Рост: биологический и психологический смысл понятия. Кривые роста. Созревание: эндогенные и экзогенные факторы

Рост. Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть количественными или качественными. Рост представляет собой лишь отдельный аспект хода развития, а именно - одномерное количественное рассмотрение процессов развития. Рассматривать развитие в аспекте роста значит ограничиться исследованием чисто количественных изменений, когда знания, умения, память, содержание чувств, интересы и т.п. рассматриваются всего лишь с точки зрения приращения их объема.

Созревание. Подход к развитию с точки зрения созревания господствовал в психологии достаточно долго. К биологическому созреванию принято относить все процессы, спонтанно протекающие под влиянием эндогенно запрограммированных, т.е. наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста. К таким процессам относятся физические изменения, важные для психического развития — созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т.д. Исходя из психофизического единства ч-ка, т.е. связи соматических и психических процессов, биологически ориентированные модели развития представляли психическое развитие по аналогии с анатомо-физиологическим созреванием как внутренне регулируемый процесс созревания. О созревании говорят обычно тогда, когда прошлый опыт, научение или упражнение (экзогенные факторы) не оказывают влияния (или оказывают несущественное) на х-р происходящих изменений. Наряду с ограничением внешних условий развития выделяют ряд признаков, указывающих на наличие процессов созревания:

1) аналогичность возникновения и протекания;

2) возникновение в строго определенном возрасте;

3) нагоняемость;

4) необратимость.

На рост и развитие ч-ка влияют эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые) факторы.

Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, к-ое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы.

Экзогенные факторы — условия, в к-ые ребенок попадает после рождения. Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем рост. Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в связи с чем увеличение массы тела и роста имеет сезонные колебания. Некоторая роль также отводится климатическим и географическим условиям. На рост ребенка влияют движения, к-ые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ. Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма. Т.О., факторы, которые влияют на рост, развитие и здоровье ребенка, можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы относятся к тем, к-ые ребенок приносит с собой при появлении на свет. Они распределяются на следующие виды:

1. Наследственные факторы. Чаще всего это генетические факторы, переходящие при оплодотворении от родителей. Хотя их очень трудно определить, они имеют чрезвычайно важное значение.

2. Эндокринные факторы представляют собой целую систему взаимосвязанных желез, существенно влияющих на рост и развитие. Гипофиз занимает здесь центральное место, так как выделяет особый гормон роста, а также другие гормоны, к-ые стимулируют или тормозят деятельность других желез.

3. Нервные факторы — это вся нервная система, влияющая на рост и развитие. Особую стимулирующую роль играют определенные нервные центры, прямо или косвенно влияющие на рост и развитие ребенка.

Внешние факторы многочисленны:

1. Питание яв-ся одним из важнейших факторов, влияющих на развитие организма с самого зачатия. Его влияние пропорционально темпу роста ребенка.

2. Болезни матери в течение беременности, а также болезни самого ребенка до и после рождения могут тормозить его рост и развитие.

3. Гигиена, квартирные условия, пребывание на свежем воздухе и солнце, простуда и перегрев на солнце также яв-я важными условиями для роста и развития ребенка, так же как и климат и географические районы проживания.

4. Социальные условия жизни не только в финансовом смысле, но и прежде всего в самостоятельности семьи могут оказывать тоже большое влияние. Влияние оказывает и окружение ребенка.

Приведенные здесь факторы схематичны, и их переплетение и взаимное влияние многогранны. Трудно с полной вероятностью предусмотреть, как и к-ые из них могут оказать определенное влияние на каждого ребенка в отдельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: