Коллективный разум

Ключевая часть Веб 2.0 – использование коллективного разума – превращает веб в некое подобие живого организма. Джеймс Суровецки в своей книге «Мудрость толпы» доказывает идею о том, что самоорганизующиеся группы «средних» людей способны справляться с трудными задачами лучше, чем это делают специалисты.

Одной из первых коллективный труд стала использовать Yahoo, завоевав популярность как наиболее полный каталог ссылок, созданный миллионами пользователей.

Успех сервиса онлайновой торговли amazon.com Тим О’Рейлли объясняет использованием его создателями идеи привлечения пользователей и, как результат, публикацией пользовательских обзоров, которым посетители сайта, как оказалось, доверяли гораздо больше, чем официальным рецензиям.

Примером наиболее успешной реализации идеи «коллективного разума» стала онлайновая бесплатная энциклопедия Wikipedia, детально о которой мы расскажем чуть позже. Основным принципом существования этого проекта является свободный доступ к созданию статей энциклопедии обычными пользователями. Решившись на совершенно безумную идею – размещение энциклопедических статей любым желающим, разработчики Wikipedia создали продукт, которому нет равных ни по оперативности, ни по достоверности, ни по точности предоставляемой здесь информации. А динамику развития Wikipedia нельзя сравнить ни с каким другим ресурсом из существовавших ранее.

С термином «коллективный разум» связан и новый подход к систематизации данных на сайте. Если раньше при создании сайта для организации информации на нём использовался метод таксономии (иерархическая или древовидная структура), то сейчас всё чаще используется метод фолксономии (практика совместной категоризации информации посредством произвольно выбираемых меток, называемыми тегами). Теги являются ключевыми словами, характеризующими и категоризирующими данный массив информации (веб-страницу и т. п.). В отличие от таксономии, подразумевающей использование сложной классификации и словарей с фиксированным словарным запасом, фолксономия характеризуется созданием тегов «на лету», без необходимости задумываться о том, в какую «папку» или директорию поместить ту или иную информацию. Так как производители контента обычно являются и основными же её потребителями, использование методики фолксономии приводит к результатам, более точно отражающим совместную концептуальную модель контента всей группы.

 

Расстановка тегов позволяет выйти за жёсткие рамки категорий и использовать множественные, перекрывающиеся ассоциации – живые и понятные даже неподготовленному пользователю. Например, размещённый на фотохостинге Flickr снимок щенка может быть помечен одновременно и тегом «щенок», и тегом «милый». В итоге он станет доступен сразу по двум запросам – что облегчает последующий поиск информации. Таких тегов для одного объекта может быть гораздо больше.

Кстати, иногда тегов становится очень много и разбираться в них тоже становится довольно сложно. Для этого было придумано «облако меток» (tag cloud). Это представление меток в виде некоторого облака, в котором наиболее часто используемые метки написаны более крупным шрифтом и сконцентрированы в середине, а менее значимые (реже используемые) находятся как бы на периферии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: