Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития здорового ч-ка и форм-я личности на протяжении онтогенеза ч-ка от рождения до старости. В связи с этим выделяют: детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).
Объект ВП – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый ч-к. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. ВП ставить своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача – изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире».
Предмет ВП – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
|
|
Теоретические задачи ВП:
- изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути ч-ка;
- периодизация психического развития в онтогенезе;
- изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
- установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов д-ти, усвоения знаний;
- исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
Практическое значение ВП связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.
Практические задачи ВП:
- определение возрастных норм психических ф-ций, выявление психологич.ресурсов и творческого потенциала ч-ка;
- создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
- возрастная и клиническая диагностика;
- выполнение ф-ции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни ч-ка;
- наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).