Пока малая фирма занимается подобным небольшим делом, она имеет существенные преимущества по сравнению с другими типами компаний.
Так, мелкий бизнесмен в своей предпринимательской деятельности руководствуется уникальными, нетипичными для других капиталистических фирм мотивами. Согласно уже упомянутому опросу владельцев мелких компаний в Великобритании, 87 % из них главным достоинством ведения собственного дела называют возможность быть независимым и удовольствие от совершаемой работы.
Напротив, лишь 8 % ценят в своем бизнесе преимущественно возможность обогатиться. Там, где прибыль невелика – а это не редкость в мелком бизнесе – такая структура мотивации является крупным преимуществом.
Далее, у мелкой фирмы низкие издержки. При ее незначительных размерах нулевыми оказываются бухгалтерские, складские, рекламные расходы. Очень низки затраты на управление и НИОКР.
Не следует забывать и о поддержке государства. Независимые мелкие хозяева традиционно рассматриваются как олицетворение национальной предприимчивости и наиболее ценный социальный слой – так называемый средний класс. Последний, как известно, служет стабилизатором политической и экономической обстановки в стране.
Представленный своей судьбе коммутант, принадлежащий к описанной первой разновидности, может долго существовать, успешно конкурируя и с равными по размерам, и с большими компаниями. Но он почти обязательно навсегда остается мелкой фирмой. Те же факторы, которые помогают выживанию, препятствуют его значительному увеличению. Ведь становясь больше, он становится менее эффективным.






