Композиционные элементы

Перечислим основные: название (заголовок), эпиграф, главы, части, акты (действия), эпизоды, сцены, явления, портреты, пейзажи, интерьеры, диалоги, монологи, полилоги…

Всё перечисленное своего рода «кирпичики», из которых строится произведение. Читая текст, важно отметить, присутствуют (или отсутствуют) в нём те или иные элементы композиции. Это помогает осмыслить замысел. Отсутствие пейзажей у Достоевского не случайность, как и насыщенность ими в художественном мире Тургенева.

Естественно, что о содержательном аспекте портрета, диалога, пейзажа или эпиграфа надо говорить особо. В данном случае нас интересует факт наличия и характер (место) размещения композиционного элемента в сюжете. Так пейзаж может открывать, а может и завершать повествование о неразделённой любви.

Портрет может быть подробным и предшествовать основной сюжетной линии, но может и «промелькнуть» незамеченным где-нибудь на периферии повествования (сравните портреты Толстого и мимолётные зарисовки Чехова).

Обращайте внимание на количество, размещение в сюжете соотношение друг с другом композиционных элементов – и Вам яснее откроется писательский замысел!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: