Административной ответственности подлежат практически любые незаконные действия (бездействия) и акты должностных лиц и органов публичной администрации, нарушающие требования антимонопольного законодательства, в частности Закона "О защите конкуренции".
Нарушающим антимонопольное законодательство, такого вида наказаний, как дисквалификация, т.е. лишение права занимать публичную должность в период до 3 лет. Появление данной санкции связано с тем, что штрафные санкции сами по себе не всегда достаточно воздействуют на чиновника, особенно если он занимает высокое положение.
Основные проконкурентные запреты и требования к властным субъектам установлены главой 3 Закона о защите конкуренции. Запреты и требования, предусмотренные данной главой (статьи 15 и 16 Закона), распространяются на деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов организаций, а также государственных внебюджетных фондов и Центрального банка Российской Федерации. Статья 15 предусматривает запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) указанных публичных субъектов, а статья 16 - на антиконкурентные соглашения и согласованные действия с участием властных субъектов.
|
|
В части 2 статьи 15 запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 15 запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Нарушению запретов и требований, предусмотренных данной статьей, корреспондирует статья 14.9 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за "ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления".
|
|
Указанная статья 14.9 карает не только за нарушения статьи 15, но и некоторых других норм антимонопольного законодательства, устанавливающих запреты на так называемые индивидуальные акты, действия, решения, бездействия субъектов публичной власти.
Административная ответственность за соглашения и согласованные действия с участием должностных лиц и/или органов власти предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ.
Статья 16 запрещает ограничивающие конкуренцию соглашения властных субъектов между собой, а также антиконкурентные соглашения и согласованные действия, в которых одной из сторон или одним из участников является властный субъект, а другой стороной или участником - один или несколько хозяйствующих субъектов.
Статья 16 Закона о защите конкуренции содержит генеральный запрет на осуществление властными субъектами соглашений и согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и вместе с тем указывает и прямо запрещает наиболее типичные случаи таких действий.
Среди типичных случаев запрещенных законом антиконкурентных соглашений и согласованных действий властных субъектов те, которые приводят:
1) к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) к ограничению доступа на товарный рынок, выходу из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.