более частных психодиаг­ностических и профориентационных методов исследова­ния? Рассмотрим некоторые общие количественные и качественные характеристики этих методов.

В различных научных коллективах разработано и ис­пользуется, по имеющимся у нас данным, около 40 (а имен­но 37) уникальных приборов и установок. Наряду с этим широко используются и типовые приборы. Разработано за этот период и применяется в обследованиях около 400 (а именно 376) оригинальных форм документов. При этом с 1966 по 1969 годы ежегодно появлялись на свет в среднем 80 (82) таких форм. Вместе с тем, широко применяются и документы, заимствованные в порядке обмена опытом меж­ду научными работниками и коллективами.

Наблюдался рост средств на оборудование лабораторий. С1966 по 1969 годы расход таких средств возрастал в сред­нем на 23 процента в год. Особенно резкий скачок (увели­чение вложений в 5-6 раз) отмечен между 1968 и 1969 годами. Ожидается и дальнейшее увеличение средств, рас­ходуемых на оборудование (планируется рост в 1970 году на 10 процентов по сравнению с 1969 годом). Это ураганные темпы оснащения лабораторий. Суммарное количество об­следованных (теми или иными методами) лиц приближает­ся к 100.000.

Казалось бы это неплохо. Но творческие поиски методов, стремление каждого коллектива или автора создавать «свои», «киевские», «новосибирские», «московские», «ле­нинградские», «луганские», «казанские» и др. методы, при­боры, тестирующие документы, имеет и свою отрицательную сторону, результаты, полученные разными авторами, обычно не поддаются строгому сравнению из-за различий в методиках. Поэтому затрудняется решение воп­роса об определении стандартных пределов и ступеней нор­мального варьирования тех или иных психологических и


физиологических параметров человека. Это крупный недо­статок, характеризующий методы исследования.

Стандартизация и унификация методов (при этом не только психодиагностических, но и профессиографиче-ских) — важнейшая и неотложная задача дальнейшей ра­боты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: