Композиция – это соединение частей или компонентов в целое, структура литературной художественно формы. Композиция – это соединение частей, но не сами эти части. Различают аспекты композиции6 расстановка персонажей, событий, детали, описание, диалоги.
Единицы композиции делятся на:
· Формальные. Для эпоса – предложение, абзац, глава, часть, том. Дилогия предполагает, что на ряду с общими героями каждое произведение читается как самостоятельное, а книга в двух томах такого не предполагает. Для лирики – стих, строфа. Для драмы – сцена, акт(действие). «Рамочный» текст – это название произведения иногда с уточнениями: эпитеты, авторские комментарии, датировка, место написания.
· Речевые единицы. ( речевые характеристики – это то, что произносит персонаж, т.е. субъектное создание).
1. Диалог – самое частная и демократическая характеристика.
2. Монолог(Обращенный) – это свидетельство более развитого сознания.
3. Монолог(необращенный) – внутренний – это более глубокая характеристика человека, это то о чем человек думает.
|
|
4. Внутренний диалог – характеристика больного сознания, «разрушающего» человека.
5. Письменная речь персонажа
6. Дневник персонажа (Печорин) – максимальное самораскрытие. Дневник не предназначен для чужих глаз.
7. «голос времени» - прием введения документа.
· Описание – частная характеристика
1. Макрохарактеристика – пейзажная:
- морские, горные, степные, лесные, городские и др.
- изображения каменья, дерево.
- растении (розы –ромашка – лилия – маргаритка – говорящие)
- образы животных (лев- медведь). Зооморфные образы (Схожесть человека с какими-то качествами животных).
2. изображение предметов – вещественный мир. Это мир рукотворный.
- здания(дом, дача, пансионат)
- части помещения (дверь, окно, пол, угол)
- конкретика вещей (свет6свечи, светильники, мебель, кровать)
3. портретное описание - описание человека.
В человеке важны три составляющие: голова(ресницы, глаза, зрачок, цвет белка), руки, тело. Голова указывает на духовность. Переходная сфера (от духовной к чувственной):нос. Чувственная (рот, подбородок, зубы, борода, усы).
· Внесюжетные композиции.
1. Отступление носит особый эмоциональный характер (чаще лирический) и, как правило, отражают прямое авторское отношение к воплощаемому.
2. Вставные (включение микросюжетных текстов) *повесть о Копейкин
Формы композиции.
1. сюжет движения так как движение как физическое время («война и мир»)
2. кольцевая (с экспозицией и постпозицией).* гранатовый браслет
3. параллельная /семейная. Поочередное обращение, автора к определенным характерам. Это характерно для эпических форм.
|
|
4. Зеркальная. Обращение автора к одной ситуации разнонаправленное его изображение.
5. Ступенчатая – это композиция психологического усиления. Это произведения с острой фабулой.
6. Монтажная. Изображение одного и того же события глазами разных персонажей. Открыт впервые в кинематографе.
7. Форма в форме. Это рассказ в рассказе, пьеса в пьесе, роман в романе. * «Судьба человека».
Композиция складывается из завязки, развития, кульминации, развязки, а так же могут быть эпилог и пролог.
· Экспозиция (пролог) – это ввод в ситуация Пролог открывает текст произведения.
· Завязка – это формирование конфликта. Развитие д-ия – развитие конфликта.
· Кульминация – это наивысшая точка в развитии конфликта. Принято называть «золотым сечением». Закон золотого сечения:
АС/СВ=АВ/АС. Большая часть АС так относится к меньшей части СВ, как целое к большей части АС. Этот закон был известен уже в древней Греции, затем в эпоху возрождения на новом этапе научного осмысления закон был проанализирован Леонардо да Винчи. Примером золотого сечения может стать фигура боярыни Морозовой на картине Сумарокова, в литературе – это повесть А. Чехова «Дама с собачкой» эта сцена в театре в завершении 3 главы(всего 4).
· Развязка – это окончательное разрешение конфликта.
· Эпилог – это возможное дополнительное д-ие.