Аффективные или эмоционалистические теории воли

Вундт В. (4) подчеркивал, что волевой процесс по своим объективным и субъективным признакам тесно связан с аффектом. Каждый волевой акт рассматривался им как текущий во времени аффект, который характеризуется своеобразными деятельностями эмоционального порядка, связанными с конечным разрешением аффекта. По мнению Вундта, аффект как прототип и основа воли, является формой течения чувств, отличается выраженной интенсивностью, связан с изменениями в течение представлений (восприятия, мышления). В структуре волевого процесса мотив (т.е. связанное с чувствами представление) определяет конечную стадию волевого поступка, которая, в свою очередь, сама существует в форме возбуждения, торможения, разрядки. К собственно волевым действиям Вундт В. относил действие по выбору, возникающее в результате осознания человеком борьбы мотивов. По специфике проявлений Вундт различал внешние и внутренние волевые действия. Первые, будучи наиболее существенными для волевого акта, проявляются вовне, в движениях; тогда как вторые (при произвольном внимании, мышлении), не проявляясь вовне, изменяют течение сознания.

Рибо Т. (15) относил волю к самой высокой форме деятельности, к целенаправленному поведению, а ее проявления - к движению. Воля, выполняя импульсивную и задерживающую функции, проявляется преимущественно в сложной деятельности и зависит от характера человека. Она сводится к хотению, под которым Рибо понимал заключительное состояние сознания, возникающее из координации одновременно представленных в нем сознательных, полусознательных, бессознательных состояний и проявляющееся в действии или его задержке. В теории Рибо Т. первостепенное значение для понимания сущности воли имела рассматриваемая им идео-двигательная форма деятельности. Здесь причиной движений выступает идея. Для собственно волевого действия характерны идеи, вызывающие движение после краткого или продолжительного рассуждения, либо идеи (абстрактные), не заканчивающиеся движением, но по ассоциации вызывающие другое состояние.

Таким образом, в аффективных теориях воли (по оценке Выготского Л.С. (5, с. 457), переходных между гетерономными и автономными теориями воли) ее прообраз и основу составляют эмоции. Несмотря на подчеркивание важности для воли осознания борьбы мотивов, идей, в аффективных теориях первостепенное внимание уделялось актуализации (или торможению) действия вовне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: