Соучастие. Интересно, что одним из первых специалистов, которому удалось дать связное представление о характерных особенностях и основополагающих элементах Веб 2.0

Интересно, что одним из первых специалистов, которому удалось дать связное представление о характерных особенностях и основополагающих элементах Веб 2.0, стал Пол Грэхем – разработчик первого в мире веб-приложения ViaWeb, выступавший и продолжающий выступать категорическим противником самого термина «Веб 2.0». «Имеется ли в понятии «Веб 2.0» какой-либо смысл? – рассуждает Грэхем на страницах своего личного блога. – До недавнего времени мне казалось, что нет. Но постепенно этот смысл начал проявляться, и в конце концов выяснилось, что ничего кардинально нового эта концепция в себе не содержит. На самом деле Веб 2.0 – это всего лишь естественный способ использования Интернета, его возврат к тому состоянию, в котором он и должен был всегда пребывать, исходя из самой своей природы».

Упоминая о природе Интернета, Грэхем прежде всего имел в виду его предельную демократизацию: отсутствие ограничений информационного обмена, равноправие всех его участников и их полную независимость от какой-либо цензуры – иными словами, принципы «свободы, равенства и братства» всей многомиллионной аудитории всемирной компьютерной сети, которые изначально закладывались в основу её создания еще полтора десятилетия назад и на возрождении которых теперь строится вся парадигма Веб 2.0. Фундаментальная идея «второй версии Веб» состоит в том, чтобы стереть границы между дизайнерами и пользователями интернет-сайтов, создателями и потребителями их контента – сделать так, чтобы посетители сайтов могли выступать в роли их соразработчиков и соавторов их содержания. Таким образом, каждый проект в системе Веб 2.0 должен быть ориентирован на реализацию в условиях, в которых вся циркулирующая информация генерируется путём взаимодействия большого количества людей. И чем их будет больше – тем каждый конкретный проект (сервис, ресурс и т. д.) должен быть качественнее и интереснее.

Именно уважение и внимание к пользователям с их разнообразными нуждами, потребностями и запросами большинство аналитиков Интернета считает ещё одной важнейшей чертой, характеризующей те онлайновые структуры, которые относят себя к «поколению Веб 2.0». Как полагает Пол Грэхем, нормализация отношения держателей сайтов к их посетителям призвана компенсировать тот садизм, который процветал в эпоху доткомов: достаточно вспомнить засилье повсеместной рекламы, назойливые баннеры, бесконечно всплывающие окна, шпионское ПО, обязательную регистрацию и т. д., и т. п. Ни одна бесплатная онлайновая услуга не обходилась без того, чтобы её поставщик не потребовал от пользователя чего-то взамен, и порой складывалось впечатление, что владельцы сервисов экономически заинтересованы в создании потребителям невыносимых условий работы: мол, чем больше трудностей будет изобретено и чем больше неприятностей причинено, тем выше станет итоговая прибыль.

По мнению Грэхема, первой из крупных интернет-компаний, осознавших всю пагубность подобной политики и все выгоды по-настоящему клиент-ориентированных сервисов, стала компания Google. Руководствуясь правилом, гласящим, что никакие преграды – будь то баннеры, регистрационные процедуры или абонентская плата – не должны мешать клиенту пользоваться сайтом, Google принялась плодить и размножать всевозможные общедоступные сервисы, одновременно изыскивая параллельные пути получения доходов – в частности, от контекстной текстовой рекламы. В результате родилась специализированная служба Google AdSense, рекламные сообщения которой уже не воспринимаются как неизбежное зло, а наоборот, пользуются доверием и даже спросом (!) у многих пользователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: