Сказка как тренинг жизненных умений

Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства - это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением. Эти воспоминания до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительской заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства. По мере взросления у многих не только не теряется интерес к сказкам, но и усиливается. Так появляются на свет авторские сказки. Многочисленные примеры таких сказок, которыми поголовно увлекаются и дети и взрослые, мы видим вокруг: это и сказки Г. Х. Андерсена, и забавные рассказы Туве Янсон о Мумми-троллях, и истории о Гарри Поттере… Так что же такое сказка? Что таит она в себе? Чем она так притягательна?

К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Почему, спросите вы? Давайте поразмышляем вместе, а для этого нам надо окунуться в далекое прошлое, когда еще наши прабабушки передавали старинные предания своим детям.

Издревле привилегия рассказывать сказки, воспитывая детей, принадлежала женщинам. Сидя за прялкой, рукодельничая, женщина нашептывала малышам волшебные истории, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость. Поэтому сказка выступала как инструмент социализации. Слушая сказку, ребенок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости. На каждый новый трудный вопрос ребенка находилась своя сказка. Были сказки о сотворении мира и человека, о возникновении человеческих пороков и борьбе с ними, о мирной жизни и войне…

Современные дети точно так же благодаря сказкам обучаются стратегиям поведения в той или иной ситуации, усваивают моральные и нравственные законы жизни в человеческом сообществе. Отметим, что именно народные сказки являются примером действительно оптимального решения затруднительных проблем и вопросов, в то время как чудесные авторские сказки являются скорее средством самовыражения автора, способом решения собственных проблем, к сожалению, не всегда удачным и конструктивным. К примеру, всем известны грустные сказки Г. Х. Андерсена, которые резко подчеркивают трагизм непростой жизни великого сказочника. А тексты народных сказок оттачивались веками, полировались тысячами пересказов и сохраняли в себе крупицы житейской мудрости.

В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Так, в сказке "Лисичка со скалочкой" подробно и последовательно говорится о хитрости лисы. Взрослый рассказал бы о ней так: "Решила лисичка обмануть людей и полакомится чем-нибудь вкусным, но за свою хитрость была наказана". Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как по несколько раз одно за другим перечисляются все действия лисы.

Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Бесконечные повторы, простые понятные слова, внутренний ритм сказки – делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок легко ее запоминает, что способствует развитию речи и фонематического слуха.

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Сказка позволяет ребенку в простой и доступной форме отреагировать свои проблемы. Возникающие трудности ребенок проецирует на сказочную ситуацию, дистанцируется от них и получает возможность посмотреть на решение проблем со стороны, а затем идентифицироваться с героями сказки и принять позитивный опыт как свой собственный. Об этом важно помнить родителям, не лишая ребенка возможности читать сложные и, казалось бы, страшные сказки.

В любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка, как указывал на это Э. Берн. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека, под ее влиянием формируется план и линии поведения, которые осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только уже не выдуманным, а реальным. “Скажи мне какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты”, - так можно перефразировать известную пословицу. Не случайно в последнее время зарождается новое направление в психологической практике – сказкотерапия, позволяющая работать с детьми и взрослыми через сказку, используя ее как чуткий инструмент переписывания неконструктивного жизненного сценария и метод диагностики психологических проблем клиента.

Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка, можно многим помочь своему малышу. У вашего малыша есть сказка, которую он любит слушать часами? Не стоит волноваться: значит, эта сказка затрагивает какие-то действительно актуальные, решаемые ребенком именно сейчас, вопросы. Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из героев – его любимый, почему он выбирает эту сказку. Поиграйте с ребенком, попробуйте инсценировать любимый отрывок. Это поможет малышу интегрировать полученный опыт, а Вам лучше понять своего ребенка. Пристрастие ребенка к той или иной сказке может меняться со временем, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые задачи.

Чтение сказок не стоит рассматривать как просто приятное времяпрепровождение. По сути своей это не так. Сказка – это существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, преодолевать негативные стороны личности и особенности характера. Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно послушать сказку “О рыбаке и рыбке”, пугливому и робкому “О трусливом зайце”, шаловливому и доверчивому “Приключения Буратино” и т.д.

Проанализируйте эмоциональную проблему вашего ребенка: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и выберите или сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать вашему ребенку решать его проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.) Придумайте сказочного героя, слегка внешне и по характеру похожего на ребенка, у которого по сюжету появляется много возможностей для преодоления трудностей и препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

И напоследок хочется сказать: дарите сказку своим детям, читайте им сказки, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения со своими детьми, сможете лучше узнать их интересы и проблемы. А кроме того, возможно, сами найдете ответ на давно мучивший вас вопрос в мудрой, вечной, а потому прекрасной сказке.

Авторы статьи:

Вера БЕРЁЗОВА,

Анна ЕРШОВА,

детский центр “Умный ребенок”.

Опубликовано в разделе "Родительское собрание"

детского портала "Солнышко" 23 июля 2004 года.

Ссылка по теме:

"Книга сказок" -сказки народов мира, сказки классиков, современные авторские сказки >>>


Попробуйте сочинить сказку!

Недавно наш малыш сделал гениальное открытие, которому быстренько нашлось практическое применение.

Мы - я и мой сынишка - работали рядышком. У каждого было свое дело. Я шила из фланели, он - резал, вернее сказать, кромсал бархатную бумагу. В какой-то момент я обратила внимание, что он запросто прикрепляет кусочки бумаги бархатной стороной к вертикально висящей фланелевой ткани. Я встряхнула "произведение"…- бумага висела. Какая прелесть!!!

Давненько меня мучил вопрос: как прикреплять фигурки, чтобы потом их можно было снимать, переставлять? Я хотела так начать учить сынишку считать. И вот - такое простое решение. Папа обтянул нам фанерку светлой байкой, к обратной стороне картинок мы приклеили кусочки бархатной бумаги, и закипела работа.

В конверте "для досточки" появились несколько дорожек, деревья, грибы, море, речка, горы, шишки, яблоки, птички, сказочные герои... Это богатство мы вырезали из старых детских журналов, не подлежащих реставрации (вырезали, потому что я не умею рисовать). Начали мы не со счета, а со сказок. Приклеивали дорожку, какую хотели, по ней шел герой, которого мы хотели видеть, встречал елочки, тучки, солнышко, поляны цветов, заходил погостить в дом.

Сказки получаются разные. Бывает так, что Колобок встречается с крокодилом, что ежик бежит через горы, что медведь переплывает море. Пока бывает все. Рассказываем мы и "правильные сказки" про Колобка или Красную шапочку, а иногда занимаемся: приклеиваем море и речку, потом достаем из конверта рыбу и отпускаем ее "домой" (бархат на бархате тоже держится).

- Это какая рыба?

- Рыба - щука.

- Где живет рыба - щука?

- В речке.

- А это какая рыба?

- Дельфин.

- Давай и его домой отпустим. Где его дом?

- В море...

А считать мы начнем, наверное, на следующей неделе...:-)

Текст: Галочка,

специально для детского портала "Солнышко"

Опубликовано 27 августа 2003 года.


психологи бьют тревогу - современные ДЕТИ РАЗУЧИЛИСЬ ИГРАТЬ
  Список форумов Рожана -> Развитие ребенка от 3 до 6 лет
Предыдущая тема:: Следующая тема
Автор Сообщение
Танюша Зарегистрирован: 10.01.2005 Сообщения: 64 Откуда: Москва, м. Войковская, Петровско-Разумовская
Добавлено: Вс Янв 23, 2005 23:56 pm Заголовок сообщения: психологи бьют тревогу - современные ДЕТИ РАЗУЧИЛИСЬ ИГРАТЬ  
 
Наткнулась на одно интересное исследование, проведенное психологами в московских детских садах с 5-летними детьми. Это я к тому, что же главное в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Как готовиться к школе. Результаты печальны. http://www.psyedu.ru/print.php?id=413 Вот основное: Таким образом, можно констатировать, что сложившаяся практика дошкольного воспитания под влиянием требований родителей и потребностей школы искажает логику психического развития ребенка. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, в наибольшей мере соответствующих его потребностям и возможностям. Для дошкольника это прежде всего сюжетно-ролевая игра. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики, необходимые для осуществления дальнейших форм деятельности ребенка. Именно в этой форме детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, произвольность, умственные и познавательные способности и т.д. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает своевременное и максимально полное использование возможностей игровой формы детской деятельности. Основной результат, полученный в проведенном исследовании, заключается в обнаружении резкого снижения уровня игры современных детей. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей, на их готовности к школе. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что она, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка, учит его добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать свои импульсивные желания. Это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать то, что они делают, и желать действовать правильно. В развитой форме игры дети сами хотят действовать в соответствии с принятыми правилами. Исчезновение таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть школой произвольного поведения, но никакая другая деятельность для ребенка 3–6 лет выполнить эту функцию не может. А ведь произвольность – это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, инициативность и внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение останется ситуативным, непроизвольным, зависящим от окружающих взрослых. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что современные дошкольники, оставшись без руководства взрослого, не умеют организовать свою самостоятельную деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают и разбрасывают игрушки и др. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, не стоит надеяться, что эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, не умеют продуктивно разрешать конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности к сверстникам. _________________ дочь Любаша 13.05.01
Вернуться к началу
     
 
Надюша Зарегистрирован: 28.12.2004 Сообщения: 12 Откуда: г.Владимир
Добавлено: Пн Янв 24, 2005 23:20 pm Заголовок сообщения:  
 
Детей нужно УЧИТЬ играть. Это задача родителей в первую очередь, и воспитателей. А так как одним постоянно некогда, а другим лень за маленькую зарплату горбатиться, то все обучение сводится к тому чтобы оставить ребенка одного, вручив ему пару кукол. И именно из-за этого дети и НЕ УМЕЮТ играть. _________________
Вернуться к началу
     
 
Танюша Зарегистрирован: 10.01.2005 Сообщения: 64 Откуда: Москва, м. Войковская, Петровско-Разумовская
Добавлено: Вт Янв 25, 2005 00:57 am Заголовок сообщения:  
 
Да, Надюша! Я тоже так решила в нашей ситуации: кто, если не я! И сегодня уже начала проигрывать с дочей кое-какие игровые сюжеты. Любаше, например, понравилось играть в "свадьбу" (она сама предложила, так как сама была под сильным впечатлением реальной свадьбы, где она была). Мне кажется, в идеальной ситуации, то есть в детской стае, роль взрослых уже незначительна, поскольку старшие дети учат играть младших (если старшие умеют играть). А сейчас у дочери нет постоянных партнеров по играм. Собираемся в детский сад. Но я думаю и там ситуация не очень в этом плане. Поэтому буду с ней играть понемногу, а в саду она деток учить будет. Она у меня девица активная. _________________ дочь Любаша 13.05.01
Вернуться к началу
     
 
Натальюшка Зарегистрирован: 27.06.2004 Сообщения: 371 Откуда: Москва, Петровско-разумовская
Добавлено: Вт Янв 25, 2005 11:59 am Заголовок сообщения:  
 
Есть такой журнал - "игра и дети" http://www.i-deti.ru/index.php?year=2004&no=2 встречаются полезные идеи _________________ дети Надя 14.12.97 Андрей 06.05.04
Вернуться к началу
     
 
Snusmumrik Зарегистрирован: 06.06.2004 Сообщения: 123 Откуда: Питер, Центр. р-он
Добавлено: Пт Янв 28, 2005 04:07 am Заголовок сообщения:  
 
С сайта zavet.ru Мiр игры На протяжении тысячелетий рядом с широкой дорогой цивилизации — мира взрослых — петляла, теряясь из вида, незаметная тропка детской субкультуры — мира Детства. Возникшая из обрядовой жизни взрослых, всегда бесписьменная, "низовая", с социальной точки зрения, культура маленьких создавала свой особый Мир — мир "для себя". На протяжении тысячелетий, из уст в уста, от одного детского поколения к другому передавались традиционные групповые игры, песенки, считалки, дразнилки, эстетические представления, правовой кодекс и другие формы проявления детской жизни, "вечно детского", по выражению Л.С. Выготского. Поражает универсальность, инвариантность этих форм во многих детских культурах мира и в то же время — их особость, непроницаемость для взрослых, их уникальность. Насчитывая не одну тысячу лет, богатое содержание детской субкультуры оказывалось питательной почвой для социализации многих детских поколений, столь же необходимой, как ласковые руки матери, доброе слово учителя, мудрая книга. В настоящее время с утратой физического пространства игр — деревенских околиц и городских дворов, с утратой группового взаимодействия и общения дети лишились возможности реализации своей групповой жизни, передачи всего богатства форм детской субкультуры, следствием чего, по мнению детских психиатров и психотерапевтов, стал рост детских неврозов, психических заболеваний и криминализация детской жизни - по принципу: "у детей отняли дворы, и они заняли подвалы". Специолистов-психологов и педагогов всего мира беспокоит то, что современные дети перестают играть. Проведенное недавно в детских садах психологическое исследование показало, что на вопрос: "Во что ты любишь играть?" 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки, которыми они просто манипулировали. Большинство детей называли подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некотрые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого. Ребенок живет одновременно в двух мирах, в двух системах: один — это мир иерархических связей (наклонная плоскость), система "Взрослый — Ребенок", и другой — это мир равных отношений (горизонтальная плоскость), система "Ребенок — Ребенок". Естественно, во все времена и во всех культурах ритм и логику развития личности ребенка задавало, прежде всего, сообщество взрослых, вначале семья ребенка, а затем его учителя. Но существует еще один институт воспитания — это детские сообщества, детские группы, которые выступают полноправными субъектами влияния на развитие ребенка. И тогда влияние родителей уравновешивается, а то и перевешивается влиянием сверстников. Рано или поздно самой-самой любимой маме суждено услышать: "Мне надо ребенков, а ты — не ребенок". Этим малыш определяет свою потребность в игре и общении с равным. По сути дела настоящая игра (а это игра с правилами) возможна лишь в горизонтальной плоскости связей, в детской субкультуре — особом пространстве отношений, разворачивающихся на почве определенного народа в ту или иную эпоху. При этом каждый ребенок несет в себе не только опыт многих поколений своих соотечественников, не только свой собственный опыт, но и целые пласты и элементы традиций и опыта других культур и эпох. Содержанием детской субкультуры являются групповые игры, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку: себя на место другого. К ним относятся такие традиционные для России игры, как "Лапта", Горелки", "Казаки-разбойники", "Жмурки", "Бояре" и другие. Жанр считалки является уникальным, не имеющим аналогов во взрослом фольклоре, и представляет собой вместе с жеребьевками (типа: "Матки, матки, чьи заплатки — травка иль булавка?") своеобразную прелюдию к игре, необходимый ее атрибут и культурно оформленную реализацию параигровых отношений, т.е. отношений "вокруг игры". Именно благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры и обогащается репертуар игровых форм. Регуляция игровой деятельности оформляется и другими формами детского фольклора, такими как дразнилки (именные — для мальчиков и девочек типа "Андрей-воробей, не гоняй голубей..."), а также дразнилки, высмеивающие детские недостатки и проступки: ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность, например, "Жадина-говядина, соленый огурец, по полу валяется, никто его не ест" или "Плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!", благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания. Дразнилка действует безотказно на жадину, плаксу, ябеду, хвастуна — значительно более действенно, чем любые нотации взрослого. Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты (например, ответить дразнилкой-отговоркой, а не ударить обидчика скажем, ногой по лицу, как это нередко наблюдается в среде современных детей, даже дошкольников). Если девочка стреляет, разбирает машины, а мальчик постоянно баюкает куклу и наряжается — необходимо повнимательнее присмотреться к этим детям и мягко подчеркивать преимущества мальчишечьих (для мальчиков) и девчоночьих (для девочек) игр и форм поведения. _________________ Санька-карапуз 18.02.2004
Вернуться к началу
     
 
  Список форумов Рожана -> Развитие ребенка от 3 до 6 лет Часовой пояс: GMT + 6
Страница 1 из 1

Влияние электромагнитных полей на здоровье

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: