Эмоция | Причина возникновения |
Гнев | Нападение, направленное на самого человека и на то, что ему принадлежит |
Тревога | Столкновение с неопределенностью, экзистенциальной угрозой |
Испуг | Столкновение с непосредственной, конкретной и непреодолимой физической опасностью |
Вина | Нарушение морального императива |
Стыд | Провал попытки соответствовать своему идеальному «Я» |
Печаль | Переживание безвозвратной потери |
Зависть | Желание обладать чем-то, что есть у другого |
Ревность | Негодование, направленное против третьей стороны, возникшее благодаря утрате привязанности другого человека или угрозы ее утратить |
Отвращение | Восприятие непереносимого объекта или идеи либо слишком близкое приближение к такому объекту |
Счастье | Совершение заметного шага по пути достижения намеченной цели |
Гордость | Укрепление идентичности эго человека посредством принятия похвалы за достижение или за представляющий ценность объект |
Облегчение | Внушающее беспокойство за не соответствующее цели состояние, которое либо изменилось к лучшему, либо вообще исчезло |
Надежда | Боязнь худшего, но стремление к лучшему |
Любовь | Жажда привязанности или ее наличие, что, правда, не всегда бывает взаимным |
Сострадание | Состояние, когда человека трогает страдание другого и им движет желание ему помочь |
2) радость — эмоция, характеризующаяся переживанием
психологического комфорта и благополучия, позитивным от
ношением к миру и самому себе;
|
|
3) удивление — эмоция, вызываемая резкими изменениями
стимуляции и подготавливающая человека к эффективному
взаимодействию с новыми или внезапными событиями;
4) печаль — переживание утраты (временной/постоянной, ре
альной/воображаемой, физической/психологической) объекта
удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;
5) гнев — эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта,
ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилиза
цией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, са
моуверенностью и порождающая готовность к нападению или
другим формам активности;
6) отвращение— эмоциональная реакция отвержения, отстра
нения от физически или психологически вредных объектов;
7) презрение — чувство превосходства, ценности и значимос
ти собственной личности по сравнению с личностью другого
человека (обесценивание и деперсонализация объекта презре
ния), повышающее вероятность совершения «хладнокровной»
агрессии;
8) страх — эмоция, характеризующаяся чувством незащи
щенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуа
ции угрозы физическому и (или) психическому «Я» с выражен
ной тенденцией к бегству;
|
|
9) стыд — переживание собственной неадекватности, неком
петентности и неуверенности в ситуации социального взаимо
действия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожи
даниям окружающих, как способствующее соблюдению группо
вых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на
саму возможность общения, порождая отчужденность, стремле
ние находиться в одиночестве, избегать окружающих;
10) вина — переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.
Классификацию модальностей, предложенную К. Изардом, критикуют за ее эмпиричность, поскольку признается не вполне обоснованным то, что выделены именно эти десять эмоций. Так, существует мнение, что базовыми можно называть только те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Поэтому такие эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к базовым вряд ли можно отнести (считается, что они появляются в результате социализации базовой эмоции страха). Кроме того, было выявлено, что мимика презрения совершенно не воспринимается и не понимается детьми в возрасте 3—5 лет, следовательно, можно предположить, что презрение является социа-
лизированной формой гнева. Интерес вообще склонны чаще причислять к числу мотивационных явлений.
Появляясь в ответ на воздействие жизненно важных событий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения. В зависимости от влияния на поведение и деятельность человека эмоции подразделяются на стенические (от греч. sthenos — сила) — активизирующие жизнедеятельность организма, побуждающие к действию (гнев, удивление и др.), и астенические — угнетающие и подавляющие жизненные процессы в организме (стыд, печаль и др.). Эмоции таких модальностей, как страх или радость, могут иметь как стенический, так и астенический характер.
В зависимости от степени осознанности эмоции подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознанности эмоций и разные формы ее искажения. Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действиями, к которым она побуждает, — с другой. Изменение осознания эмоциональных переживаний, по мнению Я. Рейковского, может проявляться в следующих формах:
• неосознавание самого факта возникновения эмоций (на
пример, человек не замечает своего беспокойства, зарождаю
щегося чувства и т. п.);
• неправильная категоризация эмоций (человек трактует
обиду как моральное возмущение, боязнь неуспеха — как от
сутствие заинтересованности);
• неверная интерпретация причины возникшей эмоции
(например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недо
стойным поведением, тогда как в действительности он вызван
тем, что ему было оказано недостаточно внимания);
• неправильная интерпретация связи между эмоцией и вы
званным ею поступком (так, родитель считает, что наказывает
ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности де
лает это для того, чтобы показать свое превосходство).
К пониманию того, что не все эмоциональные переживания являются осознаваемыми, в психологии пришли не сразу. Первоначально доминировали идеи интроспективной психологии, в которой эмоции рассматривались как феномены сознания и,
|
|
следовательно, были полностью осознаваемыми. Именно в психоанализе впервые были сформулированы положения о том, что не все психические явления (в том числе и эмоции) регистрируются в сознании. Основными причинами неосознаваемости тех или иных эмоциональных явлений служат их слабая интенсивность, а также действие особых блокирующих осознание механизмов (психологических защит). Кроме того, остаются неосознанными те эмоциональные переживания, которые возникли и сформировались в раннем детстве, когда сознание ребенка не было еще достаточно-развитым, хотя они впоследствии могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека.
В зависимости от предметности, т. е. от связи эмоциональных переживаний с конкретным объектом, эмоции бывают предметные и беспредметные.
В.К. Вилюнасом была предложена функциональная классификация эмоций: по их функциональным характеристикам и роли в регуляции деятельности. Рассматривая эмоции в качестве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их:
• на ведущие — переживания, окрашивающие в образе сре
ды предметы потребности и превращающие их тем самым в мо
тивы. Такие переживания являются непосредственным субъек
тивным коррелятом потребности, объективизируя ее в пред
метной деятельности. Ведущие эмоции предшествуют деятель
ности, побуждают к ней и отвечают за общую ее
направленность;
• производные — ситуативно значимые переживания, возни
кающие в процессе деятельности и выражающие отношение
субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или за
трудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в
ней, к сложившимся или возможным ситуациям.
В зависимости от степени произвольности, т. е. возможности произвольной регуляции и контроля поведения, эмоции бывают произвольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень выраженности.
|
|
По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирования и приобретенные, формирующиеся под влиянием индивидуального и социального опыта.
Согласно Г.А. Вартаняну и Е.С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными и жестко связанными с нарушением или восстановлением гомеостаза в организме. Такие переживания функционально неразрывно слиты со специализированными безусловно-рефлекторными реакциями и являются безвероятностными (возникают в ответ на определенный внешний раздражитель с вероятностью, равной «1»). Вторичные эмоции формируются на базе первичных в результате индивидуального опыта адаптации.
По уровню развития эмоции подразделяются на низшие -связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением (неудовлетворением) витальных потребностей человека, и высшие — связанные с удовлетворением (неудовлетворением) социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций также различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т. д.).
Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции появляются обычно при однократном воздействии и отличаются неустойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.
Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождаются выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.
Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристикам) существуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному содержанию). Примером такого различения эмоциональных явлений служит классификация Б.И. Додонова, который подразделяет эмоции в зависимости от их субъективной ценности для человека:
• на альтруистические — возникающие на основе потреб
ности в содействии, помощи, покровительстве другим людям
(преданность, жалость, сочувствие и др.);
• коммуникативные — возникающие на основе потребности
в общении (симпатия, уважение, признательность, благодар
ность, обожание и др.);
• глорические - связанные с потребностью в самоутвержде
нии, славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязв
ленное самолюбие и др.);
• практические — вызываемые деятельностью, изменением
ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностя
ми ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);
• пугнические — происходящие от потребности в преодоле
нии опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решитель
ности, соперничества и др.);
• романтические - связанные со стремлением ко всему не
обычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);
• гностические - связанные с потребностью в познаватель
ной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия
и др.);
• эстетические - связанные с лирическими переживания
ми, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство
прекрасного и др.);
• акизитивные — возникающие в связи с интересом к накоп
лению, коллекционированию (чувство обладания и др.);
• гедонистические - связанные с удовлетворением потреб
ности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботнос
ти, веселья и др.).
Основным недостатком предложенной Б.И. Додоновым классификации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, отсутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.
Вопросы для самоконтроля
1. Критерии в классификации эмоций.
2. Базовые эмоциональные модальности.
3. Базовые эмоции, выделяемые К.Изардом.
4. Влияние эмоций на поведение и деятельность человека.
5. Формы изменения осознания эмоциональных переживаний.
Ак. 3128
6. Основные виды эмоций в зависимости от их субъективной ценности
для человека. '
7. Подходы к определению понятия «эмоция».
8. Различия познавательных и эмоциональных процессов.
9. Свойства, присущие эмоциям.
10. Основные структурные компоненты эмоционального реагирования.
11. Подходы к определению понятия «переживание».
12. Наиболее выразительные средства эмоциональной экспрессии.
13. Основные мимические изменения при различных эмоциях.
14. Факторы, оказывающие влияние на формирование мимического вы
ражения эмоций.
15. Отличительные особенности речи в состоянии эмоционального на
пряжения.
16. Изменения в организме при различных эмоциональных переживаниях.