Первое, что обращает на себя внимание при анализе распределения нововведения по типам – это огромное значение улучшающих инноваций (на рис. – зона А). На этот тип нововведений, осуществляемый в основном виолентами и патиентами, пришлась почти половина (46 %) всех обследованных инноваций. Другими словами, наиболее часто встречаются на рынке текущие инновации со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны.
Улучшающие инновации – рабочие лошадки технического прогресса в рыночном хозяйстве. Бесчисленные сообщения производителей о том, что в шоколадных батончиках теперь на 30 % больше шоколада, чем раньше; что стиральный порошок впервые выпущен в практичной непромокающей коробке; что жевательная резинка отныне производится в форме подушечек, а не пластинок, – все эти и подобные им усовершенствования на первый взгляд оставляют впечатление недостойных внимания мелочей. Но это не так. На самом деле, в улучшающих нововведениях проявляется постоянный поиск оптимальной по всем параметрам разновидности товара.
|
|
Именно огромные исследовательские подразделения виолентов, способные «посадить» на улучшение каждого из многочисленных свойств товара по группе специалистов, имеют здесь явные преимущества (впрочем, в более узкой сфере тех же результатов успешно достигают и патиенты). В итоге возникают те отработанные и сбалансированные по своим характеристикам продукты, которые свидетельствуют о высоком профессионализме их изготовителей, и, не случайно, в русском бытовом жаргоне получили наименование «фирмы», «фирменных товаров».
Большой распространенностью (31 % всех нововведений) отличается также перенос полученных другими новшеств в собственный бизнес. При этом речь опять идет об улучшениях нерадикального и, благодаря этому, надежного, безрискового характера.
Это значит, что бесспорные улучшения стремительно распространяются из отрасли в отрасль. Обеспечивают такой перенос специальные исследовательские подразделения патиентов и все тех же виолентов, занятые анализом достижений в смежных областях производства.
Наконец, неизвестную (ни одна фирма не даст о себе такую информацию), но, несомненно, большую долю всех нововведений составляет прямой плагиат. Для коммутантов он представляет основную форму участия в техническом прогрессе, но в той или иной степени им занимаются и все остальные фирмы.
Будучи предосудителен сам по себе и к тому же снижая доходы (а значит, и стимулы) тех, кто осуществлял нововведения своим трудом, плагиат, тем не менее служит еще одним каналом переноса и широкого распространения новинок.