А.Бандура теория социального обучения

В 1969г. Альберт Бандура - канадский психолог выдвинул свою теорию личности - теория соц.обучения.

А. Бандура критиковал радикальный бихевиоризм, к-ый отрицал детерминанты поведения ч-ка, возникающие из внутренних когнитивных процессов. Для Бандуры индивиды не яв-ся ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияния окружения - они обладают высшими способностями, к-ые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традиционные теории поведения могли быть неверными, это давало скорее неполное, чем неточное объяснение поведению ч-ка. С точки зрения А. Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования ч-ка нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Функционирование ч-ка рассматривается как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения. Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, яв-ся частью системы взаимодействующих влияний, к-ые действуют не только на поведение, но также на различные части системы. Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично яв-ся продуктом д-ти ч-ка, т.е. люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение. Во всяком случае, поведение изменяет окружение. Бандура утверждал, что благодаря своей необычайной способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать, т.е. они способны к познавательным процессам, к-ые постоянно проявляются через открытые действия. Каждая из трех переменных в модели взаимного детерминизма способна влиять на другую переменную. В зависимости от силы каждой из переменных доминирует то одна, то другая, то третья. Иногда наиболее сильны влияния внешнего окружения, иногда доминируют внутренние силы, а иногда ожидание, вера, цели и намерения форм-т и направляют поведение. Т.О., социально-когнитивная теория описывает модель взаимной причинности, в к-ой познавательные, аффективные и др. личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты.

Исследователи научения делают акцент на подкреплении как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Так, Скиннер утверждал, что внешнее подкрепление обязательно для научения. А.Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, но не рассматривает его как единственный способ, при помощи к-го приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. Люди могут учиться наблюдая или читая, или слыша о поведении др. людей. В рез-те предыдущего опыта люди могут ожидать, что определенное поведение будет иметь последствия, к-ые они ценят, другое - произведет нежелательный рез-т, а третье - окажется малоэффективным. Наше поведение, следовательно, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. Наши высшие психические процессы дают нам способность предвидения. В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что многое в поведении, к-ое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: МЫ просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или через пример, а не на прямом подкреплении, яв-ся наиболее характерной чертой теории Бандуры. Другой характерной чертой социально-когнитивной теории яв-ся то, что важную роль она отдает уникальной способности ч-ка к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать нек-ое влияние на свое поведение. Разумеется, ф-ции саморегуляции создаются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Т.О., они имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что однажды установившись, внутренние влияния частично регулируют то, какие действия выполняет ч-к. Далее, Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности, н-р способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Наша способность форм-ть образы желаемых будущих рез-тов выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести нас к отдаленным целям. Используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь к методу проб и ошибок, можем, таким образом, предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: