double arrow

Развитие Я – концепции в онтогенезе

Самосознание - уровень сознания, на к-ом осуществляются осознание, оценка ч-ком своего знания, чувств, потребностей, мотивов поведения и д-ти. Самосознание тесно связано с рефлексией и, по мнению отечественного психолога В.С.Мерлина, включает 4 основных компонента:

- сознание отличия себя от остального мира;- сознание «Я» как активного начала, субъекта д-ти; - сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; -социально-нравственную самооценку, самоуважение, к-ое форм-ся на основе накопленного опыта общения в и д-ти. С.Л.Рубинштейн выдвинул противоположную точку зрения, согласно к-ой самосознание - высший вид сознания, возникший как рез-т развития сознания. Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности. В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

1) непосредственно-чувственный уровень;2) ценностно-образный, личностный; 3) рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень;4) целенаправленно-деятельный уровень.

«Я-концепция» - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе к-ой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с др.людьми. «Я-концепция» включает в себя когнитивный компонент - образ своих качеств, социальной значимости, способности, внешности и т. д. Ч-к может воспринимать себя по-разному. В «Я-концепции» содержится и эмоционально-оценочный компонент переживаний ч-ка, представлений о себе, и выражение в этом переживании самооценки, себялюбия или любви к др.людям, самоуничтожения или самоуважения и т.д. Психологическая установка ч-ка в отношении самого себя, своих особенностей, возможностей и способностей - вот что такое в целом «Я-концепция». С момента рождения ребенка и на протяжении всей жизни происходит процесс развития личности. В ходе этого процесса самосознание индивида проходит ряд стадий. Г.Олпорт разработал систему стадийного развития «Я-концепции»:

Первая стадия - ощущение своего тела.

Вторая стадия формирования «Я-концепции» — ощущение самоидентичности, при к-ом ребенок осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица.

Третья стадия — форм-ие самоуважения.

Четвертая стадия - расширение границ самости. Пятая стадия - складывается образ «Я». Шестая стадия — (6-20 лет) — характеризуется осознанным рациональным управлением собой.

На седьмой стадии в подростково-юношеском возрасте формируется «Я-концепция» целостного чувства «Я».

Восьмая стадия – способность ч-ка к самооценке и самопознанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: