Достижения советских виолентов

С одной стороны, в своей основной сфере деятельности – массовом стан­дартном производстве – крупные предпри­ятия в ряде случаев добивались значи­тельных успехов.

К числу последних можно отнести, в частности, огромный позитивный вклад крупных предприя­тий в развитые нации в ходе:

1. Индустриализации СССР в 20-30-е годы;

2. Формирования военной экономики в годы Второй ми­ровой войны;

3. Развития военной промышленности мирового класса (авиация, ракетная техника, ядерное оружие) в по­слевоенный период;

4. Создания в СССР общества массового потребления в 60-70-е гг.

СССР осуществил индустриализацию в очень короткие сроки (из всех развитых стран столь же динамичной была лишь индустриализация Японии). И хотя финансирование ин­дустриализации шло откровенно варварскими методами (огр­абление крестьянства), организационное и техническое обес­печение процесса преобразования гигантской страны, которое было достигнуто исключительно усилиями крупных предприя­тий, представляло собой выдающееся достижение.

То же может быть сказано о деятельности советских крупных предприятий в военной сфере. Изначально обладая значительно меньшим потенциалом, чем Германия, и к тому же потеряв почти половину его в начальный период войны, советская военная промышленности к концу войны прев­зошла противника как по количеству, так и по качеству выпус­каемой техники. Схожая ситуация сложилась и после войны Общее превосходство экономики США не помешало СССР в целом поддерживать в военной области паритет, а по ряду позиций и выходить вперед. И каким бы ни было наше отношение к самой «холодной войне», в чисто экономическом пла­не успехи советских предприятий были впечатляющими.

Менее известны (и в большей степени могут быть ос­порены) достижения советской крупной промышленности в создании общества массового потребления. Действительно, выпуск потребительских товаров в СССР никогда не смог дос­тичь западного уровня. Однако перелом в степени насыщения рынка в 60-70-е годы все же представляется существенным. Так в 1960 г. телевизоры имело 8 % советских семей, а в 1975 г. – уже 74 %. По холодильникам соответствующие цифры со­ставляли 4 % и 61 %; по стиральным машинам – 4 % и 65 %; по пылесосам – 3 % и 18 %; по швейным машинам – 39 % и 61 %; автомобилям – 0,6 % и 8 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: