Соотношение познавательного и эмоционального компонентов для некоторых сенсорных модальностей (по А. Пьерону)

Коэффициент

и

 

Познавательный компонент

Эмоциональный компонент

Эмоциональный компонент зависит не только от сенсорной модальности, но и от вида воздействия в пределах одной мо­дальности. Еще Э. Титченер отмечал, что ахроматические цве-




+ Удовольствие

Увеличивающаяся интенсивность ощущения

- Страдание

Рис. 71. Зависимость знака эмоции от интенсивности сенсорного раздражителя (схема А. Леманна)

та (белый и черный) редко бывают приятными или неприятны­ми, в то время как хроматические цвета обычно имеют выра­женное аффективное значение. Например, красный цвет вызы­вает более сильное возбуждение, чем голубой цвет такой же яркости, что отражается в повышении систолического кровя­ного давления, изменении ритма дыхания, депрессии альфа-ритма в ЭЭГ и др.

Интенсивность раздражителя также является одним из су­щественных факторов, определяющих его эмоциональное зна­чение. В. Вундт полагал, что едва заметное ощущение имеет предельно малую чувственную окраску. По мере увеличения интенсивности ощущения растет его положительная чувствен­ная окраска, но, достигнув определенной интенсивности, эта положительная окраска начинает уменьшаться и, перейдя че­рез нулевую точку, становится отрицательной. Теоретически выстроенная В. Вундтом кривая была подтверждена экспери­ментальными данными (рис. 71).

Существенное влияние на эмоциональную оценку раздра­жителя оказывает и внезапность его появления. Предметы, кото­рые появляются неожиданно и быстро перемещаются, вызыва­ют негативную эмоциональную реакцию.

Наибольшее значение эта форма эмоционального реагиро­вания имеет в начальный период жизни индивида. Постепенно на ее основе формируются другие, более сложные эмоциональ­ные образования.

Отличительными особенностями эмоционального то­на являются:


• кратковременный характер;

• слабая интенсивность;

• врожденный характер;

• слабая осознаваемость.

Кратковременный характер. Длительность эмоционально­го тона ограничена временем непосредственного действия сен­сорного раздражителя.

Слабая интенсивность. Эмоциональный тон часто опреде­ляют только как оттенок эмоционального переживания. Увели­чение же интенсивности эмоционального тона приводит к по­явлению других форм эмоционального реагирования (аффек­тов, собственно эмоций).

Врожденный характер. Е.П. Ильин определяет эмоциональ­ный тон ощущений как «низший уровень врожденного (безу­словно-рефлекторного) эмоционального реагирования, выпол­няющий функцию биологической оценки воздействующих на организм человека и животных раздражителей через возникно­вение удовольствия или неудовольствия». Таким образом, это филогенетически наиболее древнее, врожденное эмоциональ­ное реагирование на отдельные значимые воздействия (темпе­ратурные, болевые, вкусовые и т. д.). По мнению П.В. Симоно­ва, эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естес­твенного отбора.

Слабая осознаваемость. Совместное функционирование ощущений и их эмоционального тона является настолько тес­ным, что часто трудно отграничить переживание приятного (неприятного) от вызвавшего его ощущения. Особенно это ха­рактерно для органических и кожных ощущений (например, боль многие называют эмоциональной реакцией, в то время как это ощущение вызывает сильное отрицательное пережива­ние). Как следствие, ряд психологов высказывали предположе­ние, что эмоциональный тон является одним из свойств (Т. Ци-ген) или даже особым видом (В. Витвицкий) ощущений. Н.Н. Ланге провел сравнительный анализ основных характе­ристик ощущения и эмоционального тона (табл. 11).

Эмоциональный тон ощущений, согласно Е.П. Ильину, вы­полняет три основные функции:


1) ориентировочную — сообщение организму, опасно или
нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него на­
до избавиться;

2) обеспечение обратной связи — сообщение об удовлетво­
рении или неудовлетворении имевшейся потребности;

3) необходимость проявления определенных видов поведе­
ния до тех пор, пока не будет достигнут необходимый организ­
му результат.

Ощущение

Таблица 11 Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (no H.H. Ланге)

Нейтрально, безразлично

Эмоциональный тон

Пристрастен: приятно/неприятно

Зависит от строения периферическо­го органа ощущения

Однороден, не зависит от строения ор­гана ощущения

Имеет объективный характер (слад­кое для любого человека сладкое)

Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно

Является первичным и самостоятель­ным феноменом

Не возникает самостоятельно, в его ос­нове лежат ощущение, представление

Становится отчетливее ияснее, когда на него обращают внимание

Присущи неясность и расплывча­тость, при обращении на него внима­ния делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает

Таким образом, эмоциональный тонэто простейшая, врожденная форма эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.

Аффект

Сильные и кратковременные эмоциональные реакции, со­провождаемые резко выраженными двигательными и вегетатив­ными проявлениями, принято называть аффектами. Возникают аффекты в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как сдвинутыми к концу события.

Такая форма эмоционального реагирования обычно наблю­дается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из угрожающих (физически или пси­хологически) или неожиданно возникающих ситуаций, совла­дать с ними. Однако это не означает, что все аффекты пред­ставляют собой только отрицательно окрашенные эмоциональ­ные переживания. Аффективные реакции могут иметь и поло­жительную окраску (восторг, сильная радость и т.д.). Так,


дошкольный возраст называют возрастом аффективности, по­скольку в этот период большинство эмоциональных пережива­ний детей проявляется в бурной и кратковременной форме.

Также аффекты бывают стеническими (приводящими к аг­рессии) и астеническими (обусловливающими бегство, оцепе­нение).

Существует две основные группы факторов, вызываю­щих аффективные реакции:

1) внезапные и неожиданные воздействия, имеющие индиви­
дуальное эмоциогенное значение (ущемление интересов, диск­
редитация ценностей и т. д.);

2) конфликтные (чаще служебно-бытовые) ситуации, имею­
щие повседневно травмирующий (протрагированный) харак­
тер и не обнаруживающие тенденции к своему разрешению,
вследствие чего вызывают постоянное эмоциональное напря­
жение.

Отдельные дополнительные воздействия на фоне причин эмоционального напряжения приводят к острым аффектив­ным реакциям, которые по своей выраженности не соответ­ствуют вызвавшему их поводу (эффект «последней капли»). В таком случае речь идет о кумулятивном аффекте.

Аффекты от других форм эмоционального реагирования отличаются следующими особенностями:

• кратковременным характером;

• значительной интенсивностью;

• взрывным характером;

• формированием доминанты;

• нарушением произвольности контроля поведения;

• большой экспрессивностью;

• выраженностью вегетативных проявлений;

• фазовостью протекания.

Кратковременный характер. Будучи чрезмерно интенсив­ным, аффект не может длиться долго и быстро себя изживает.

Значительная интенсивность. Аффекты являются самыми сильными эмоциональными реакциями.

Взрывной характер. Для аффективных реакций характерно резкое повышение уровня эмоционального возбуждения с по­следующей разрядкой.

Формирование доминанты. Возникает временно господству­ющий очаг возбуждения в ЦНС на фоне сильного индуктивного торможения других участков коры, вследствие чего аффект спо-


собен тормозить иные психические процессы и навязывать опре­деленный, закрепившийся в эволюции, стереотипный способ аварийного разрешения ситуации (бегство, агрессия). Однако такие способы полностью оправдывают себя лишь в типичных биологических условиях, для социального же мира они не всегда являются подходящими. В целом для аффектов характерны уси­ленная деятельность подкорковых центров и проявление инс­тинктивных эмоциональных и поведенческих реакций.

Нарушение произвольности контроля поведения. Такое нару­шение может быть большим или меньшим в зависимости от си­лы аффекта. Неспособность человека в состоянии аффекта вполне регулировать и сознательно контролировать свои дейс­твия из-за нарушения «опережающего отражения действитель­ности» (П.К. Анохин) признается в качестве смягчающего вину обстоятельства.

Большая экспрессивность. Бурное внешнее выражение эмо­ционального переживания при аффектах («разрядка в дейс­твии», по С.Л. Рубинштейну) обусловлено освобождением под­корковых центров от сдерживающего и контролирующего воз­действия всей коры головного мозга. Изменение поведения и деятельности в состоянии аффекта может происходить:

• по типу гиперактивации — хаотичные движения;

• по типу гипоактивации — торможение, ступор.
Выраженность вегетативных проявлений. Нарушение ритма

дыхания (становится сильным и прерывистым), чередование усиления и ослабления кровообращения (резкие и внезапные пе­реходы от покраснения к побледнению лица); повышение темпе­ратуры тела и т. п. — вегетативные проявления аффектов.

Фазовость протекания* В течение аффекта выделяют три основные фазы:

1) начальную — внезапное или постепенное (кумулятивное)
нарастание напряжения;

2) центральную — кульминация, аффективный взрыв на фо­
не резких изменений нормальной деятельности всего организ­
ма: распад высших нервных процессов, связанных с приобре­
тенными социальными и моральными установками личности;
нарушение механизмов второй сигнальной системы и, как
следствие, расстройство мыслительной деятельности и речи;
снижение способности произвольного внимания и контроля
поведения; сужение сознания, в котором представлено только
то, что связано с переживанием, и др.;


Рис. 72. Различные формы течения аффектов (по В. Вундту): а - быстро возникающий аффект; б— медленно нарастающий; в — перемежающий­ся; г — аффект, в котором периоды возбуждения сменяются периодами упадка сил

3) заключительную — угасание внешних и внутренних прояв­лений аффекта, психическая и физическая астения: упадок сил, сонливость, апатия или раскаяние (рис. 72).

Основными функциями аффектов являются:

^ледообразование — образование специфического опыта,
аффективных следов (или «аффективных комплексов», по
К.-Г. Юнгу), актуализирующихся при столкновении с отдель­
ными элементами вызвавшей аффект ситуации и предупрежда­
ющих о возможном ее повторении;

аккумуляция — накопление аффективного возбуждения в
результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что
приводит к аффективному взрыву при отсутствии исключи­
тельных обстоятельств;

канализация — спонтанное (катарсис) или целенаправлен­
ное (с помощью различных психотерапевтических процедур)
изживание аффективных следов.

Аффект неадекватности — отрицательное эмоциональное переживание, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неус­пеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Возника­ет в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившиеся у него завышенную самооценку и за­вышенный уровень притязаний. Представляет собой защитную реакцию: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку путем искажения действительности, избегая при этом осознания своей несостоятельности.

Таким образом, аффект — это интенсивная и кратковре­менная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожа­ющие ситуации, сопровождающаяся выраженными экспрессив­ными и вегетативными проявлениями.


Эмоции

Термин «эмоция» в отечественной психологии используется в двух значениях: широком и узком. В широком значении термин «эмоция» употребляется как родовое и соответственно предельно общее понятие по отношению ко всем психическим явлениям, относящимся к эмоциональной сфере. В узком плане, эмоцией (или собственно эмоцией) называют одну из форм эмоционального реагирования, обладающую опреде­ленными закономерностями своего функционирования и про­явления.

Эмоция (как форма эмоционального реагирования) пред­ставляет собой реакцию не на стимулы, а на ситуации, ими со­здаваемые. Однако если аффекты представляют собой как бы итоговую (по факту свершения) оценку ситуации, неожидан­ность или критичность которой исключает ее заблаговремен-ность, то оценка ситуации эмоциями смещена к ее началу, поз­воляя тем самым заранее прогнозировать ее исход.

Закономерности протекания эмоций именно как формы эмоционального реагирования, а не как родового понятия, по нашему мнению, нашли отражение в потребностно-информа-ционной теории эмоций П.В. Симонова.

Отличительными особенностями эмоций являются сле­дующие:

• ограниченная продолжительность;

• выраженная интенсивность;

• ситуативный характер;

• опережающий характер;

• осознаваемость причин появления переживания.
Ограниченная продолжительность. Длительность эмоций

ограничена временем непосредственного действия причин или представления обстоятельств, вызывающих данное пере­живание.

Выраженная интенсивность. Эмоции представляют собой достаточно выраженные реакции, однако проявляются они в большей степени во внутреннем (как переживание), чем во вне­шнем (в поведении и вегетативных изменениях) плане.

Ситуативный характер. Эмоции выражают оценочное от­ношение человека к текущим или возможным ситуациям, к своей деятельности и поведению в них.

Опережающий характер. Эмоции способны заранее оцени­вать значимость ситуаций и событий, которые еще не наступи-


ли, и их вероятностный исход, вследствие чего становится воз­можной заблаговременная реакция.

Осознаваемость причин появления переживания. Данная особенность логически следует из предыдущей: оценивая зна­чимость тех или иных возможных или текущих ситуаций, инди­вид способен ясно осознавать, что в них стало причиной появ­ления определенных переживаний либо просто четко устанав­ливать связь между ситуацией и вызванной ею эмоцией.

Таким образом, эмоция — это ситуативное эмоциональное реагирование человека на текущие или возможные события его жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: