double arrow
Виды способностей, сенситивные периоды в развитии способностей

Существуют разные классификации способностей. По происхождению выделяют:1) природные (естественные) способности - способности биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей; 2) специфически человеческие способности - способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие ч-ка в соц.среде. Специфические способности, в свою очередь, подразделяются на: Общие способности - способности, к-ые определяют успехи ч-ка в самых различных видах д-ти и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.).

Специальные - способности, определяющие успехи ч-ка в отдельных видах д-ти и общения. Для их возникновения необходимы особые задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Теоретические - способность к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду. Практические - способности к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.

Если общие и спец.способности могут дополнять друг друга, то теоретические и практические способности сочетаются лишь у разносторонне одаренных людей, в большинстве же случаев какой-то один вид способностей (теоретические или практические) преобладает. Учебные - способности, к-ые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на форм-ие качеств личности. Творческие - способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Межличностные - способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации. Предметные - способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, худ. образами. Сенситивный период - ограниченный промежуток времени развития, в течение к-го ч-к отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни. Отеч.психологи не раз подчёркивали значение сенситивных периодов в развитии детей. Л.С.Выготский писал:«Сенситивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли... оптимальными сроками обучения». Поддерживая идеи Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьев отмечает: «Сензитивные периоды, существуют, причем, прежде всего - в аналитической д-ти мозга. Их существование предполагал Ушинский, к-ый считал своевременность обучения одним из главнейших принципов дидактики». Наиболее известный пример сенситивного периода - годы овладения ребенком речью. Сенситивные периоды наиболее полно и подробно описаны у итальянского педагога Марии Монтессори. Она утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сенситивный период.









Сейчас читают про: