Аргумент в пользу личностного подхода

А сейчас самое время вновь вступить в полемику стороннику личностного подхода. Психолог может добиться многого, если согласится с убедительными доказательствами пользы демографического, экологического или социологического подхода, и включит их, насколько это возможно, в свою научную концепцию.

Рассмотрим сначала принципиальный вопрос. Очевиден тот факт, что предрассудок-установка не ведет к предрассудку-поведению. Столь же очевидно, что человек с установкой на равноправие может быть вовлечен в несправедливую дискриминацию. Поведение в «ситуации из опросника» может противоречить поведению в реальной жизненной ситуации. Мы часто говорим одно, а делаем другое — это традиционная привычка человеческого рода.

И именно в этом кроется суть вопроса. Все, что бы ни сказал или ни сделал человек, определенным образом связано с тем, что у него «внутри» — с его личностью, его привычками, или ожиданиями, или установками; называйте это как хотите. Некоторые внутренние диспозиции побуждают его разговаривать как ангел и поступать как дьявол или, наоборот, разговаривать как дьявол и при этом вести себя как ангел. Не только возможно, но даже вполне обычно, что в личности человека уживаются контрастирующие и конфликтующие диспозиции. Мне кажется, что наши критики увещевают нас снять со счетов личность как фактор предрассудков именно потому, что феномен личности слишком сложен для понимания. А кто же думает, что это просто?

Какая-то из конфликтующих тенденций становится доминирующей в зависимости от имеющейся ситуации. Наша целостная нервная система работает по тому принципу, что для всего есть свое время и свое место. Мы скрываем собственное нездоровье от друзей и признаемся в нем своей семье. Мы можем подозрительно относиться к продавцам-неграм, однако если нам позарез нужно что-то купить, то мы подавляем собственные чувства. Если существует настоятельное и недвусмысленное юридическое предписание на этот счет, мы принимаем школьную десегрегацию, даже если это идет вразрез с нашими установками. Однако я хотел бы отметить, что мы поступаем таким образом потому, что актуализируется другая доминирующая установка, а именно - наша привычка к подчинению требованиям закона.

Позволю себе обобщить мою позицию. Между внешними социальными силами и очевидными поведенческими проявлениями (на которых фиксируют свое внимание наши критики) неизбежно и неизменно есть посредник — единая и поддающаяся определению личность. Без нее социальные силы были бы просто иллюзорным фактором.

Действительно, мы можем, если хотим, провести параллели, как это обычно делают историки и социологи, между уровнем урбанизации и уровнем десегрегации. Но решая проблему таким образом, мы рискуем упустить из виду важные звенья причинной цепи; мы играем в чехарду с опосредующей переменной — с личностью. Естественно, уровень урбанизации в какой-то степени отражает формирование этого процесса и в какой-то степени является причиной создания определенных привычек, ожиданий и ценностей (и, соответственно, разрушения других привычек, ожиданий и ценностей) в жизни конкретных индивидов. Окончательный результат заключается в том, что эти индивиды будут в большей степени готовы принять десегрегацию, чем противостоять ей.

Критики могут возразить: «Ну хорошо, а почему бы и не поиграть в чехарду с личностью? Если мы можем предсказать ситуацию на основе таких переменных как урбанизация, плотность населения, избирательная активность, экономические тенденции, для чего нам возиться с личностью?».,

На этот вопрос есть два ответа. Во-первых, полное научное объяснение требует, чтобы во внимание были приняты как основные, так и периферийные причины. Во-вторых (что кажется мне более важным), прогнозы на основе истории, социальных сил и ситуации грубы и зачастую неточны. Причина тому — в имплицитном допущении того, что социальные и экономические силы всегда влияют на всех людей одним и тем же образом, иными словами, что личность — константа социальных изменений.

И в этой связи нельзя не вспомнить о феномене девиантной личности. Практически все в Алабаме выступали в поддержку сегрегации, но появился Мартин Лютер Кинг, бросивший вызов всей структуре. История Литл Рока была бы совершенно иной, если бы губернатор Фаубус не был оппортунистом по натуре. А что мы скажем о стойкости белых и негритянских родителей, подвергавшихся тотальному социальному остракизму за свои принципы? А где заложены эти принципы, если не в структуре личности? Десегрегированные школы в штате Теннесси были взорваны фанатиками, на которых не смогла повлиять превалирующая в обществе тенденция к интеграции. Синагоги были взорваны там, где юридические, экономические, исторические, ситуационные силы, вроде бы, минимизировали вероятность подобных преступлений. Как мы видим, личность не просто подвержена влиянию истории, она может творить историю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: