І. Виды образов – по пластам художественной речи
1) Образ – звук (поэтическая фоника)
2) Образное слово (поэтическая, или художественная лексика)
3) Образ – троп (поэтическая семантика)
4) Образ – фигура (поэтический синтаксис)
ІІ Виды образов по форме:
1) Образ – деталь
2) Образ – вещь
3) Образ – пейзаж
4) Образ – интерьер
5) Образ – картина
6) Образ животного
7) Образ-переживание
8) Образ – идея
9) Образ – мысль
10) Образ литературного произведения
10) Образ – символ
11) Образ – архетип
13) Образ человека
ІІ. Виды образов по содержанию - Образ – персонаж, Образ - действующее лицо, Образ - литературный характер, Образ – Тип, Образ - Герой
ІІІ. Виды образов по роду литературы: Эпические, Лирические, Драматические
IV. Классификация образов по обобщенности (по возрастанию) -Знак, Образ (в узком смысле слова), Аллегория, Символ, Архетип, Миф
17. Образ автора – это «выражение личности художника в его творении» (по В.В. Виноградову).
18. Типическое -это взаимопроникновение Единичного - Массового и Общечеловеческого.
|
|
19. Изобразительность литературы - она изображает мир
20. Выразительность литературы – она выражает авторское отношение к миру
21. Содержание в литературе – это познанная, осмысленная, отраженная и оцененная с определенной эстетической точки зрения действительность (события, явлении жизни).
22. Форма в литературе - это все художественные средства оформления содержания. Все элементы литературного произведения являются формально-содержательными. То, что бесформенно – то и бессодержательно, и наоборот.
23. Тема – Проблема – Идея» = это «Жизнь – Вопрос - Ответ»
Тема – тематика (много тем) одного литературного произведения.
Проблема – проблематика (много проблем) одного литературного произведения.
Идея – идейное содержание (много идей) одного литературного произведения.
24. Пафос – это эмоционально-оценочное отношение к тому, о чем рассказывается в произведении, и выражается пафос с огромной силой чувств.
25. Хронотоп - (дословно "время-пространство") - художественное пространство и время - это единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного смысла.
26. Сюжет – это цепь событий в произведении. Его элементы: пролог = экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог.
27. Фабула – это «выпрямленный сюжет», без деталей и в хронологическом порядке.
28.Повествование – это связное изложение каких-либо событий в литературе. Источник повествования: автор, рассказчик, герой, лирический герой.
28. Элементы сюжета:
- Пролог – вступление к произведению, описание условий, которые создали конфликт.
|
|
- Завязка – начало конфликта,
- Развитие действия – ход событий по возрастающей лини напряженности конфликта
- Кульминация – высшая точка напряжения конфликта.
- Развитие действия после кульминации – ход событий по нисходящей линии разрешения конфликта
- Развязка – разрешение конфликта.
- Эпилог – заключительная часть.
29. Типология сюжетов: развлекательные, хроникальные, концентрические, внутренние, внешние, традиционные. «бродячие сюжеты».
30. Лейтмотив сюжета – сквозная тема, повторяющая на всех уровнях сюжета и композиции.
31. Художественный конфликт – это основная сила в движении сюжета произведения, это столкновение противоборствующих сил.
32. Композиция – организация материала, построение произведения, расположение его частей.
33.. Виды композиционной организации произведения:
1)Сюжетный вид композиции - то есть фабульный (эпос, лирика, драма):
- Событийный: три формы – хронологическая, ретроспективная, свободная = монтажная.
- Описательный
2)Несюжетный вид композиции - бесфабульный (в лирике, в эпосе и драме, созданных
34. Внешняя композиция (архитектоника): главы, части, разделы, параграфы, книги, тома, их расположение может быть различным в зависимости от способов создания сюжета, выбранных автором.
35. Внутренняя композиция: это композиция (построение, расположение) образов-персонажей, событий, обстановки действия, пейзажей, интерьеров и т.п. Приемы внутренней композиции: Пролог, Эпилог, Диалог, Монолог, Портреты персонажей, Интерьеры, Пейзажи, Внесюжетные элементы в композиции
36. Внесюжетные элементы: - вставные эпизоды, - лирические отступления, - художественное опережение, - художественное обрамление, - посвящение, - эпиграф, - заголовок
37. Приемы создания образов – персонажей: - внешность, психологические особенности, характер, поступки, авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика другими персонажами, природа, интерьер, социальная среда, психоанализ, язык персонажа, художественные детали.
38. Приемы создания портрета персонажа: - портрет – описание, портрет – сравнение, портрет лаконичный, портрет детализированный, портрет психологический, портрет статический, - портрет динамический
39. Типический характер – или литературный тип, когда в образе героя воплощаются наиболее характерные для данного времени и среды черты.
40. Характер литературный – художественный образ человека, когда человеческая индивидуальность во всем ее живом многообразии, это авторская нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.
41. Род литературы -один из трех (эпос, лирика и драма) способов подражания жизни с определенного ракурса.
42. Жанр литературы -сложившийся в процессе развития литературы, исторически повторяющийся вид литературных произведений внутри каждого тих трех родов литературы.
43. Жанры эпоса -Эпопея, Роман – эпопея, Роман, Повесть, Рассказ, Новелла, Очерк, Фельетон, Памфлет, Литературный портрет, Мемуары, Дневник, Басня.
44. Жанры лирики по форме: Стихотворение, Элегия, Ода, Сатира, Эпиграмма. Гимн, Послание, Эпитафия, Эпиталама, Сонет, Танки, Хокку.
45. Жанры лирики по содержанию: политическая, гражданская, философская, пейзажная, интимная, о поэте и поэзии.
46. Жанры драмы – комедия,трагедия, драма, трагикомедия, водевиль, мистерия.
47. Стихотворение – это небольшое поэтическое произведение в стихах, сложно построенный смысл, все его элементы смысловые, способно к «Приращению смысла» и семантизации художественного слова. 48. Поэтика - учение о поэтическом творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему средств выражения в них. 49. Стиховедение — раздел поэтики, изучающий свойства стихотворной речи и принципы её анализа. 50. Стихосложение – искусство организации стихотворной речи. Второе название – версификация (лат. versus – стихи, facio – делаю), также - просодия. Версификатор – ироническое название поэта. |
51. Стих -строка стихотворения
|
|
52. Системы стихосложения – определенные способы чередования ударных и неударных слогов и повторения метрических единиц – стоп
53. Метрика - стихотворные размеры.
54. Рифма – разные способы сочетания и созвучия последних слов в стихах
55. Рифмовка -разные способысочетания рифм в строфах
56. СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – упорядоченность числа слогов в стихе.
57. ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ- упорядоченность ударных слогов в стихе.
58. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – упорядоченность ударных и безударных слогов в стихе. Основные метры силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
59. Размер стиха – количество стоп в одной стихотворной метрике (например, двухстопный ямб, трехстопный амфибрахий и т.п.)
60. Стопа – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.
61. Метрика – стихотворные размеры: ЯМБ (2-2), ХОРЕЙ (2-1), ДАКТИЛЬ(3-1), АМФИБРАХИЙ (3 – 2), АНАПЕСТ (3 – 3)
62. Пиррихий – стопа из 2-х бузедарных словов
63. Спондей – стопа их 2-х ударных слогов
64. Строфика – количство строк в строфе и название: 1 – одностищие, 2 – дистих. 3 – терцина, 4 – катрен, 5 – сенкстина, 6 – секстина, 7 – септима, 8 – октава, 9 – нона, 10 – децима, 14 – сонет или онегинская строфа. 15 – рондо.
65. Рифма - Мужская – женская, Дактилическая, простая – составная, точная – аморфная
66. Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе. Основные способы – сменная, кольцевая, перекрестная.
67. Приемы художественной фоники: ассонанс, аллитерация, диссонанс.
68. Приемы художественной лексики:
- Общеупотребительные слова
- Архаизмы -устаревшие слова
- Церковнославянизмы
- Диалектизмы – диалекты
- Жаргонизмы = аргонизмы использование «блатной лексики» для создания определенной атмосферы и характеров персонажей, в случае необходимости
|
|
- Профессионализмы
- Барбаризмы = варваризмы – иностранные слова, воспринятые языком
- Неологизмы – новые слова, появившиеся в языке
- Макароническая речь – смесь слов иностранного и родного языка
- Синонимия – использование синонимов
- Антонимия -использование антонимов
- Омонимия – использование
69. Приемы художественной семантики:
- ТРОПЫ- слова в переносном, иносказательном значении.
- ГИПЕРБОЛА – преувеличение.
- ЛИТОТА – приуменьшение
-МЕТАФОРА -скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или на другой
- ЭПИТЕТ - образное определение
- МЕТОНИМИЯ замена одного слова другим на основе близости значений
- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -одушевление предметов
- СИНЕКДОХА - название части вместо целого или наоборот.
- СРАВНЕНИЕ – уподобление одного предмета другому
- АЛЛЕГОРИЯ -(образное изображение отвлеченной мысли посредством сходного образа
-ГРОТЕСК -изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде
- ИРОНИЯ -выражение насмешки посредством иносказания.
- САРКАЗМ - презрительная, язвительная насмешка.
70. Приемы поэтического синтаксиса - фигуры:
- АНАФОРА -повторение начальных слов строки, строфы или фразы.
- АНТИТЕЗА -сопоставление или противопоставление контрастных понятий
- БЕССОЮЗИЕ – предложение с отсутствием союзов
-МНОГОСОЮЗИЕ -избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску
- ИНВЕРСИЯ - изменение обычного порядка слов в предложении
- ОКСИМОРОН -сочетание контрастных, противоположных по значению слов
- ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста
- ЭПИФОРА - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.
- РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ, РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, – вопросительные формы, не требующие ответа,
- УСИЛЕНИЕ - нагнетание эмоциональной силы и выразительности текста, повтор одной и той же идеи.
- Противоположение - противопоставление не отдельных слов или образов предметов, а сплошное развернутое противоставление макрообразов, проходящее через весь текст, легшее в основу всего произведения.
- УМОЛЧАНИЕ – сознательные пропуски необходимых слов или пояснений ситуации.
71. Стиль – это человек. Это совокупность элементов художественной формы, которая придает произведению искусства определенный эстетический вид, стойкое единство образной системы.
72. Литературная эпоха – определенный период в истории развития культуры человечества, отличающийся характерными общими чертами формы и содержания всех видов искусства.
73. Литературное направление - определенный этап литературной жизни.
74. Литературное течение - образование внутри литературного направления, которое объединяет произведения, с общим духовно-эстетическим содержанием.
75. Литературная школа - группа писателей, объединенных общими идейно-эстетическими принципами.
76. Творческий метод писателя – это определенный способ художественного познания и отражения действительности, особый тип образного видения мира