Виды конкуренции

Структура становления конкурентных отношений в России носит сложный и специфический характер, несмотря на достаточный уровень их разработки в мировой практике. Механизм конкурентных отношений выражает особенности положения на рынке обособленных товаропроизводителей, с одной стороны, и потребителей их продукции, с другой, и выступает как совокупность форм и методов конкурентной борьбы с целью стимулирования товаропроизводителей для дальнейшей деятельности. Ведущими элементами их функционирования является выявление и анализ конкурентных позиций и формирование системы сравнительных рыночных преимуществ выпускаемой ими продукции, взаимосвязи конкуренции и конкурентоспособности, а также оценка современных тенденций динамики конкурентной борьбы, позволивших выявить новые формы ее проявления в различных конкурентных средах.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен). Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1) Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

2) Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

3) Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредство совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Совершенная конкуренция – это такое состояние рыночной системы хозяйствования, когда:

1) на рынке множество покупателей и продавцов и ни одна группа этих агентов рынка не может влиять на положение и изменение рыночной конъюнктуры;

2) для продажи предлагаются одинаковые, однородные товары и услуги;

3) ни один из участников рынка не знает о рынке больше, чем остальные, так что все продавцы и все покупатели имеют о рынке одинаковую и полную информацию;

4) покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

5) продавцы действуют независимо друг от друга;

6) покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его, не испытывая никаких затруднений.

Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

Несовершенная конкуренция – это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции:

1) количество фирм на рынке может сократиться вплоть до одной, и сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные предприятия;

2) характер товарной продукции может быть разнородным или даже уникальным;

3) предприятия уже не имеют равного доступа к информации;

4) при выходе на рынок и выходе из него приходится преодолевать препятствия, барьеры.

При характеристике конкуренции возникает потребность найти такой метод, который позволил бы легко и просто определить ее характер, не прибегая к сложному анализу указанных выше признаков. Такой метод в экономической науке существует: это характер реакции спроса цены на изменение спроса и предложения. Если товаропроизводитель продает товаров столько, сколько он хочет и может продать, а рыночная цена остается неизменной, то на рынке имеет место совершенная конкуренция, а сам товаропроизводитель является совершенным конкурентом. Если же фирма увеличивает количество товаров, поставляемых на рынок, и цена падает, то на рынке имеет место несовершенная конкуренция.

На рынке совершенной конкуренции цена – это заданная величина: отдельно взятый агент ранка никакого прямого влияния на цену не оказывает. Если продавец запросит более высокую цену, покупатели перейдут к его конкурентам. Если же он запросит более низкую цену, он не удовлетворит весь спрос, так как доля его товара на рынке не велика. Не в состоянии изменить цену и покупатель. Приспособление к рынку в условиях совершенной конкуренции выразится в объеме продажи и объеме покупок.

На рынке несовершенной конкуренции товаропроизводитель стремится удержать падение цены при увеличении объема продаж, и иногда это ему удается, но основная тенденция динамики цены – понижение.

Средствами свободной конкурентной борьбы являются рост объема продаж, повышение эффективности производства, научно-технический прогресс, силовые методы воздействия на конкурента, промышленный шпионаж, изменение уровня цен и прочее.

Совершенная конкуренция имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам совершенной конкуренции следует отнести следующие ее свойства:

1) побуждает товаропроизводителя повышать эффективность производства, экономить труд и затраты;

2) стихийно приспосабливает структуру производства к потребностям покупателей;

3) отвергает производство ради производства;

4) создает саморегулирующую систему рынка;

5) не дает какой-либо регулирующей власти и соответственно каких-либо привилегий, как продавцам, так и покупателям;

6) не создает каких-либо ограничений внешнего или искусственного характера для свободного волеизъявления всех участников рынка;

7) Побуждает всех участников рынка к абсолютной мобильности ресурсов.

Недостатки совершенной конкуренции выражаются в следующем:

1) частичное рыночное и макроэкономическое рыночное равновесие создается путем бесконечного нарушения данного равновесия;

2) формируется динамичная, но нестабильная система хозяйства;

3) она сама готовит условия для своего отрицания – в процессе соперничества рождается монополизм, ее полная противоположность;

4) ей чужды общественные блага и общественные ценности (родина, оборона, порядок, уважение человека по принципу: люби других, как самого себя);

5) порождает отрицательные внешние эффекты (загрязнение окружающей среды, преступность, разрушение традиций);

6) ей чужды заботы о том, что не окупает себя в даны момент (например, затраты на фундаментальные научные исследования, на театр, на искусство и литературу в целом);

7) не учитывает разнообразия потребностей, их уникальности в отдельных людях, поскольку ориентируются на однородную товарную массу;

8) создает равные возможности входа в рыночную систему, но не обеспечивает и не гарантирует данные результаты деятельности человека в этой системе.

Доказательство тому – разорение одних и обогащение других.

Все это привело к тому, что совершенная конкуренция в процессе развития в рыночной системы хозяйствования уступает место несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция не устраняет многие негативные стороны совершенной. В этих условиях становится очевидным, что всякая конкуренция – это суровый закон жизни рыночного хозяйства и одновременно это объективное условие для трагического конца значительной части участников рыночной драмы. Не случайно во многих странах мира начинают приниматься юридические законы социального рыночного хозяйства, цепь которых – придать современной рыночной экономике социальную направленность с тем, чтобы уменьшить негативное влияние конкуренции на широкие слои населения. Решить эти социальные задачи в современных рыночных условиях могут государство и другие общественные институты, если они ставят своей целью защиту интересов народа.

Монополистическая конкуренция – имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

1) относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

2) эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.

Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.

Рис. 2. Классификация видов конкуренции [3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: