Вторая типичная линия поведения мелкой неспециализированной компании – симбиоз с крупной корпорацией в роли поставщика простых комплектующих деталей. В экономической литературе (прежде всего в советской, но и в ряде западных работ) эта ситуация часто рассматривается как вариант скрытой потери свободы. Или как превращение мелкой компании в придаток монополии. Известные основания для такого взгляда есть.
Коммутант несомненно выступает в качестве младшего партнера. Разрыв отношений значительно более опасен для него, чем для крупной фирмы: та легко найдет ему замену, а он останется без рынка сбыта своей продукции. Поэтому коммутант обычно принимает навязываемые ему цены, условия поставки и т.п.
И все же видеть в мелкой фирме-мыши только сателлита мощного виолента или патиента было бы ошибкой. Во-первых, многие малые компании сознают опасность зависимости от «старшего брата» и принимают меры предосторожности. Так, широко распространена тактика ограничения доли оборота, приходящейся на одного крупного клиента. Мелкая фирма стремится поставлять товары нескольким крупным корпорациям с таким расчетом, чтобы доля каждой из них в общих продажах фирмы не превышала известных размеров (обычно, не более 20 % оборота). В таких условиях она всегда может противостоять произволу одного крупного заказчика, опираясь на заказы остальных.
|
|
Во-вторых, – и это более важно – полное подчинение мелкого поставщика не соответствует стратегическим интересам самих гигантов. Дело в том, что получаемые от мелкой фирмы комплектующие детали впоследствии становятся частью товара, производимого самим концерном. И мнение потребителей о продукции данной корпорации зависит среди прочего от качества и цены поставленных мелкой фирмой деталей. Концерн, ущемляющий интересы мелкого поставщика рискует оттолкнуть или разорить его. А пойдя на полный захват коммутанта взваливает на себя неподъемный груз проблем.
За копеечную экономию или преувеличенные амбиции гиганту приходится расплачиваться снижением конкурентоспособности.