Религиозные аспекты предрассудков

Парадоксальный факт: с одной стороны, религия благоприятствует развитию и усилению предрассудков, а с другой стороны, редуцирует или даже ликвидирует их. В данной работе рассматриваются те характеристики, которые отличают пропредрассудочные и антипредрассудочные тенденции в структуре религии. Эти характеристики объединены в три категории: теологические, социокультурные и психологические,

Эта работа может играть пропедевтическую роль по отношению ко многим эмпирическим исследованиям, поскольку она фактически выявляет двойное направление религии — порождение предрассудков и их искоренение.

Работа была представлена на конференции в теологической семинарии Принстона; опубликована в «Гредьюэйт джорнал» Университета Texаса (Graduate Journal, Vol. 7, 1966) и в «Джорнал фо зе саентифик стади.оф релиджен» (Journal for the Scientific Study of Religion, Vol. 5, 1966).

***

Ткань любой религии соткана из двух категорий — братства и нетерпимости. Я говорю о религии реальной, существующей исторически и культурально в жизни конкретных мужчин и женщин, большаячасть которых придерживается религиозных убеждений и принадлежит к той или иной конфессии. И если рассматривать религию не в идеальном смысле, мы отметим и те тенденции, которые порождают предрассудки, и те, которые препятствуют их развитию. Именно эту парадоксальную ситуацию я хочу обсудить в данном разделе.

В социальных науках давно известен тот факт, что в те наши coграждане, которые посещают церковь, демонстрируют большее количество расовых, этнических и религиозных предрассудков, чем те, кто церковь вообще не посещает. Нет необходимости говорить, что это обстоятельство и удивляет, и неприятно поражает истинных верующих, но его подтверждают как многочисленные опросы общественного мнения, так и эмпирические исследования (1). Результат всегда один и тот же: прочность ткани терпимости придает не религия, а секуляризм. Говоря словам Стоффлера, «среди посещающих церковь больше нетерпимых к... инакомыслящим... чем среди тех, кто церковь не посещает». Это соотношение остается верным и тогда, когда «принимаются в расчет такие факторы, как образование, возраст, религия, тип сообщества» (2).

Хотя мы не знаем, имеет ли место подобная закономерность в других странах и существовала ли она в прошлые века, мы можем предположить это с достаточной степенью уверенности. По крайней мере, нам известно, что большинство преследований и актов жестокости самых зловещих и постыдных для человечества, совершались именно на религиозной почве.

Мы можем тут же возразить, что сегодня, как и в прошлом, многие борцы за гражданские права, за социальную справедливость, за терпимость и признание равноправия руководствовались именно религиозными идеями. Перечень этих духовных героев длинен, он включил бы и самого Христа, и многих его последователей — Тертуллиана, Папу Римского Геласиуса I, Раймонда Луллия, который боролся и против крестовых походов и против усиления инквизиции, кардинала Куза, Себастьяна Кастельо, Швенкфельда и иреницистов, а в этой стране Роджера Вильямса, Джона Вулмана и таких наших современников, как отец Джон Лафарж и Мартин Лютер Кинг. И жизненная философия Махатмы Ганди, который не был христианином, также определялась его религиозными воззрениями. Идеи расовой справедливости и братства золотыми словами записаны почти в каждой религии.

Все эти доказательства убедительны. Но они не отменяют того факта, что прихожане христианских церквей в нашей стране в среднем более склонны к предрассудкам, чем те, кто церковь не посещает. Поскольку доказательства с обеих сторон неопровержимы, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, которая требует тщательного анализа.

Этот анализ будет проведен в соответствии с тремя религиозными аспектами, которые, как мне кажется, скрывают в себе зерна нетерпимости:

1. Теологический аспект.

2. Социокультурный аспект.

3. Личностно-психологический аспект.

Что такое предрассудок!

Прежде чем приступить к анализу, имеет смысл на минуту остановиться и определить, что же мы понимаем под термином «предрассудок». Насколько в эту категорию попадают наши оправданные пристрастия, убеждения и мнения?

Самый ясный ответ, я думаю, дает нам томизм, где предрассудок определяется как тенденция думать о других людях плохо без достаточных на то оснований». Такое определение соответствует «предрассудку против», который Спиноза назвал «предрассудком ненависти». Существует, конечно, и противоположная тенденция «думать о других людях хорошо без достаточных на то оснований» (как мы иногда поступаем в отношении наших собственных детей), «предрассудок любви» в терминах Спинозы.

Этим определением предрассудка ненависти (о котором и пойдет речь в данном разделе) мы констатируем два его аспекта: негативную установку и недостаток рациональности. Особенно чудовищный пример алогичности демонстрирует нам куклуксклановец, оправдывающий убийство негритянских детей на том основании, что если кто-то убивает гремучую змею, неважно, старая она или молодая. Или возьмем человека, который однажды был обманут евреем торговцем и после этого стал антисемитом. Иногда ситуация более запутанная, как, например, в случае с раввином, который храбро выступал против концепции вины, предложенной Маккарти, но который в то же время на основе средневековых папских энциклик сделал. вывод о том, что Кеннеди не подходит на роль президента.

И здесь нужно вспомнить, что во многих областях человеческой деятельности мы на собственных ошибках научаемся не думать или поступать определенным образом без достаточных на то оснований. Haша научная деятельность, наш семейный бюджет, наша работа, наше здоровье требуют анализа и оценки причинно-следственных отношений. Но в других областях деятельности объективному оцениванию наших поступков и убеждений не придается особого значения. Одна из таких областей — религия, другая — наши представления о ближнем. 0боим этим жизненным контекстам особенно присущи необоснованные допущения.

Более поздняя попытка дать определение предрассудка делается в другом направлении. Она опирается на определенные идеальные ценности, декларируемые нашим демократическим обществом. Утверждается, что предрассудок — это отклонение от трех конкретных норм. Поскольку предрассудок, как правило, — это грубое и необоснованное чрезмерное обобщение, то он является отклонением от норм рационалъности (так же как и в определении томистов). Поскольку предрассудок часто приводит к сегрегации, дискриминации, неуважению к правам, то он является отклонением от норм справедливости. И, наконец, поскольку он влечет за собой презрение, отвержение или пренебрежение, — это отклонение от норм человечности. Это трехстороннее определение шире, чем то, которое предлагали томисты, но в целом ему не противоречит.

Я не говорю, что всегда возможно обозначить определенные убеждения как безусловно предрассудочные или непредрассудочные. Как и во всех явлениях нашей психической жизни, здесь не исключены пограничные состояния. Я просто хочу сказать, что существуют необоснованные, несправедливые и неадекватные установки и что все эти установки (в разной степени и по разным причинам) могут быть определенным образом связаны с религиозной жизнью человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: