Эмпирические исследования развития самосознания ребенка показывают, что это развитие проходит ряд стадий, или фаз.
Так, В. С.Мерлин выделяет четыре таких фазы:
· «сознание тождественности» (первый год жизни) — при этом происходит то, что мы обозначили как самовыделение и принятие себя в расчет; «сознание Я» (появляется к двум-трем годам), связанное с осознанием себя как субъекта деятельности;
· осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения данных самонаблюдения,
· фазу социально-нравственной самооценки, возникающей в юношеском возрасте.
Понятие уровней в том смысле, в котором мы будем его употреблять' в дальнейшем, предполагает:
а) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего;
б) каждый из уровней развития имеет свою собственную «природу», т. е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями;
в) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего;
г) вышележащий уровень управляет нижележащим;
д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего.
И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе.
1. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понижается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение.
2. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует «уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях». В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует..Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.
И. С, Кон:
В целом образ «Я» понимался как установочная система; установки обладают тремя компонентами:
1. когнитивным,
2. аффективным
3. производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).
Нижний уровень образа «Я» «составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе;
выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ;
наконец, сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей».
Для решения проблемы выделения уровней необходимо прежде всего решить вопрос о специфике форм активности человека, форм его жизнедеятельности. Такое решение возможно на пути анализа тех специфических качеств и тех форм отношений с действительностью, которыми обладает человек как организм, как социальный индивид, как личность.
В.В. Столин: единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной или эмоциональной форме, и не образы + самооценки.
Единицей самосознания личности является конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей.
Это столкновение осуществляется путем поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах.
Таким образом, единица самосознания (конфликтный смысл «Я») — это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа.