double arrow
Направленность как ведущий компонент в структуре личности

Направленность личности проявляется во всех видах потребностей, мотивах и мотивационных образованиях. Именно направленность определяет психологический облик личности. Именно в направленности выражаются цели, во имя к-ых действует личность, мотивы, ее субъективные отношения. Поэтому, определяя направленность личности, можно сказать, что она выражает отношение личности к целям ее д-ти на эмоциональном, познавательном (когнитивном) и поведенческом уровнях. Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как сов-ти всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, к-ые форм-ся и развиваются в течение ее жизни. Безусловно, что сама по себе эта сфера динамична и потому изменяется в зависимости от обстоятельств жизни ч-ка. Однако очевидно и другое: нек-ые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, они образуют своеобразный стержень личности, В них то и проявляется направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера личности составляет своеобразный фундамент, на к-ом форм-ся жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь. В жизненных целях личности находит свое выражение создаваемая ею концепция жизни, ее смысл, согласно к-ой и выстраивается жизненный путь личности. Поскольку направленность выражает отношение не только к целям д-ти, но и целям - ценностям жизни, постольку в свете той или иной направленности выстраивается жизненный путь личности. Личность хар-ся не только тем, что она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может, на что она способна. Но способности характеризуют не только возможности ч-ка. Они неразрывно связаны со склонностями, т. е. включают и момент направленности. Понять способности ч-ка возможно в ходе анализа жизнед-ти личности.




14. Жизненный путь как единица анализа личности.Жизненный путь с позиций психологии человеческого бытия рассматривается как траектория движения личности по жизненному миру. Жизненный мир производится в процессе человеческой практики и производен от особенностей человеческого бытия. Выделяются нек-ые отличительные характеристики человеческого бытия – осознанность, осмысленность, действенность. Благодаря именно этим особенностям человеческой активности природное окружение преобразуется в жизненный мир ч-ка. Действительность принимает очертания, жизненно необходимые для нормального существования и приспособления к ней ч-ка. Осознанность и осмысленность человеческой активности приводят к тому, что на объекты и явления окр. действительности ч-к «наслаивает» общественные значения и личностные смыслы. Общественные значения отражают место и ф-цию того или иного объекта действительности в совокупной практике коллективного субъекта – соц.группы, общества, человечества в целом. Личностный смысл отражает место и ф-цию объекта или явления в жизнед-ти индивидуального субъекта, их отношение к индивидуальным потребностям ч-ка. Психическое развитие ч-ка происходит в процессе д-ти в контексте жизненного мира через усвоение общечеловеческих значений и выработку личностных смыслов. Т.О., с приходом ч-ка окр. среда приобретает сверхчувственные свойства и преобразуется в жизненный мир.Сообразно этим свойствам, активность ч-ка в мире яв-ся осознанной и осмысленной, что отличает ее от поведения животных в биологической среде. По сути, осознанность как свойство жизненного мира характеризует его отношение к потребностям коллективного субъекта, то есть отражает его общественный смысл. Осмысленность как свойство жизненного мира раскрывает его отношение к потребностям индивид. субъекта, то есть его личностный смысл. Жизненный мир – это системно организованная сов-ть объектов и явлений действительности, связанных с коллективным или индивидуальным субъектом жизненными отношениями. Жизненные отношения показывают на роль и место в жизнед-ти субъекта различных объектов и явлений действительности и по этой причине объективно выражают их жизненный смысл для субъекта. Жизненный мир – это осознанная и осмысленная человеком или обществом объективная действительность, в к-ой протекает человеческая или общественная д-ть и жизнь. Осознанность и осмысленность специфицируют жизненный мир ч-ка и отличают его от безжизненной, необжитой человеком объективной действительности. Эти свойства – объективные характеристики жизненного мира. Ч-к вступает во взаимодействие с миром, будучи одаренным личностными качествами. Эта схема в большей мере присуща гуманистическим теориям жизненного пути.Т.О., ч-к с момента рождения находится в постоянном взаимодействии со своим жизненным миром, в процессе освоения к-го он приобретает свои личностные качества и смысл жизни. Св-ва личности и индивидуальный смысл жизни яв-ся не только предпосылками, сколько продуктами жизненных поступков ч-ка, строящего свой жизненный путь.








Сейчас читают про: