Заключение. Завершая книгу, целесообразно подвести итоги, воссоздать основные узлы нашего движения

Завершая книгу, целесообразно подвести итоги, воссоздать основные узлы нашего движения.

1. Общим и абстрактным представлением акта развития является идущее от Л. С. Выготского представление о нем как о соотнесении реальной и идеальной форм.

2. Идеальная форма — это не идеализированный (воображаемый, мыслимый) объект, а совершенный субъект — субъект совершенного действия.

3. Совершенное действие нельзя представить себе как нечто бесплотное и лишь в этом смысле идеальное. В его составе есть место совершенной реалии — той реалии, которая соответствует идее, является ее «этостью». Идеальная форма противопоставлена реалии и инерции наличного, стереотипного функционирования.

4. Акт развития есть преодоление наличного функционирования в идеальной форме действия.

5. Лишь относительно подобного преодоления есть смысл говорить о субъекте развития. Субъектность — это определенный режим жизни, а не характеристика наблюдаемого индивида.

6. Способом существования идеальной формы является событие. Идеальная форма существует лишь в переходе форм жизни, задаваемом явлением совершенства. Акт развития есть событие идеальной формы.

7. Структуру события (акта развития) составляют два одновременных перехода: «наличное — иное» и «реалия — идея». Существенна именно их одновременность, ибо ни один из этих переходов сам по себе не есть явление совершенства. Событие — это единство двух переходов: перехода от наличного к иному, являющегося одновременно и взаимопереходом идеи и реалии, и взаимоперехода реалии и идеи, являющегося одновременно переходом «наличное — иное», т. е. переходом к иным обстоятельствам жизни.

8. Субъектность акта развития воплощена в посредничестве.

9. Замыслом посредничества является построение ситуации события; проблемой — соотнесение способа жизни другого с существом идеальной жизни; задачей — обращение другого на себя (меня).

141

10. Посредничество ритмично. Его полный цикл составляют две фазы — причастие и осуществление.

11. Причастие — это приобщение к миру идеи как особой чувственно-образной реалии. Способом причащения является метаморфоза.

12. Осуществление — приобщение реалии идеи наличному бытию. Способом осуществления является знаковое опосредствование.

13. Опыт субъектности, строящийся в причастии, — это опыт инициативного действия, т. е. принятия на себя трудностей воплощения замысла. Опыт субъектности, строящийся в осуществлении, — это опыт реализации замысла в способе решения задачи.

14. Развитое посредничество разворачивается и имеет место на границе двух пространств — пространства причастия, где идея и реалия тождественны, и пространства осуществления, где они различны. Посредничество — это инициация и реализация взаимоперехода причастия и осуществления.

15. Единицей развития является значащее действие. Осуществление значащего действия есть акт развития. Осуществление значащего действия необходимо (потенциально или актуально) обращено к другому.

16. Значащее действие предметно. Его предметом является пространство возможностей другого действия.

17. Полнота задания пространства возможностей другого действия реализуется в созидании самодовлеющей предметности, которая строится в продуктивном действии.

18. Продуктивным является действие, в котором сделано больше, чем делалось, поскольку создан предмет, меняющий обстоятельства своего же построения.

19. Центральным моментом продуктивного действия является взаимопереход между совершением действия и действием самого этого совершения на иное, т. е. творческий акт.

20. Лишь в том случае, когда совершение действия оборачивается действием этого совершения, само совершение действия обретает место в мире.

21. Значение действия — это образ и идея места действия в мире, т. е. того, как именно построение чего-либо преобразует или порождает ту среду, в которой это нечто строится, и ту персону, которая это строит.

22. Значение действия — замысел перехода от совершения действия к действию совершения — можно представить лишь в образно-символической форме.

23. Образно-символическое представление действия является ориентировочной основой творческого акта, которая включает в себя два одновременных и противоположных аспекта: во-первых, условное снятие операций по построению продукта в символе

142

порождения пространства; во-вторых, обратное отображение и проигрывание символа в операциях по реальному построению продукта.

24. Слово, означающее творческий акт, фиксирует и удерживает не свойства и отношения вещей, а место действия в мире, т. е. постоянство отношения между развертыванием действия и действием самого этого развертывания.

25. Отнесение такого слова к вещи превращает ее в живой объект — объект, существо которого задано взаимопереходом «внутреннее — внешнее», явлением и осуществлением внутреннего во внешнем.

26. Подобное слово и метод мысли, содержащийся в его значении, являются словом и методом субъекта продуктивного действия.

27. Условием возможности действия является чувство собственной активности, ощущение действования.

28. Ощущение действования связано с претерпеванием человеком собственного действия. Всякое вовне направленное действование необходимо оборачивается его же претерпеванием.

29. Само по себе претерпевание слепо. Явление предмета усилия и, следовательно, появление субъекта претерпевания (страдания) происходит во взаимопереходах от усилия к действию самого предмета его приложения и обратно к усилию.

30. Образ усилия — психосоматическое начало идеальной формы, а ритм действования, в котором он возникает и удерживается, — всеобщий способ ее существования.

143

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие  
Раздел I. Онтология развития  
  Глава 1. Бытие развития  
  Глава 2. Идеальная и реальная формы  
  Глава 3. Событие  
  Глава 4. Посредничество  
Раздел II. Единица развития  
  Глава 5. Предметное действие  
  Глава 6. Продуктивное действие как единица развития  
  Глава 7. Знаковое опосредствование и творческий акт  
  Глава 8. Условия возможности действия  
Заключение  

144

Учебное издание

Эльконин Борис Даниилович


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: