double arrow
Способности: проблема происхождения способностей, генетические и средовые детерминанты и механизмы их развития

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо д-ти и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

Один из самых сложных вопросов психологии -- это вопрос о происхождении способностей. В психологии существует несколько точек зрения на эту проблему.

1. Теория о генетической природе способностей. С точки зрения этой теории способности - это врожденные индивидуально-психологические особенности ч-ка, к-ые передаются от родителей ребенку по наследству. Доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка. В качестве доказательства врожденности способностей приводятся факты их повторения у потомков выдающихся людей, н-р, существуют одаренные семьи или целые династия: Бахов, Дарвинов и др. 2. Теория приобретенных способностей. Соц. окружение, атмосфера, в к-ой растет и воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать деятельность опытных, выдающихся педагогов; особенности той или иной культуры; особенности воспитания.

На основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что факторы среды и факторы наследственности играют важную роль в форм-и и развитии способностей. Иногда факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных факторов.О генетических предпосылках интеллекта до настоящего времени практически мало что известно. Из сотен тысяч генов, расположенных в хромосомах, выявлены лишь несколько, к-ые, отвечая за ряд физических признаков организма, могут при повреждении вызывать грубые нарушения интеллекта. Более тонкие исследования вклада генотипических и средовых факторов в межиндивидуальные различия в характеристиках способностей ч-ка проводились путем сравнения близнецов, разлученных в раннем детстве или живущих вместе. Более ранние психогенетические исследования, проведенные в этом направлении, обнаружили довольно высокую степень сходства показателей интеллекта у родственников, имеющих большее кол-во общих генов. Однако с какими бы наследственными задатками не появился на свет ребенок, его дальнейшее развитие во многом обусловлено факторами внешней среды - питанием, воспитанием и прочими.




Все психогенетические исследования показывают, что в любом случае фенотип - это рез-т взаимодействия генотипа и среды, а нек-ые генотипы для оптимального развития нуждаются в соответствующих, причем во многих случаях довольно определенных условиях внешней среды. Задача психогенетики собственно и состоит в том, чтобы определить эти условия и дать совет о стратегиях оптимизации этой внешней среды (образование, воспитание и прочее) для полной реализации всех наследственных потенций.



Различают 3 вида генотип-средового взаимодействия:1. Пассивное, к-ое не предполагает целенаправленных действий со стороны индивида (н-р, ребенок эмоционально нестабильных родителей получает и гены, и семейную среду, способствующие развитию у него нейротизма).2. Реактивное, имеющее место в том случае, когда среда «подстраивается» под генотип (н-р, если часто плачущий ребенок получает положительное подкрепление – игрушки, сладости – то такая форма поведения закрепляется).

3. Активное, к-ое выражается в целенаправленных действиях индивида, связанных с поиском или созданием среды, способствующей реализации генотипа в фенотипе.






Сейчас читают про: