Придётся одолеть преграды на пути

Намеченной тропы придерживайся строго:

Порой у разума всего одна дорога.»

«Но если замысел у вас в уме готов

Все нужные слова придут на первый зов.»

«Иноязычных слов бегите, как заразы,

И стройте ясные и правильные фразы.»

«Ваш критик должен быть разумным, благородным,

Глубоко сведущим, от зависти свободным.»

«Пускай ваш труд хранит печать души прекрасной,

Порочным помыслам и грязи непричастной.

Сурового суда заслуживает тот,

Кто нравственность и честь постыдно предаёт

Нельзя не учитывать то, что Н. Буало создаёт своё «Поэтическое искусство» в эпоху классицизма. Его суждения отражают сущность этого художественного метода (направления) в литературе.

Литературоведение связано с другими отраслями научного знания (лингвистической, например), философией, религией, эстетикой. Будущему преподавателю словесности необходимо разбираться в основных эстетических категориях, разграничивать их. Содержание литературного произведения несёт на себе прежде всего эстетическую нагрузку.

Вопросы и задания

v Почему литература – вид искусства, а литературоведение – отрасль науки?

v В чём специфика научного исследования сущности явлений и фактов литературы?

v В какой мере, на ваш взгляд, возможна объективная оценка произведений литературы?

v Правы ли те, кто в пылу дискуссий заявляет, что аналитический подход к искусству неправомерен?

v Опишите преимущество того или иного метода литературоведческого исследования (биографического, мифологического и т.д.). В чём ограниченность метода?

v Выберите какое-нибудь небольшое по объёму литературное произведение и попытайтесь взглянуть на него с разных научно-исследовательских позиций. Напишите экспериментальную работу.

Раздел 3. Анализ художественного текста

Каждое литературное произведение подлежит аналитическому исследованию. Это, что и говорить, аксиома. Но при этом нельзя забывать, что любое талантливое стихотворение или мастерски написанный рассказ заключают в себе нечто неизречённое, таинственное, продиктованное художнику Высшим замыслом. О том, как рождаются стихи, замечательно сказала Цветаева:

Стихи растут, как звёзды и как розы,

Как красота – ненужная в семье,

А на венцы и на апофеозы –

Один ответ: «откуда мне сие?»

Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость, в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: