Определение понятий ловкости и координация движений

«Ловкость, как дает определение А.В. Баранкова, – способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно (адекватно и точно), быстро (то есть, скоро и споро), рационально (целесообразно и экономично), находчиво (изворотливо и инициативно)» [1, с. 102].

Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах) [3, с. 114]. Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий.

При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях [3, с. 114].

Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.

Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают [8, с. 202]:

- пространственную ориентировку;

- точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

- статическое и динамическое равновесие.

Пространственная ориентировка подразумевает:

- сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций);

- умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику её изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений [13, с. 27].

Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее.

Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения.

Развитие точности временных параметров движений направлено на совершенствование так называемого чувства времени, т.е. умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств (например, электролидеры, метрономы и т.д.).

Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в большом диапазоне.

В целостном двигательном действии все три ведущие координационные способности – точность пространственных, силовых и временных параметров – развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнение) позволяет, акцентировано воздействовать на одну из них. Нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок [12, с. 14].

Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определённых поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе – при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры).

Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков).

Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом – за счёт постепенного изменения условий выполнения упражнений.

Таким образом, ловкость – сложный психофизический комплекс, включающий в себя умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложнокоординированные действия.

1.2 Факторы, определяющие проявление ловкости у борцов 10-12 лет

Согласно теории развития ловкости, рассматриваемой в соответствии со спецификой дидактических задач и особенностями методики обучения, выделяются три этапа, отражающие стадии образования двигательных навыков [11, с. 74]:

- этап начального разучивания действия;

- этап углубленного, детализированного разучивания действия;

- этап закрепления и дальнейшего совершенствования действия.

На этапе начального разучивания создается общее представление о двигательном действии и формируется установка на овладение им. Н.Г. Озолин полагает, что «образование двигательного навыка начинается не с момента практического выполнения, как это нередко считают, а раньше, вместе с созданием представления об изучаемых движениях» [9, с. 126].

Изучается главный механизм движения; происходит овладение основами рациональной спортивной техники упражнения (правильная ритмическая структура двигательного действия, отсутствие излишних напряжений), приобретается умение воспроизводить ее в общей, сравнительно «грубой» форме, предупреждаются и устраняются грубые ошибки.

На этапе углубленного разучивания уточняется умение воспроизводить технику действия в деталях по всем основным параметрам (временным, пространственным, силовым, координационным). Совершенствуется ритмическая структура, действие становится не полностью заученным, оно непрочно, неустойчиво [14, с. 245].

На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования овладение двигательным действием достигает уровня навыка, позволяющего эффективно выполнять его не только в относительно постоянных, но и в изменяющихся условиях, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств, сохраняя требуемую структуру движений, а также ритм, характерный для данного спортивного упражнения.

Вместо существующего основного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным, нечетким и «житейским», был введен в теорию и практику термин координационные способности, стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию. Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны.

В современных условиях возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость.

Г.С. Туманян отмечает, что факторами, определяющими проявление ловкости у борцов 10-12 лет являются такие, как правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [14, с. 251].

Правильность выполнения двигательных действий имеет две стороны: качественную, которая заключается в приведении движения к намеченной цели, и количественную – точность движений.

Быстрота как критерий (признак) оценки координационных способностей выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.п.

При этом уже давно экспериментально установлено, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, гимнастическим), в других случаях (например, при освоении спортивно-игровых двигательных действий) может быть в числе последних [14, с. 252].

Рациональность двигательных действий имеет также качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности – целесообразность движений, количественная – их экономичность.

Экономичность двигательной деятельности является весьма специфичным признаком.

Можно, например, отличаться высокой экономичностью в беге на средние и длинные дистанции, но не проявлять этого признака при осуществлении баллистических или спортивно-игровых двигательных действий.

Экономичность количественно характеризует соотношение результата деятельности и затрат на его достижения. Показатели экономичности зависят не только от эффективности техники двигательных действий, но и от функциональных возможностей спортсмена.

Различаются специальные координационные способности для всех видов спорта [5, с. 2]:

- во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазанье, перелезание, плавание, локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);

- в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

- в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.);

- в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);

- в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

- в метательных движениях на меткость (метания или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);

- в движениях прицеливания;

- в подражательных и копирующих движениях;

- в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование);

- в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях многих подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.).

К наиболее важным специфическим координационным способностям борцов 10-12 лет относятся способности к точности воспроизведения дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений; к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности, а также к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости, связи или соединению.

Результат развития ряда конкретных специальных и специфических координационных способностей, своего рода их обобщение, составляет понятие «общие координационные способности».

Под общими координационными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Координационные способности существуют и проявляются в процессе выполнения реальных двигательных действий (или конкретных видов деятельности, например, спортивно-игровой) [5, с. 4].

Таким образом, специальные координационные способности – это возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

1.3 Методы и средства совершенствования ловкости у борцов

10-12 лет

Борцы 10-12 лет, как правило, обладают высокой работоспособностью, им присуща способность к воспроизведению тонких мышечных усилий и точной ориентации в пространстве, обеспечивающих координацию движений. Поэтому, развивая ловкость, можно одновременно улучшать функциональное состояние ЦНС, повышая при этом физическое развитие.

Для этого необходимо использовать комплексы упражнений различной сложности, оказывающие разное воздействие на отдельные анализаторы и ЦНС в целом [6, с. 78]:

- упражнения для развития стато-кинетической устойчивости: хождение по ограниченной плоскости с поворотами, с попытками нарушить равновесие в упражнениях типа «Ласточка», сохранение равновесия на одной ноге при сбивающих факторах и т.д.;

- упражнения для повышения пространственно-временной ориентации: медленные вращения головой в разные стороны (вправо, влево); вращательные движения телом с открытыми и закрытыми глазами, повороты тела с остановкой и метанием предмета в цель, упражнения на батуте;

- упражнения для развития общей и специальной координации (разнообразные акробатические упражнения: кувырки, перевороты, сальто, подъем разгибом, выполнение бросков манекена и партнера различной сложности из непривычных захватов в разные стороны, коронных приемов с соревновательной скоростью).

При подготовке борцов необходимо учитывать, что одновременное применение медленных (пороговых) и быстрых вращательных упражнений не вызывает эффективного изменения вестибулярных реакций. Поэтому упражнения с быстрыми и медленными вращательными движениями целесообразно использовать раздельно.

Тренировка с быстрыми вращениями способствует устойчивости вестибулярного анализатора с одновременным снижением его чувствительности. Выявлено, что у спортсменов с высокой устойчивостью вестибулярного анализатора применение значительных вестибулярных раздражений ведет к уменьшению возбудимости, что снижает обеспечение биологически важной стороны деятельности вестибулярного анализатора – восприятия адекватных раздражений.

Вместе с тем выполнение этих упражнений позволит существенно повысить еще не исчерпанные резервы координационных возможностей, от которых зависит повышение эффективности технико-тактических действий в схватке в условиях соревнований [2, с. 59].

Рассмотрим физические упражнения, применяемые для развития ловкости у борцов 10-12 лет.

Они делятся на три группы:

- упражнения, в которых нет стереотипных движений и имеется элемент внезапности (например, подвижные и спортивные игры, бокс, фехтование);

- упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений (например, жонглирование мячом, метание в цель, прыжки в воду, акробатические упражнения на гимнастических снарядах и т.д.);

- специальные задачи, в которых по сигналу необходимо резко менять направление движений.

При развитии ловкости у борцов 10-12 лет необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями [6, с. 81]:

- разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания.

- варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;

- регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;

- определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий по показателям восстановления пульса.

Занятия борьбой способствуют воспитанию ловкости только в том случае, если содержание их соответствует этой задаче.

Из общеразвивающих упражнений наиболее эффективными следует считать упражнения из акробатики, спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, регби), воднолыжного спорта.

Все упражнения на развитие ловкости нужно выполнять в и быстро меняющихся условиях. Поэтому из специальных упражнений, направленных на воспитание ловкости, наилучшими следует считать простейшие виды борьбы, применяемые в игровой и соревновательной форме.

После того как борцы в первые годы занятий пройдут необходимую подготовку по воспитанию ловкости, незаменимым средством совершенствования этого качества становятся учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные схватки.

Таким образом, ловкость борца успешно совершенствуется в тех случаях, когда тренер не ограничивается достигнутыми результатами спортсменов в освоении техники, а стремится найти варианты, наиболее соответствующие их индивидуальным особенностям.


2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация и методы проведения исследования

Исследование было организовано на базе секции по борьбе в период с сентябрь по декабрь 2013 года.

Проводилось исследование в Губернском центре спорта «Кузбасс».

Исследование состояло из четырех этапов:

На первом этапе исследования проходило изучение специализированной, научной и методической литературы по вопросам, касающимся развития ловкости юных борцов, а также по методике проведения учебно-тренировочного процесса.

Второй этап включал разработку и проведения исследования.

В рамках третьего этапа проводился формирующий эксперимент, направленный на использование специального комплекса упражнений, направленного на развитие ловкости у экспериментальной группы.

На последнем этапе – контрольно-итоговом – мы повторно провели диагностику и проанализировали полученные результаты исследования, сформулировали выводы.

В эксперименте приняли участие две группы по девять человек, это контрольная и экспериментальная.

Упражнения, которые применялись с целью определения уровня развития ловкости:

– Забегание на борцовском мосту, в одну сторону за 10 секунд и в другую за 10 секунд.

– Отбрасывание ног из упора присев за 15 секунд.

– Кувырок вперед, поворот на 180°, то же в другую сторону за 15 секунд.

– Проходы в две ноги и отрыв от ковра за 20 секунд.

– Прыжки с колен на ноги за 15 секунд.

Эстафеты:

– Кувырки вперед до конца ковра и обратно бегом.

– Кувырки спиной вперед и обратно бегом.

– Кувырок вперед – отброс ног, обратно бегом.

– Бег на коленях и обратно бегом.

– Передвижение, в упоре лежа сзади согнув ноги вперед руками, обратно ногами вперед.

Контрольные тесты:

– Три кувырка вперед на время.

– Вставание из борцовской стойки на борцовский мост пять раз на время.

– Положение Ласточка (время до потери равновесия, стоя с закрытыми глазами).

– Отбрасывание ног из положения упор присев.

– Челночный бег.

Упражнения и эстафеты спортсмены должны были выполнять с максимальной скоростью. До и после эксперимента были сняты контрольно-нормативные показания – время, за которое спортсмены выполняли тестовые задания, затем сравнили результаты экспериментальной и контрольной групп.

На последнем этапе нами был проведен второй эксперимент. Все упражнения и эстафеты остались те же, лишь в контрольных тестах упражнение «Ласточка» была заменена на тестовое упражнение – «передвижение руками вперед в положении на мосту».

Эксперимент проводился в течение шести недель, и в отличие от предшествующего эксперимента, занятия проводились пять дней в неделю, а не три раза.

В нашем эксперименте были использованы следующие упражнения и контрольные тесты:

Упражнения:

– Забегание на мосту, в одну сторону за 10 секунд и в другую за 10 секунд.

– Отбрасывание ног из упора присев за 15 секунд.

– Кувырок вперед-назад за 15 секунд.

– Проходы в две ноги и отрыв от ковра за 20 секунд.

– Прыжки с колен на ноги за 15 секунд.

Эстафеты:

– Кувырки вперед до конца ковра и обратно бегом.

– Кувырки спиной вперед и обратно бегом.

– Кувырок вперед – отброс ног, обратно бегом.

– Бег на коленях и обратно бегом.

– Передвижение в упоре лежа сзади ногами вперед, обратно спиной вперед.

Контрольные тесты:

– Три кувырка вперед на время.

– Вставание из борцовской стойки на борцовский мост пять раз на время.

– Передвижение руками вперед в положении на гимнастическом мосту.

– Отбрасывание ног из положения упор присев.

– Челночный бег.

2.2 Методика развития координационных способностей, применение в экспериментальной группе

Развитию координационных способностей хорошо способствуют спортивные и подвижные игры, сочетание каких-либо акробатических упражнений, прыжки на батуте, бег с препятствиями, гимнастические упражнения на снарядах, жонглирование мячиками, прыжки из положения стоя в длину или глубину, упражнения на равновесие.

Опишем упражнения, которые использовались нами на развитие общих координационных способностей.

Прежде всего, общая ловкость развивается с помощью спортивных игр (теннис, хоккей, футбол, волейбол, баскетбол), борьбы, акробатики, гимнастики.

– Прыжок на руки, согнутые в локтях, а затем кувырок вперёд через голову. Упражнение можно делать до десяти кувырков подряд после его освоения.

– Задний кувырок через голову на руку согнутую в локте.

– Кувырки как из упражнений 1 и 2, но только в стороны.

– Сперва падение назад, а затем быстрое вставание.

– Сперва падение вперёд, а затем быстрое вставание.

– «Колесо» (гимнастическое) вправо и влево.

– Стойка на голове.

– Стойка на руках с подготовкой к последующей ходьбе.

– Ходьба на руках.

– С поворотами на 180-360 градусов прыжки на батуте с падениями на спину, колени, живот, сальто назад и вперёд с поворотами на 180-360 градусов. После приземления – немедленно вставать.

Опишем упражнения, которые использовались нами на развитие специальных координационных способностей.

– С поворотами на 90 и 130 градусов прыжки на месте с ведением 1 или 2-х мячей.

– Рывок на пять-шесть метров с ведением 1 или 2-х мячей, кувырок вперёд вместе с мячом в руках, а затем снова рывок.

– Ходьба на руках вместе с катанием мяча перед собой. При этом партнёр придерживает ноги.

– У стены в парах передачи мяча и со сменой мест. Передачи осуществляются одним мячом.

– От центра поля к линии штрафного броска рывок с ведением мяча, затем кувырок вперёд вместе с мячом в руках, а потом бросок по кольцу.

– Прыжки через барьеры и ведение мяча при этом.

– «Чехарда» с ведением мяча каждым из игроков. Игрок должен брать мяч в руки во время прыжка.

– Мячик катится по земле, а игроки через него перепрыгивают.

– Ведение мяча и прыжки через скакалку. Вращающие скакалку ещё и ведут мяч.

– В парах, а также с передачами мяча прыжки через длинную скакалку. Игроки, которые вращают скакалку, передают мяч.

Для качественного улучшения учебно-тренировочного процесса и воспитания борцов мы придерживались следующих рекомендаций:

– Необходимо с возраста 11 – 12 лет использовать следующие упражнения, направленные на развитие координационных способностей:

– Забегание на мосту, в одну сторону за 10 секунд и в другую за 10 секунд.

– Отбрасывание ног из упора присев за 15 секунд.

– Кувырок вперед-назад за 15 секунд.

– Проходы в две ноги и отрыв от ковра за 20 секунд.

– Прыжки с колен на ноги за 15 секунд.

Формированию двигательных навыков и обучению техническим действиям предшествовала работа, направленная на развитие тех физических качеств, которые проявляются при их выполнении.

При выборе средств и методов, используемых в тренировочном процессе детей 10 – 12 лет мы учитывали индивидуальные особенности занимающихся и правильно дозировали нагрузку.

2.3 Результаты

В оценке испытуемых мы отталкивались от следующих измерителей ловкости:

- координационная сложность задания;

- точность его выполнения;

- время выполнения, в частности, либо время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения (детальные характеристики движения заранее неизвестны).

Соответственно выставлялись баллы: отлично – 5 баллов, если испытуемый абсолютно правильно в соответствии с приведенными критериями выполнил все предложенные задания; хорошо – 4 балла, если были допущены ошибки в одном из указанных критериев; удовлетворительно – 3 балла, если испытуемый допустил ошибки по двум критериям; неудовлетворительно – 2 балла, если испытуемый допустил ошибки по всем трем указанным критериям.

Были использованы следующие виды упражнений:

- Три кувырка вперед на время (5 секунд).

- Вставание из борцовской стойки на борцовский мост пять раз на время (15 секунд).

- Положение Ласточка, продержаться 2 минуты с закрытыми глазами.

- Отбрасывание ног из упора присев (за 15 секунд 10 раз).

- Челночный бег (время – 15 секунд).

Полученные результаты до начало эксперимента представлены в таблицах 1-2.

Таблица 1 – Результаты экспериментальной группы первого педагогического эксперимента

Ф.И. Три кувырка вперед на время Вставание из борцовской стойки Положение Ласточка Отбрасывание ног из упора присев Челночный бег Сред-нее кол. бал-лов
  Аксенов А.            
  Артамонов Е.            
  Бедрин В.            
  Вовченко С.            
  Кайдаш А.            
  Лиман П.            
  Мостовой Д.            
  Семенов А.            
  Фомин М.            
  Яковлев О            

Таблица 2 – Результаты контрольной группы первого педагогического эксперимента

Ф.И. Три кувырка вперед на время Вставание из борцовской стойки Положение Ласточка Отбрасывание ног из упора присев Челночный бег Сред-нее кол. бал-лов
  Алешин Н.            
  Архипов О.            
  Будягин Е.            
  Веселков Р.            
  Дудник Т.            
  Еремеев Д.            
  Жуков С.            
  Светлов К.            

Продолжение таблицы 2

  Фомичев Л.            
  Ярушин В.            

Полученные результаты проведенной методики были подвергнуты специальной обработке методом онлайн в статистической программе SPSS [20].

Таблица 3–Достоверность данных в первом педагогическом эксперименте

Название упражнений Группа До эксперимента Т Р
1.Три кувырка вперед на время К 3,69 ± 0,74 2,22 < 0,05
Э 3,11 ± 0,16 3,25 < 0,05
2.Вставание из борцовской стойки на борцовский мост пять раз на время К 12,28 ± 1,23 2,19 < 0,05
Э 11,36 ± 0,76 2,66 < 0,05
3.Положение Ласточка, продержаться 2 минуты с закрытыми глазами. К 1,29 ± 0,61 2,58 < 0,05
Э 1,5 ± 0,36 2,29 < 0,05
4.Отбрасывание ног из упора присев К 4,38 ± 0,36 2,26 < 0,05
Э 4,18 ± 0,19 3,2 < 0,05
5.Челночный бег К 7,57 ± 0,22 2,7 < 0,05
Э 7,34 ± 0,14   < 0,05

После проведения эксперимента были сняты контрольно-нормативные показания – время, за которое спортсмены выполняли тестовые задания, затем сравнили результаты экспериментальной и контрольной групп.

Полученные результаты до начало эксперимента представлены в таблицах 4-5.

Таблица 4 – Результаты экспериментальной группы второго педагогического эксперимента

Ф.И. Три кувырка вперед на время Вставание из борцовской стойки Положение Ласточка Отбрасывание ног из упора присев Челночный бег Сред-нее кол. бал-лов
  Аксенов А.            
  Артамонов Е.            
  Бедрин В.            
  Вовченко С.            
  Кайдаш А.            
  Лиман П.            
  Мостовой Д.            
  Семенов А.            
  Фомин М.            
  Яковлев О            

Таблица 5 – Результаты контрольной группы второго педагогического эксперимента

Ф.И. Три кувырка вперед на время Вставание из борцовской стойки Положение Ласточка Отбрасывание ног из упора присев Челночный бег Сред-нее кол. бал-лов
  Алешин Н.            
  Архипов О.            
  Будягин Е.            
  Веселков Р.            

Продолжение таблицы 5

  Дудник Т.            
  Еремеев Д.            
  Жуков С.            
  Светлов К.            
  Фомичев Л.            
  Ярушин В.            

Представим достоверность данных во втором педагогическом эксперименте в таблице 6.

Таблица 6 – Достоверность данных во втором педагогическом эксперименте. Контрольно-итоговый этап

Название упражнений Группа До эксперимента После 6 недель эксперимента Т Р
1 Три кувырка вперед на время К 3,42± 0,3 3,37± 0,28 0,35 < 0,05
Э 3,66± 0,38 3,31± 0,32 2,06 < 0,05
2 Вставание из борцовской стойки на борцовский мост пять раз на время К 12,09± 1,2 11,66± 1,13 0,62 < 0,05
Э 12,3± 1,1 11,66± 1,17 1,15 < 0,05
3 Передвижение на гимнастическом мосту головой вперед. К 11,7± 0,82 11,46 ± 0,57 0,57 < 0,05
Э 11,22± 0,33 10,67± 0,34 3,23 > 0,05
4 Отбрасывание ног из упора присев К 4,16± 0,74 4,03 ± 0,62 0,36 < 0,05
Э 4,04 ± 0,51 3,68± 0,36 1,5 < 0,05
5 Челночный бег К 7,34± 0,2 7,19 ± 0,11 1,87 < 0,05
Э 7,52± 0,3 7,14±0.19 2,92 > 0,05

Таким образом, подведя итоги нашего эксперимента, получилось:

– В контрольной группе все результаты не достоверны, а в экспериментальной группе достоверны лишь два показателя (передвижение руками вперед в положении на мосту и челночный бег).

– Результаты контрольного теста до эксперимента в контрольной группе были выше, чем в экспериментальной. После эксперимента, результаты экспериментальной группы были гораздо лучше, чем в контрольной, хотя набор в группы детей был произвольным.

– Результаты, полученные в ходе второго педагогического эксперимента намного лучше, чем в первом педагогическом эксперименте, что говорит о том, что время, затраченное на данную методику все же влияет на успешность эксперимента в целом.

– Выбранные нами упражнения подходят и очень эффективно влияют на развитие координационных способностей, и эти упражнения должны применяться борцами на каждой тренировке, в подготовительной части во время тренировки и в заключительной для закрепления навыков.

Завершив исследования факторов, влияющих на развитие ловкости и координационных способностей у борцов 10-12 лет, мы пришли к следующим выводам:

– Развить координацию можно с помощью специальных упражнений. Для каждого вида координации существуют свои специальные упражнения. Есть специальные упражнения, которые направлены на развитие не на одного вида координации, а на несколько сразу.

– Количество времени потраченного на развитие ловкости может быть разным. В нашем случае на это ушло шесть недель.

– В конце исследования выяснилось, что каждый спортсмен, развил координационные способности почти с одинаковой прогрессией и за шесть недель достиг почти сто процентного попадания, а точнее 96% из 100%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения специализированной литературы по проблеме развития ловкости и координационных способностей, в частности у борцов 10-12 лет, были выявлены особенности и факторы, которые могут повлиять на двигательную деятельность борца.

Анализ литературных источников показал, что проблема начального обучения остается одной из актуальных тем спортивной борьбы. Существующая учебно-методическая литература по начальному обучению борцов носит разноплановый характер. В связи с этим необходимо создание методики начальной подготовки спортсменов-борцов 10-12 лет с учетом многих компонентов.

Установлено, что применение рациональной методики тренировки занимающихся с подбором нестандартных средств и методов, положительно могут повлиять на процесс развития ловкости и координационных способностей.

Выявлено более рациональное условие для развития ловкости и координационных способностей, которое является основным этапом начальной спортивной подготовки.

Нами было организовано и проведено исследование по развитию ловкости и координационных способностей у борцов 10-12 лет.

Исследование состояло из четырех этапов:

На первом этапе исследования проходило изучение специализированной, научной и методической литературы по вопросам, касающимся развития ловкости юных борцов, а также по методике проведения учебно-тренировочного процесса.

Второй этап включал разработку и проведения исследования.

В рамках третьего этапа проводился формирующий эксперимент, направленный на использование специального комплекса упражнений, направленного на развитие ловкости у экспериментальной группы.

На последнем этапе – контрольно-итоговом – мы повторно провели диагностику и проанализировали полученные результаты исследования, сформулировали выводы.

В эксперименте приняли участие две группы по девять человек, это контрольная и экспериментальная.

Таким образом, завершив исследования факторов, влияющих на развитие ловкости и координационных способностей у борцов 10-12 лет, мы пришли к следующим выводам:

– Развить координацию можно с помощью специальных упражнений. Для каждого вида координации существуют свои специальные упражнения. Есть специальные упражнения, которые направлены на развитие не на одного вида координации, а на несколько сразу.

– Количество времени потраченного на развитие ловкости может быть разным. В нашем случае на это ушло шесть недель.

– В конце исследования выяснилось, что каждый спортсмен, развил координационные способности почти с одинаковой прогрессией и за шесть недель достиг почти сто процентного попадания, а точнее 96% из 100%.

Таким образом, рабочая гипотеза: предполагается, что специально разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие ловкости и координационных способностей, будет эффективен, если применять его в системе, – подтвердилась.


ЛИТЕРАТУРА

1. Баранков, А.В.. О построении движений [Текст] / А.В. Баранков. – М.: Владос, 2007. – 258 с.

2. Бибиков, С.В. Методика развития координационных способностей юных боксеров на основе моделирования условий их соревновательной деятельности: дисс... канд. пед. наук: 13.00.04. [Текст] / С.В. Бибиков. – Волгоград: Новая волна, 2008. – 141 с.

3. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: Учебник. В 2-х томах, Т. 2. [Текст] / Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003.– 392 с.

4. Лях, В.И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методика развития [Текст] / В.И. Лях // Физическая культура в школе. 2000. - № 5. – С. 3–10.

5. Лях, В.И., Соколкина, В.А. К вопросу о природе межиндивидуальной вариативности некоторых координационных способностей детей 7–9 лет [Текст] / В.И. Лях, В.А. Соколкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. - № 2. – С. 2–7.

6. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. пособие. [Текст] / Л.П. Матвеев. – М.: Известия, 2001. – 175 с.

7. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций [Текст] / Л.Д. Назаренко. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 259 с.

8. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека [Текст] / В.П. Озеров. – Дубна: Феникс-Плюс, 2002. – 320 с.

9. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель: АСТ 2006. – 863 с.

10. Панов, В.М. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: втореф. дис. … канд. пед. Наук [Текст] / В.М. Панов, – М.: Высшая школа, 1996. – 23 с.

11. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки [Текст] / В.Н. Платонов. – Киев: Виша школа. Головное изд-во, 2004. – 352 с.

12. Смертин, Ю.А. Обучение технико-тактическим действиям юных борцов посредством заданий по решению эпизодов поединка: Автореф. дис... канд. пед. Наук [Текст] / Ю.А. Смертин. – Омск: Красный путь, 1991. – 18 с.

13. Тер-Ованесян, А.А. Обучение в спорте [Текст] / А.А. Тер-Овасян. – М.: Владос, 2002. – 192 с.

14. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: Теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. 3. Методика подготовки [Текст] / Г.С. Туманян. – М.: Владос, 2008. – 400 с.

15. Филин, В.П. Бег на короткие дистанции [Текст] / В.П. Филин. – М.: Владос, 2005. – 265 с.

16. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В.П. Филин. – М.: Владос, 2004. – 321 с.

17. Шумаков, А.В. Совершенствование быстроты реакции у борца [Текст] / А.В. Шумаков. – М.: высшая школа, 2006. – 487 с.

18. Кизима, А.В. Оценка и совершенствование ловкости путем развития точности движений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru

19. Полянский, А.В., Романов Д.А. Методика измерения ловкости как физического качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru

20. Автоматический расчет t-критерия Стьюдента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/statistics/student


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: