Контроль за слияниями

Стремительный рост слияний и поглощений компаний, заметно ускорившийся в преддверии формирования единого внутреннего рынка, потребовал принятия специальных правил в отноше­нии концентрации производства. Соответствующий Регламент (4064/89), принятый в 1989 г., стал важным элементом антимонопольного законода­тельства ЕС и логически завершил правовое обеспечение регулирования конкуренции на микроуровне.

В соот­ветствии с Регламентом ЕС 4064/89 по контролю за слиянием предприятий с изменениями, внесенными в соответствии с Регламентом Совета 1310/97, все сделки, подпадающие под опре­деление «концентрации в масштабе Сообщества», перед тем, как всту­пить в силу, должны быть одобрены КЕС. Если в результате заявленной сделки создается или усиливается доми­нирующее положение, вследствие чего на общем рынке или на значи­тельной его части существенно ухудшается конкуренция, такая сделка объявляется несовместимой с общим рынком и запрещается.

В понятие концентрации входит слияние двух или более ранее незави­симых компаний, приобретение контроля над всей или частью другой ком­пании, создание функционально достаточного совместного предприятия (предприятие, выполняющее на длительной основе все функции автономной экономической единицы, т.е. обладаю­щее адекватными финансовыми, людскими и материальными ресурса­ми, исполняющее все функции, обычно осуществляемые другими предпри­ятиями, работающими на том же рынке, проводящее собственную коммерческую политику, а не только вспомогательную коммерческую дея­тельность по отношению к родительским компаниям.).

Установив, какие операции относятся к сфере наднационального ре­гулирования, далее необходимо определить, какие из этих операций подле­жат запрету. Для этого в Регламенте зафиксирован ряд критериев, под­лежащих учету наднациональными органами при принятии соответствующих решений. В первую очередь они касаются определения положения компании на рынке и предусматривают учет экономической и финансовой мощи предприятия, его доступа к рынкам сырья и сбыта, развития спроса и предложения, состояния технического и экономическо­го прогресса и ряда других аспектов.

Слияния, создающие или усиливающие господствующее положение, посредством которого действенная конкуренция на общем рынке или су­щественной его части значительно нарушается, признаются несовмести­мыми с Общим рынком. Одновременно слияния предприятий, имеющих незначительную долю на рынке (как правило, менее 25%), объявляются со­вместимыми с Общим рынком как не нарушающие конкуренцию.

Основной контроль за концентрацией возложен на КЕС, которая на­делена исключительными полномочиями по одобрению и запрещению концентрации «в масштабах ЕС». С момента вступления Регламента в силу все подобные операции стали подлежать обязательной нотификации в Комиссии. Для обеспечения высокой эффективности принятых правил КЕС была наделена правом взимать штрафы с нарушителей. Вынесенные ею решения могут быть пересмотрены только Судом ЕС, который правомо­чен аннулировать, снизить или повысить предусмотренные Комиссией санкции.

В соответствии с Регламентом стороны, участвующие в слиянии, не­зависимо от того, зарегистрированы они в ЕС или просто функциониру­ют на его территории, должны совместно уведомить Комиссию о плани­руемых слияниях в масштабе Сообщества. Нарушение данного положения влечет за собой ответственность сторон в виде штрафа в размере до 10% их объединенного совокупного мирового оборота. Комиссия публикует уве­домление в своем издании «Официальный журнал ЕС» и приглашает тре­тьи стороны дать свои комментарии. Значительную часть вопросов и «пре­тензий» Комиссии к планируемой сделке удается снять заранее, поэтому в официальной статистике число запретов Комиссией сделок по концен­трации невелико.

Европейская интеграция не ограничивается рамками Западной Евро­пы: сегодня на новый уровень вышли торгово-экономические отношения ЕС со странами Восточной Европы, с большинством из которых уже под­писаны соглашения об ассоциированном членстве. В соответствии с эти­ми соглашениями, предусматривающими адаптацию правил экономиче­ского регулирования восточноевропейских стран к правилам ЕС, в конкурентном законодательстве стран Восточной Европы произошли су­щественные изменения. В целом же создание однородных правил конку­ренции рассматривается как необходимое условие функционирования зо­ны свободной торговли Западной и Восточной Европы.

Совместные действия в сфере конкурентной политики предусмотре­ны и в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Рос­сийской Федерацией, подписанном 24 июня 1994 г. и вступившем в силу I декабря 1997 г. Соглашение включает ст. 53 «Конкуренция», которая предусматривает обязательства сторон применять законодательство в об­ласти конкурентной политики и устранять ее ограничения, вызванные поведением предприятий или государственным вмешательством.

Следует отметить, что вопросы конкуренции в Соглашении занимают особое место, так как развитие конкурентной среды в России рассматри­вается руководством ЕС как важнейший фактор рыночной экономики и создания благоприятных, недискриминационных условий для взаимной торговли на базе принципов ВТО. Это нашло свое отражение в ст. 3 СПС, где перспективы создания зоны свободной торговли Россия — ЕС напря­мую увязывается с предполагаемым усовершенствованием антимонополь­ного регулирования России. Такая ссылка на статью о конкуренции объясняется тем, что либера­лизация внешнеэкономического режима (снятие «внешних» барьеров вхо­да на рынок) может быть действенна лишь при гарантии ужесточения ан­тимонопольного контроля (за снятием «внутренних» барьеров входа на рынок).

Использованная литература:

1. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И.К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 421 с.

2. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов/ С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов и др., под ред. А. Г. Цыганова. – М.: Логос, 1999. – 368 с.

3. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов / А.В. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 304 с.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник / А.П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2003. – 656 с.

5. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление: учеб. пособие для вузов/ Р. А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

6. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования / Г.А. Черчилль. - СПб.: Питер, 2000.- 752 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: