double arrow

Я –концепция в различных психологич.теориях: эпигенетическая теория Э.Эриксона

Теория развития Э.Эриксона не только строится на принадлежащем Фрейду описании психосексуального развития, но и расширяет его в нескольких важных отношениях. Эриксон дает теорию психосоциального развития на протяжении всей жизни ч-ка и придает особое значение самостоятельному или бесконфликтному развитию адаптивного эго. Согласно Эриксону, в добавление к удовлетворению инстинктов, люди нуждаются в категоризации и интеграции опыта. Поэтому, для оптимального функционирования ч-ка необходимо достичь устойчивого чувства эго-идентичности - отчетливого чувства личной целостности и «непрерывности опыта». Процесс построения и интеграции личности, описываемый последовательностью из 8 стадий, продолжается всю жизнь и направляется эпигенетическим принципом, к-ый гласит: «Все растущее имеет исходный план развития, в соответствии с к-ым появляются отдельные части, - каждая имея свое время доминирования, - пока не образуется полный набор частей, чтобы составить способное к функционированию целое». Каждая стадия, от рождения до старости, хар-ся своим нормативным кризисом, неизбежно возникающим и требующим преодоления. Эти кризисы могут быть рез-том интрапсихических конфликтов, но соц.контекст, в к-ом люди пытаются разрешить такие конфликты, так же может существенно разниться; т.о., по своему х-ру - это психосоциальные кризисы. Разрешение каждого кризиса оставляет отпечаток на развивающемся ч-ке и вносит свой особый вклад в целиком сформированную личность. В идеале, разрешение любого из этих кризисов не должно быть полностью односторонним; излишняя доверчивость или наивность, н-р., могут помешать соц.адаптации. Признаком оптимального развития служит как раз смесь или гармоничное сочетание 2 полярных вариантов разрешения психосоциальных кризисов. Предполагается, что последующие стадии психосоциального развития строятся в зависимости от рез-тов прохождения предыдущих. Кроме того, каждая стадия содействует форм-ию у развивающейся личности особой добродетели, н-р., как надежда или вера.




Стадии:

1. Доверие против недоверия (младенчество).

2. Автономия против сомнения и стыда (раннее детство).

3. Инициатива против чувства вины (дошкольный возраст).

4. Трудолюбие против чувства неполноценности (школьный возраст).

5. Идентичность против диффузии (отрочество / юность).

6. Интимность против изоляции (молодость).

7. Генеративность против стагнации (средняя взрослость).

8. Целостность против отчаяния (зрелость).






Сейчас читают про: