Корпорация как организационно-правовая форма крупного бизнеса

Понятия `малый`, `средний` и `крупный` бизнес широко используются в экономической литературе, однако общепринятые критерии их определения отсутствуют. На наш взгляд, качественная определенность малого бизнеса - объединение функций собственника (учредителя) и главного менеджера. Это определяет преимущества малого бизнеса - оперативное принятие решений, гибкое приспособление к запросам рынка и его специализированным или мелким нишам, высокая интенсивность труда благодаря прямому контакту руководителя со всеми исполнителями, минимальные расходы по управлению и контролю. Однако руководитель может обработать лишь небольшой (до 600 бит в сутки) объем информации, поэтому его бизнес не в состоянии в одиночку выполнять крупные инновационные проекты, которые определяют конкурентоспособность современной экономики.

Средний бизнес решает эту проблему, отделяя собственность от управления. Он представлен неделимыми хозяйственными субъектами, экономическими агентами (фирмами), которые производят товары и услуги в реальном или финансовом секторе, управляя, как правило, одним имущественным комплексом (предприятием) с помощью наемных менеджеров (это ООО, ГУП, МУП, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, некоммерческие организации)

Крупный бизнес - объединение предприятий (альянсы, бизнес-ассоциации).

(В оффшорах Там же находятся их трейдинговые компании, которые получают продукцию из России по низким трансфертным, а реализуют - по рыночным ценам. По оценке Всемирного банка до 20% российского ВВП таким образом переводится со счетов предприятий на счета торговли, налоги с этой прибыли, а также с выплачиваемых в оффшорных зонах дивидендов не платятся. По сути дела российский крупный бизнес находится вне российской юрисдикции).

Корпорация - хозяйственный субъект, уставный капитал которого разделен на равные доли - акции, дающие право на доступ к информации и участие в прибылях и находящиеся в свободном обращении.

Второе важное преимущество корпораций - создание дочерних, внучатых и зависимых компаний, совместно обслуживающих определенный сегмент рынка.

На российском рынке сотовой связи господствуют 3 корпорации - МТС (35% из 120 млн. абонентов). Вымпелком (34%) И Мегафон (19%). Такие корпорации и их альянсы - принципиально новая форма планомерного сотрудничества конкурентов - принимают и реализуют стратегические решения об освоении новых рынков, разработке новых продуктов и технологий, создании или ликвидации производств и рабочих мест в различных странах и регионах. Они решают, где регистрировать компанию, платить налоги и решать юридические споры, в какой валюте номинировать контракты и открывать счета, куда переводить капиталы, размер которых нередко превышает бюджеты многих государств.

Это требует введения для корпораций новой системы отчетности. В США и странах ЕС в последние годы были осуждены руководители крупных корпораций, которые нанесли своим акционерам и инвесторам многомиллиардный ущерб, организовав фиктивные финансовые потоки между десятками специально созданных для этой цели подставных фирм. Внешние аудиторы не в состоянии контролировать эти потоки. Закон Сарбанеса-Оксли (США) возложил на высших менеджеров уголовную ответственность за отчетность. Социальная отчетность по стандарту CRI C3, создаваемая в процессе консультаций с акционерами, сотрудниками и общественностью, характеризует стратегию корпорации и ее воздействие на экономическую безопасность и социально-экономическое благополучие страны и региона. Первой в России такую отчетность представила компания `Уралсиб`.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: