Намеченной тропы придерживайся строго:
Порой у разума всего одна дорога.»
«Но если замысел у вас в уме готов
Все нужные слова придут на первый зов.»
«Иноязычных слов бегите, как заразы,
И стройте ясные и правильные фразы.»
«Ваш критик должен быть разумным, благородным,
Глубоко сведущим, от зависти свободным.»
«Пускай ваш труд хранит печать души прекрасной,
Порочным помыслам и грязи непричастной.
Сурового суда заслуживает тот,
Кто нравственность и честь постыдно предаёт .»
Нельзя не учитывать то, что Н. Буало создаёт своё «Поэтическое искусство» в эпоху классицизма. Его суждения отражают сущность этого художественного метода (направления) в литературе.
Литературоведение связано с другими отраслями научного знания (лингвистической, например), философией, религией, эстетикой. Будущему преподавателю словесности необходимо разбираться в основных эстетических категориях, разграничивать их. Содержание литературного произведения несёт на себе прежде всего эстетическую нагрузку.
|
|
Вопросы и задания
v Почему литература – вид искусства, а литературоведение – отрасль науки?
v В чём специфика научного исследования сущности явлений и фактов литературы?
v В какой мере, на ваш взгляд, возможна объективная оценка произведений литературы?
v Правы ли те, кто в пылу дискуссий заявляет, что аналитический подход к искусству неправомерен?
v Опишите преимущество того или иного метода литературоведческого исследования (биографического, мифологического и т.д.). В чём ограниченность метода?
v Выберите какое-нибудь небольшое по объёму литературное произведение и попытайтесь взглянуть на него с разных научно-исследовательских позиций. Напишите экспериментальную работу.
Раздел 3. Анализ художественного текста
Каждое литературное произведение подлежит аналитическому исследованию. Это, что и говорить, аксиома. Но при этом нельзя забывать, что любое талантливое стихотворение или мастерски написанный рассказ заключают в себе нечто неизречённое, таинственное, продиктованное художнику Высшим замыслом. О том, как рождаются стихи, замечательно сказала Цветаева:
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота – ненужная в семье,
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: «откуда мне сие?»
Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость, в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты