Периодизация психического развития

Периодизация позволяет обозначить на линии развития точки развития, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Л.С. Выготский систематизировал имеющиеся на тот момент периодизации[5] и разделил их на три группы.

Первая группа: периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. Примером служит периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0–5 лет), стадию охоты и захвата (5–11 лет), пастушескую стадию (8–12 лет), земледельческую стадию (11–15 лет), стадию промышленности и торговли (15–20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п.

Ко второй группе Л.С. Выготский отнес периодизации, основанные на каком-то одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Примером служит периодизация П.П. Блонского. Его периодизация связана с существенными особенностями конституции растущего организма, основной признак – появление и смена зубов. Выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

К этой же группе можно отнести периодизацию З. Фрейда и стадии психосексуального развития; Ж. Пиаже и разработанные им стадии когнитивного развития.

К третьей группе Л.С. Выготский отнес периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. То, что позволяет ответить на вопрос, что как, почему и в каком направлении изменяется (периодизация А. Гезелла).

Л.С. Выготский разработал собственную периодизацию, он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. Стабильные возрасты имеют ясно выраженное двухчленное строение и распадаются на две стадии – первую и вторую. Критические возрасты имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех связанных между собой переходами фаз: предкритической, критической и посткритической.

По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т. д.

Э. Эриксон свою теорию фаз рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика.

Идеи Л.С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1) основания периодизации следует искать во внутренних противоречиях самого развития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой; личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

3) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необходимо связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают – новообразования. Новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени есть ключевое новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

Л.С. Выготский, говоря о новообразовании, имел в виду новый тип деятельности ребенка, новый тип его личности, те психологические изменения, которые впервые возникают в этом периоде. Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван в работах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина ведущим. Ведущая деятельность – это 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис. В отечественной психологии принята периодизация Д.Б. Эльконина.

 

Вопросы и темы для докладов:

1. Обозначьте разделы, рассматриваемые в рамках курса «Психология развития и возрастная психология».2. Что изучает «Психология развития»?3. Назовите предмет изучения «Возрастной психологии».4. Какие ключевые понятия рассматриваются в рамках курса «Психология развития и возрастная психология»? Дайте им определение.5. Вклад Л.С. Выготского в проблему периодизации психического развития. Из истории детской психологии [6]. Ранние теории психического развития Психологическое изучение развития ребенка сформировалось как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Идея развития зародилась в трудах Аристотеля, педагогических идеях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, философских работах Гегеля и др. Психология развития как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в конце XIX в. В 1882 г. появилась книга немецкого физиолога и психолога В. Прейера (1841–1897) «Душа ребенка»[7]. С этой книгой связывают становление детской психологии как самостоятельной научной отрасли. В ней впервые были заложены основы научной методики в изучении детства, дан образец систематического сбора научного материала. В первой четверти XX в. появляются разнообразные публикации дневниковых наблюдений за развитием детей (в России это дневники И.А. Сикорского, Э.И. Станчинской др.). Развивающаяся психология развития обретает три направления исследований: 1) детская психология; 2) сравнительная психология, ориентированная на выявление различий в развитии животных и человека; 3) психология народов как прообраз современной культурно-антропологической психологии. Все три направления были направлены на то, чтобы выявить закономерности филогенеза. Однако наблюдался и обратный эффект, согласно которому филогенез позволял иначе взглянуть на онтогенез. Соотношение между онто и филогенезом было названо Э. Геккелем биогенетическим законом (XIX в.), предполагающим повторение в онтогенезе в сокращенной и сжатой форме истории филогенеза (теория рекапитуляции –основная идея заимствована из эмбриологии). Эмбрион (человеческий детеныш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего одноклеточного организма до человека. Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. В. Штерн описывает развитие ребенка так: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны; затем – начальных ступеней человеческого состояния развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) – фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени. Возникновение научной психологии развития тесно связанно с биологией XIX в. В биогенетическом направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. В рамках биологизаторского направления выделяется также теория трех ступеней развития (К. Бюлер): инстинкт, дрессура, интеллект. Автор связал возникновение этих ступеней не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия. Первый этап: инстинкты характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие «функциональное удовольствие». Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, основная движущая сила развития поведения. Автор перенес эту схему на онтогенез. Период проявления первичных форм мышления у ребенка Бюлер назвал шимпанзеподобным возрастом (заметил сходство применения примитивных орудий у шимпанзе и ребенка). С именем С. Холла (1846–1924), основателя теории рекапитуляции, впоследствии свяжут основание педологии – комплексной науки о детях, включающей педагогику, психологию, физиологию ребенка. С. Холл был учеником В. Вундта. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую экспериментальную лабораторию, в которой изучали психическое развитие детей. Холл является основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. Исходя из своей теории рекапитуляции, он доказал, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. В это же время со своими идеями выступает один из основателей современной психологии детства Д. Болдуин. В Англии выходит книга Д. Селли «Этюды по психологии детства»[8] или в современном издании «Очерки по психологии детства», где автор представляет результаты глубоких исследований психологии ребенка; раскрывает темы детского воображения, процессов развития мышления и речи ребенка, включает представление детей о природе, о Боге, о жизни и смерти, обращается к детской чувствительности и страхам; рассказывает об основных элементах нравственности (первоначальный эгоизм, зачатки альтруизма, лживость детей) и уделяет внимание отношению ребенка к искусству, творчеству, первым детским опытам рисования животных, человеческих фигур. Идеи С. Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его учеников – А.Л. Гезелла и Л. Термена. Их работы современная психология относит к разработке нормативного подхода к развитию. А. Гезелл ввел метод лонгитюдного, то есть продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, который он предлагал называть «биографически-лабораторным». Кроме того, исследуя монозиготных близнецов, он одним из первых ввел в психологию близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл изучал психическое развитие слепого ребенка, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. А. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга. Возникновение вопроса – что первично в развитии – наследственность или социальный фактор привело к тому, что В. Штерн разработал идею конвергенции двух факторов. Он считал, что психическое развитие – это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. За ней скрывалось предпочтение эндогенных факторов факторам среды, поскольку В. Штерн предположил, что наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды (или не разворачиваться, если среда неподходящая). В. Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов. Одновременно с перечисленными теориями формировалось и противоположное направление, предполагающее приоритет среды над субъектом. Его истоки – в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска, на которую среда накладывает свой отпечаток. Среда оказывается активной составляющей, а субъект, личность, организм – всего лишь «сценой», на которой развертывается игра по заданным извне правилам. Так же большой вклад в развитие детской практической психологии внес швейцарский психолог Э. Клапаред. Он основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Ж.Ж. Руссо в Женеве (международный центр экспериментальных исследований в области детской психологии). А. Бине – французский ученый, один из первых психологов экспериментально исследовал этапы развития мышления у детей. Умственный возраст рассчитывается при помощи специальной шкалы Бине-Т. Симоном. В настоящее время одним из ключевых исследователей детской отечественной психологии является И.В. Дубровина. Она внедрила в образовательные учреждения психологическую службу, является исследователем и автором множества публикаций, посвященных проблемам развития. Вопросы и темы для докладов: 1. Вклад Э. Геккеля в психологию развития. 2. Развитие психики ребенка по В. Штерну. 3. Как раскрывал проблему развития К. Бюлер? 4. Вклад Д. Локка в психологию развития. 5. Раскройте и поясните в чем заключается основная идея теории конвергенции двух факторов.

Методы работы с детьми

Наблюдение – метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном познании наблюдаемого явления, в ходе которого образуется знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.

Требования к наблюдению: четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт – действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенку не нужно знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

Непосредственно при первом знакомстве с ребенком психолог обращает внимание на его внешний вид. Это, прежде всего, осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица. При снижении интеллекта или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. Примерами отклонений от нормального внешнего вида могут быть:

ü Невыразительное, маскообразное лицо.

ü Насильственная улыбка.

ü Отсутствие фиксации взора, блуждающий взор.

ü Слюнотечение.

ü Расщелины губы, неба и пр.

Методика наблюдения за ребенком во время беседы [9]

 

Во время беседы психолог может фиксировать свои наблюдения на специальном бланке «Проявления ребенка при психологическом исследовании» (Шванцара Й., 1978. С. 96–97).

В качестве примера представим основные блоки наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: