С одной стороны, в своей основной сфере деятельности – массовом стандартном производстве – крупные предприятия в ряде случаев добивались значительных успехов.
К числу последних можно отнести, в частности, огромный позитивный вклад крупных предприятий в развитые нации в ходе:
1. Индустриализации СССР в 20-30-е годы;
2. Формирования военной экономики в годы Второй мировой войны;
3. Развития военной промышленности мирового класса (авиация, ракетная техника, ядерное оружие) в послевоенный период;
4. Создания в СССР общества массового потребления в 60-70-е гг.
СССР осуществил индустриализацию в очень короткие сроки (из всех развитых стран столь же динамичной была лишь индустриализация Японии). И хотя финансирование индустриализации шло откровенно варварскими методами (ограбление крестьянства), организационное и техническое обеспечение процесса преобразования гигантской страны, которое было достигнуто исключительно усилиями крупных предприятий, представляло собой выдающееся достижение.
|
|
То же может быть сказано о деятельности советских крупных предприятий в военной сфере. Изначально обладая значительно меньшим потенциалом, чем Германия, и к тому же потеряв почти половину его в начальный период войны, советская военная промышленности к концу войны превзошла противника как по количеству, так и по качеству выпускаемой техники. Схожая ситуация сложилась и после войны Общее превосходство экономики США не помешало СССР в целом поддерживать в военной области паритет, а по ряду позиций и выходить вперед. И каким бы ни было наше отношение к самой «холодной войне», в чисто экономическом плане успехи советских предприятий были впечатляющими.
Менее известны (и в большей степени могут быть оспорены) достижения советской крупной промышленности в создании общества массового потребления. Действительно, выпуск потребительских товаров в СССР никогда не смог достичь западного уровня. Однако перелом в степени насыщения рынка в 60-70-е годы все же представляется существенным. Так в 1960 г. телевизоры имело 8 % советских семей, а в 1975 г. – уже 74 %. По холодильникам соответствующие цифры составляли 4 % и 61 %; по стиральным машинам – 4 % и 65 %; по пылесосам – 3 % и 18 %; по швейным машинам – 39 % и 61 %; автомобилям – 0,6 % и 8 %.