Типология образов

І. Виды образов – по пластам художественной речи

1) Образ – звук (поэтическая фоника)

2) Образное слово (поэтическая, или художественная лексика)

3) Образ – троп (поэтическая семантика)

4) Образ – фигура (поэтический синтаксис)

ІІ Виды образов по форме:

1) Образ – деталь

2) Образ – вещь

3) Образ – пейзаж

4) Образ – интерьер

5) Образ – картина

6) Образ животного

7) Образ-переживание

8) Образ – идея

9) Образ – мысль

10) Образ литературного произведения

10) Образ – символ

11) Образ – архетип

13) Образ человека

ІІ. Виды образов по содержанию - Образ – персонаж, Образ - действующее лицо, Образ - литературный характер, Образ – Тип, Образ - Герой

ІІІ. Виды образов по роду литературы: Эпические, Лирические, Драматические

IV. Классификация образов по обобщенности (по возрастанию) -Знак, Образ (в узком смысле слова), Аллегория, Символ, Архетип, Миф

17. Образ автора – это «выражение личности художника в его творении» (по В.В. Виноградову).

18. Типическое -это взаимопроникновение Единичного - Массового и Общечеловеческого.

19. Изобразительность литературы - она изображает мир

20. Выразительность литературы – она выражает авторское отношение к миру

21. Содержание в литературе – это познанная, осмысленная, отраженная и оцененная с определенной эстетической точки зрения действительность (события, явлении жизни).

22. Форма в литературе - это все художественные средства оформления содержания. Все элементы литературного произведения являются формально-содержательными. То, что бесформенно – то и бессодержательно, и наоборот.

23. Тема – Проблема – Идея» = это «Жизнь – Вопрос - Ответ»

Тема – тематика (много тем) одного литературного произведения.

Проблема – проблематика (много проблем) одного литературного произведения.

Идея – идейное содержание (много идей) одного литературного произведения.

24. Пафос – это эмоционально-оценочное отношение к тому, о чем рассказывается в произведении, и выражается пафос с огромной силой чувств.

25. Хронотоп - (дословно "время-пространство") - художественное пространство и время - это единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного смысла.

26. Сюжет – это цепь событий в произведении. Его элементы: пролог = экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог.

27. Фабула – это «выпрямленный сюжет», без деталей и в хронологическом порядке.

28.Повествование – это связное изложение каких-либо событий в литературе. Источник повествования: автор, рассказчик, герой, лирический герой.

28. Элементы сюжета:

- Пролог – вступление к произведению, описание условий, которые создали конфликт.

- Завязка – начало конфликта,

- Развитие действия – ход событий по возрастающей лини напряженности конфликта

- Кульминация – высшая точка напряжения конфликта.

- Развитие действия после кульминации – ход событий по нисходящей линии разрешения конфликта

- Развязка – разрешение конфликта.

- Эпилог – заключительная часть.

29. Типология сюжетов: развлекательные, хроникальные, концентрические, внутренние, внешние, традиционные. «бродячие сюжеты».

30. Лейтмотив сюжета – сквозная тема, повторяющая на всех уровнях сюжета и композиции.

31. Художественный конфликт – это основная сила в движении сюжета произведения, это столкновение противоборствующих сил.

32. Композиция – организация материала, построение произведения, расположение его частей.

33.. Виды композиционной организации произведения:

1)Сюжетный вид композиции - то есть фабульный (эпос, лирика, драма):

- Событийный: три формы – хронологическая, ретроспективная, свободная = монтажная.

- Описательный

2)Несюжетный вид композиции - бесфабульный (в лирике, в эпосе и драме, созданных

34. Внешняя композиция (архитектоника): главы, части, разделы, параграфы, книги, тома, их расположение может быть различным в зависимости от способов создания сюжета, выбранных автором.

35. Внутренняя композиция: это композиция (построение, расположение) образов-персонажей, событий, обстановки действия, пейзажей, интерьеров и т.п. Приемы внутренней композиции: Пролог, Эпилог, Диалог, Монолог, Портреты персонажей, Интерьеры, Пейзажи, Внесюжетные элементы в композиции

36. Внесюжетные элементы: - вставные эпизоды, - лирические отступления, - художественное опережение, - художественное обрамление, - посвящение, - эпиграф, - заголовок

37. Приемы создания образов – персонажей: - внешность, психологические особенности, характер, поступки, авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика другими персонажами, природа, интерьер, социальная среда, психоанализ, язык персонажа, художественные детали.

38. Приемы создания портрета персонажа: - портрет – описание, портрет – сравнение, портрет лаконичный, портрет детализированный, портрет психологический, портрет статический, - портрет динамический

39. Типический характер – или литературный тип, когда в образе героя воплощаются наиболее характерные для данного времени и среды черты.

40. Характер литературный – художественный образ человека, когда человеческая индивидуальность во всем ее живом многообразии, это авторская нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.

41. Род литературы -один из трех (эпос, лирика и драма) способов подражания жизни с определенного ракурса.

42. Жанр литературы -сложившийся в процессе развития литературы, исторически повторяющийся вид литературных произведений внутри каждого тих трех родов литературы.

43. Жанры эпоса -Эпопея, Роман – эпопея, Роман, Повесть, Рассказ, Новелла, Очерк, Фельетон, Памфлет, Литературный портрет, Мемуары, Дневник, Басня.

44. Жанры лирики по форме: Стихотворение, Элегия, Ода, Сатира, Эпиграмма. Гимн, Послание, Эпитафия, Эпиталама, Сонет, Танки, Хокку.

45. Жанры лирики по содержанию: политическая, гражданская, философская, пейзажная, интимная, о поэте и поэзии.

46. Жанры драмы – комедия,трагедия, драма, трагикомедия, водевиль, мистерия.

47. Стихотворение – это небольшое поэтическое произведение в стихах, сложно построенный смысл, все его элементы смысловые, способно к «Приращению смысла» и семантизации художественного слова. 48. Поэтика - учение о поэтическом творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему средств выражения в них. 49. Стиховедение — раздел поэтики, изучающий свойства стихотворной речи и принципы её анализа. 50. Стихосложение – искусство организации стихотворной речи. Второе название – версификация (лат. versus – стихи, facio – делаю), также - просодия. Версификатор – ироническое название поэта.

51. Стих -строка стихотворения

52. Системы стихосложения – определенные способы чередования ударных и неударных слогов и повторения метрических единиц – стоп

53. Метрика - стихотворные размеры.

54. Рифма – разные способы сочетания и созвучия последних слов в стихах

55. Рифмовка -разные способысочетания рифм в строфах

56. СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – упорядоченность числа слогов в стихе.

57. ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ- упорядоченность ударных слогов в стихе.

58. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – упорядоченность ударных и безударных слогов в стихе. Основные метры силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

59. Размер стиха – количество стоп в одной стихотворной метрике (например, двухстопный ямб, трехстопный амфибрахий и т.п.)

60. Стопа – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.

61. Метрика – стихотворные размеры: ЯМБ (2-2), ХОРЕЙ (2-1), ДАКТИЛЬ(3-1), АМФИБРАХИЙ (3 – 2), АНАПЕСТ (3 – 3)

62. Пиррихий – стопа из 2-х бузедарных словов

63. Спондей – стопа их 2-х ударных слогов

64. Строфика – количство строк в строфе и название: 1 – одностищие, 2 – дистих. 3 – терцина, 4 – катрен, 5 – сенкстина, 6 – секстина, 7 – септима, 8 – октава, 9 – нона, 10 – децима, 14 – сонет или онегинская строфа. 15 – рондо.

   

65. Рифма - Мужская – женская, Дактилическая, простая – составная, точная – аморфная

66. Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе. Основные способы – сменная, кольцевая, перекрестная.

67. Приемы художественной фоники: ассонанс, аллитерация, диссонанс.

68. Приемы художественной лексики:

- Общеупотребительные слова

- Архаизмы -устаревшие слова

- Церковнославянизмы

- Диалектизмы – диалекты

- Жаргонизмы = аргонизмы использование «блатной лексики» для создания определенной атмосферы и характеров персонажей, в случае необходимости

- Профессионализмы

- Барбаризмы = варваризмы – иностранные слова, воспринятые языком

- Неологизмы – новые слова, появившиеся в языке

- Макароническая речь – смесь слов иностранного и родного языка

- Синонимия – использование синонимов

- Антонимия -использование антонимов

- Омонимия – использование

69. Приемы художественной семантики:

- ТРОПЫ- слова в переносном, иносказательном значении.

- ГИПЕРБОЛА – преувеличение.

- ЛИТОТА – приуменьшение

-МЕТАФОРА -скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или на другой

- ЭПИТЕТ - образное определение

- МЕТОНИМИЯ замена одного слова другим на основе близости значений

- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -одушевление предметов

- СИНЕКДОХА - название части вместо целого или наоборот.

- СРАВНЕНИЕ – уподобление одного предмета другому

- АЛЛЕГОРИЯ -(образное изображение отвлеченной мысли посредством сходного образа

-ГРОТЕСК -изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде

- ИРОНИЯ -выражение насмешки посредством иносказания.

- САРКАЗМ - презрительная, язвительная насмешка.

70. Приемы поэтического синтаксиса - фигуры:

- АНАФОРА -повторение начальных слов строки, строфы или фразы.

- АНТИТЕЗА -сопоставление или противопоставление контрастных понятий

- БЕССОЮЗИЕ – предложение с отсутствием союзов

-МНОГОСОЮЗИЕ -избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску

- ИНВЕРСИЯ - изменение обычного порядка слов в предложении

- ОКСИМОРОН -сочетание контрастных, противоположных по значению слов

- ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста

- ЭПИФОРА - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.

- РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ, РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, – вопросительные формы, не требующие ответа,

- УСИЛЕНИЕ - нагнетание эмоциональной силы и выразительности текста, повтор одной и той же идеи.

- Противоположение - противопоставление не отдельных слов или образов предметов, а сплошное развернутое противоставление макрообразов, проходящее через весь текст, легшее в основу всего произведения.

- УМОЛЧАНИЕ – сознательные пропуски необходимых слов или пояснений ситуации.

71. Стиль – это человек. Это совокупность элементов художественной формы, которая придает произведению искусства определенный эстетический вид, стойкое единство образной системы.

72. Литературная эпоха – определенный период в истории развития культуры человечества, отличающийся характерными общими чертами формы и содержания всех видов искусства.

73. Литературное направление - определенный этап литературной жизни.

74. Литературное течение - образование внутри литературного направления, которое объединяет произведения, с общим духовно-эстетическим содержанием.

75. Литературная школа - группа писателей, объединенных общими идейно-эстетическими принципами.

76. Творческий метод писателя – это определенный способ художественного познания и отражения действительности, особый тип образного видения мира


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: