Эмоции и причины их возникновения (по R. S. Lazarus, 1994)

Эмоция Причина возникновения
Гнев Нападение, направленное на самого человека и на то, что ему принадлежит
Тревога Столкновение с неопределенностью, экзистенциальной угро­зой
Испуг Столкновение с непосредственной, конкретной и непреодо­лимой физической опасностью
Вина Нарушение морального императива
Стыд Провал попытки соответствовать своему идеальному «Я»
Печаль Переживание безвозвратной потери
Зависть Желание обладать чем-то, что есть у другого
Ревность Негодование, направленное против третьей стороны, воз­никшее благодаря утрате привязанности другого человека или угрозы ее утратить
Отвращение Восприятие непереносимого объекта или идеи либо слиш­ком близкое приближение к такому объекту
Счастье Совершение заметного шага по пути достижения намеченной цели
Гордость Укрепление идентичности эго человека посредством приня­тия похвалы за достижение или за представляющий ценность объект
Облегчение Внушающее беспокойство за не соответствующее цели состо­яние, которое либо изменилось к лучшему, либо вообще ис­чезло
Надежда Боязнь худшего, но стремление к лучшему
Любовь Жажда привязанности или ее наличие, что, правда, не всегда бывает взаимным
Сострадание Состояние, когда человека трогает страдание другого и им дви­жет желание ему помочь

2) радость — эмоция, характеризующаяся переживанием
психологического комфорта и благополучия, позитивным от­
ношением к миру и самому себе;

3) удивление — эмоция, вызываемая резкими изменениями
стимуляции и подготавливающая человека к эффективному
взаимодействию с новыми или внезапными событиями;

4) печаль — переживание утраты (временной/постоянной, ре­
альной/воображаемой, физической/психологической) объекта


удовлетворения потребности, вызывающее замедление умствен­ной и физической активности, общего темпа жизни человека;

5) гнев — эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта,
ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилиза­
цией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, са­
моуверенностью и порождающая готовность к нападению или
другим формам активности;

6) отвращение— эмоциональная реакция отвержения, отстра­
нения от физически или психологически вредных объектов;

7) презрение — чувство превосходства, ценности и значимос­
ти собственной личности по сравнению с личностью другого
человека (обесценивание и деперсонализация объекта презре­
ния), повышающее вероятность совершения «хладнокровной»

агрессии;

8) страх — эмоция, характеризующаяся чувством незащи­
щенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуа­
ции угрозы физическому и (или) психическому «Я» с выражен­
ной тенденцией к бегству;

9) стыд — переживание собственной неадекватности, неком­
петентности и неуверенности в ситуации социального взаимо­
действия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожи­
даниям окружающих, как способствующее соблюдению группо­
вых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на
саму возможность общения, порождая отчужденность, стремле­
ние находиться в одиночестве, избегать окружающих;

10) вина — переживание, возникающее в ситуации наруше­ния внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

Классификацию модальностей, предложенную К. Изардом, критикуют за ее эмпиричность, поскольку признается не впол­не обоснованным то, что выделены именно эти десять эмоций. Так, существует мнение, что базовыми можно называть только те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Поэтому такие эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ба­зовым вряд ли можно отнести (считается, что они появляются в результате социализации базовой эмоции страха). Кроме то­го, было выявлено, что мимика презрения совершенно не вос­принимается и не понимается детьми в возрасте 3—5 лет, следо­вательно, можно предположить, что презрение является социа-


лизированной формой гнева. Интерес вообще склонны чаще причислять к числу мотивационных явлений.

Появляясь в ответ на воздействие жизненно важных собы­тий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможе­нию психической деятельности и поведения. В зависимости от влияния на поведение и деятельность человека эмоции подраз­деляются на стенические (от греч. sthenos — сила) — активизиру­ющие жизнедеятельность организма, побуждающие к дейс­твию (гнев, удивление и др.), и астенические — угнетающие и подавляющие жизненные процессы в организме (стыд, печаль и др.). Эмоции таких модальностей, как страх или радость, мо­гут иметь как стенический, так и астенический характер.

В зависимости от степени осознанности эмоции подразде­ляются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознан­ности эмоций и разные формы ее искажения. Полное осозна­ние предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действия­ми, к которым она побуждает, — с другой. Изменение осозна­ния эмоциональных переживаний, по мнению Я. Рейковского, может проявляться в следующих формах:

• неосознавание самого факта возникновения эмоций (на­
пример, человек не замечает своего беспокойства, зарождаю­
щегося чувства и т. п.);

• неправильная категоризация эмоций (человек трактует
обиду как моральное возмущение, боязнь неуспеха — как от­
сутствие заинтересованности);

• неверная интерпретация причины возникшей эмоции
(например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недо­
стойным поведением, тогда как в действительности он вызван
тем, что ему было оказано недостаточно внимания);

• неправильная интерпретация связи между эмоцией и вы­
званным ею поступком (так, родитель считает, что наказывает
ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности де­
лает это для того, чтобы показать свое превосходство).

К пониманию того, что не все эмоциональные переживания являются осознаваемыми, в психологии пришли не сразу. Перво­начально доминировали идеи интроспективной психологии, в которой эмоции рассматривались как феномены сознания и,


следовательно, были полностью осознаваемыми. Именно в пси­хоанализе впервые были сформулированы положения о том, что не все психические явления (в том числе и эмоции) регистриру­ются в сознании. Основными причинами неосознаваемости тех или иных эмоциональных явлений служат их слабая интенсив­ность, а также действие особых блокирующих осознание меха­низмов (психологических защит). Кроме того, остаются неосоз­нанными те эмоциональные переживания, которые возникли и сформировались в раннем детстве, когда сознание ребенка не было еще достаточно-развитым, хотя они впоследствии могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека.

В зависимости от предметности, т. е. от связи эмоциональ­ных переживаний с конкретным объектом, эмоции бывают предметные и беспредметные.

В.К. Вилюнасом была предложена функциональная класси­фикация эмоций: по их функциональным характеристикам и роли в регуляции деятельности. Рассматривая эмоции в качест­ве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их:

• на ведущие — переживания, окрашивающие в образе сре­
ды предметы потребности и превращающие их тем самым в мо­
тивы. Такие переживания являются непосредственным субъек­
тивным коррелятом потребности, объективизируя ее в пред­
метной деятельности. Ведущие эмоции предшествуют деятель­
ности, побуждают к ней и отвечают за общую ее
направленность;

производные — ситуативно значимые переживания, возни­
кающие в процессе деятельности и выражающие отношение
субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или за­
трудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в
ней, к сложившимся или возможным ситуациям.

В зависимости от степени произвольности, т. е. возможнос­ти произвольной регуляции и контроля поведения, эмоции бы­вают произвольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представ­ляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень вы­раженности.

По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирова­ния и приобретенные, формирующиеся под влиянием индиви­дуального и социального опыта.


Согласно Г.А. Вартаняну и Е.С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными и жестко связан­ными с нарушением или восстановлением гомеостаза в орга­низме. Такие переживания функционально неразрывно слиты со специализированными безусловно-рефлекторными реакци­ями и являются безвероятностными (возникают в ответ на оп­ределенный внешний раздражитель с вероятностью, равной «1»). Вторичные эмоции формируются на базе первичных в ре­зультате индивидуального опыта адаптации.

По уровню развития эмоции подразделяются на низшие -связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением (неудовлетворением) витальных потребностей человека, и высшие — связанные с удовлетворени­ем (неудовлетворением) социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций так­же различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различ­ные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т. д.).

Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные ре­акции появляются обычно при однократном воздействии и от­личаются неустойчивостью, временным, преходящим характе­ром. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.

Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается су­щественных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные пе­реживания сопровождаются выраженными физиологически­ми и экспрессивными реакциями.

Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристи­кам) существуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному содержанию). Примером такого различения эмо­циональных явлений служит классификация Б.И. Додонова, который подразделяет эмоции в зависимости от их субъектив­ной ценности для человека:



• на альтруистические — возникающие на основе потреб­
ности в содействии, помощи, покровительстве другим людям
(преданность, жалость, сочувствие и др.);

коммуникативные — возникающие на основе потребности
в общении (симпатия, уважение, признательность, благодар­
ность, обожание и др.);

глорические - связанные с потребностью в самоутвержде­
нии, славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязв­
ленное самолюбие и др.);

практические — вызываемые деятельностью, изменением
ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностя­
ми ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);

пугнические — происходящие от потребности в преодоле­
нии опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решитель­
ности, соперничества и др.);

романтические - связанные со стремлением ко всему не­
обычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);

гностические - связанные с потребностью в познаватель­
ной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия

и др.);

эстетические - связанные с лирическими переживания­
ми, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство
прекрасного и др.);

акизитивные — возникающие в связи с интересом к накоп­
лению, коллекционированию (чувство обладания и др.);

гедонистические - связанные с удовлетворением потреб­
ности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботнос­
ти, веселья и др.).

Основным недостатком предложенной Б.И. Додоновым классификации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, отсутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Критерии в классификации эмоций.

2. Базовые эмоциональные модальности.

3. Базовые эмоции, выделяемые К.Изардом.

4. Влияние эмоций на поведение и деятельность человека.

5. Формы изменения осознания эмоциональных переживаний.

Ак. 3128


6. Основные виды эмоций в зависимости от их субъективной ценности
для человека.
'

7. Подходы к определению понятия «эмоция».

8. Различия познавательных и эмоциональных процессов.

9. Свойства, присущие эмоциям.

10. Основные структурные компоненты эмоционального реагирования.

11. Подходы к определению понятия «переживание».

12. Наиболее выразительные средства эмоциональной экспрессии.

13. Основные мимические изменения при различных эмоциях.

14. Факторы, оказывающие влияние на формирование мимического вы­
ражения эмоций.

15. Отличительные особенности речи в состоянии эмоционального на­
пряжения.

16. Изменения в организме при различных эмоциональных переживаниях.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: