Как построить схему развития сюжета «Метели»? Будет ли она простой? Или разветвлённой?

Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться в том, сколько сюжетных линий в «Метели»? Как они переплетены? Какие эпизоды являются общими для всех персонажей повести (Маши, Бурмина, Владимира)? Где и почему обрывается линия жениха-неудачника? Как продолжается линия венчанной в метель невесты?

Что является случайным стечением обстоятельств? В чём проявляется жизненная закономерность?

Что значит образ Метели в повести? Можно ли считать его образом-символом? Кульминацией всего происходящего?

Схема, предлагаемая вашему вниманию, конечно, не единственная версия развития конфликта в «Метели» Пушкина. Каждый вправе составить свою схему, обосновать её позиции. (См. схему 2 приложения).

Результатом составления сюжетной схемы является осмысление и определение (формулирование) идейного содержания произведения. Идея пушкинской «Метели», очевидно, сводится к пословице: «Человек предполагает, а Бог располагает». Пушкин напоминает читателю и том, что личная инициатива часто корректируется внешне случайным стечением обстоятельств, за которым скрывается Промысел Судьбы.

Итак, подведём некоторые итоги аналитического чтения «Метели».

Тема произведения:

1) «Метель» (название определяет тему)

2) История одного венчания

3) История о том, как метель расстроила планы влюблённых

4) История замужества Марии Гавриловны и т.д.

Проблематика произведения: Человек и судьба

Вопросы, помогающие осмыслить проблематику «Метели»:

1) Почему Владимир и Маша потерпели крах своего замысла?

2) Что препятствовало планам влюблённых?

3) Почему Маша и Бурмин находят счастье?

4) Какие нравственные уроки можно извлечь из рассказанной Пушкиным истории?

Идейное содержание «Метели» сводится выводам и положениям:

1) Человек предполагает, а Бог располагает.

2) Своенравие человека, игнорирование авторитета родителей, пренебрежение к традициям морали наказывается. Вознаграждаются верность, смирение, чистота помыслов.

3. Третье – последнее – чтение произведения предполагает более масштабное его осмысление. Желательно вписать повесть Пушкина в контекст мировой и отечественной культуры, попытаться понять её новаторский характер. На этом этапе избирается путь исследования произведения, формулируется тема сочинения, реферата (курсовой работы или диплома).

Так «Метель» Пушкина сопоставима с традициями европейского любовно-авантюрного романа. В ней переплелись романтическая и реалистическая тенденция изображения действительности. Сентиментальность соседствует с иронией. Пародия с правдой жизни. Продуктивно рассмотреть авторскую позицию в произведении (это и рассказчик Белкин, и сам Пушкин). Совершенен язык повести: он прост, ясен и глубок. Нельзя забывать и о том, что «Метель» - только одна из новелл цикла «Повестей Белкина». Выяснить её роль и место в этом цикле – достойная задача исследователя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: