Содержание и сущность макроэкономического регулирования деятельности коммерческих банков

Сущность и функции банка определяют его роль в экономике. Под ролью банка следует понимать его назначение, то, ради чего он возникает, существует и развивается. Так же как и функция, роль банка специфична, она адресует к экономике в целом, к банку независимо от того, к какому типу он принадлежит (эмис­сионному или коммерческому, сберегательному или инвестици­онному и т. п.).

Учитывая то, что банк функционирует в сфере обмена, его на­значение и влияние на экономику необходимо, прежде всего, рас­сматривать через данную сферу. Назначение банка состоит в том, что он обеспечивает упорядочение и рационализацию денежного оборота. Как это следует из функции аккумуляции временно свобод­ных ресурсов, банки являются собирателями временно свободных денежных ресурсов для их последующего направления тем хозяй­ствующим субъектам, которые нуждаются в дополнительных ас­сигнованиях. Собранные по крупицам временно свободные де­нежные средства как мелкие денежные потоки превращаются банками в огромные потоки денежных ресурсов. Их концентра­ция, направление на удовлетворение потребностей производства и обращения сверх имеющихся в их распоряжении источников составляет важнейший атрибут их соприкосновения и взаимодей­ствия с экономической средой. Аккумулируемые банками де­нежные средства, их последующее перераспределение дают возможность не только поддержать непрерывность производства и обращения продукта, но и ускорить воспроизводственный про­цесс в целом.

Переход от примитивных форм расчетов, используемых древ­ними банкирскими домами, к организации расчетов на базе со­временных электронных сетей дает возможность хозяйству уско­рить время обращения, расширить хозяйственные связи между товаропроизводителями. Банки стали неотъемлемыми атрибутами современной экономической жизни. Без их содействия невоз­можно представить деятельность предприятий, их объединений, отдельных юридических лиц и граждан.

Упорядочение и рационализация денежного оборота достига­ется не только вследствие расчетов, организуемых банком, внед­рения наиболее совершенных и экономичных форм платежей, но и посредством более рационального использования ресурсов предприятия. По денежным средствам, помещенным в банк, предприятия и граждане могут получать определенный процент по вкладам, бесплатные другие услуги. В целом банки могут вы­полнять по поручению клиента работу по управлению денежны­ми и материальными средствами. Деньги, находящиеся в банке, не просто хранятся на счетах, они совершают кругообращение, позволяющее получить дополнительную прибыль, как их владель­цам, так и кредитному учреждению.

В статистических сборниках содержится особая информация о работе банков с позиции размера привлекаемых средств, объема депозитов, форм расчетов, размера операций с ценными бумага­ми, валютных операций и т. д. Эти и другие данные позволяют оценить масштабы и направления банковской деятельности, оп­ределить их развитие в динамике, сделать сравнение работы бан­ков по их группам, в сопоставлении с другими странами и др.

Важно рассматривать банковскую деятельность не только саму по себе, но и в увязке с общеэкономическими показателями. Банк, работая в сфере обмена, не отгорожен «китайской стеной» от на­родного хозяйства, воспроизводственного процесса в целом. Его роль, поэтому невозможно представить изолированно от влияния на экономику в целом, от того, как банки, предоставляя свой продукт, помогают хозяйству в его развитии. Было бы, например, проблематичным рассматривать роль банка с позиции только массы платежных средств, предоставляемых на макро- и микро уровнях. Размер выпущенных в обращение денег свидетельствует лишь о выполняемой банком операции, без которой не состоялся бы обмен, замедлился ход производства и обращения продукта. Выпуск платежных средств - важная характеристика банковской деятельности. Однако с позиции оценки роли банка здесь вряд ли можно ставить точку. Эмитирование платежных средств имеет, по крайней мере, две стороны: их масса оказывает огромное влияние на стабильность денежной единицы и на эффективность произ­водства и обращения продукта.

Банки не могут не видеть и того, что искусственное сдержива­ние потока денежных средств, необходимых для обмена, может вызвать затруднения в платежах. Так, в России в начале 90-х гг. печатание денег, их выпуск в обращение отставали от потребнос­тей налично-денежного оборота, вызывая задержку выплаты зара­ботной платы работникам, получения пенсий и пособий. Одной из причин неплатежей между предприятиями в условиях сильной инфляции и обесценения их капиталов выступало (наряду с дру­гими причинами) отставание эмиссии от потребностей денежного оборота, на практике приводило к приостановке производства, свертыванию производства определенных промышленных про­дуктов.

Стабильность денежной единицы, соответствие ее массы по­требностям народного хозяйства является важнейшим показате­лем сбалансированной денежной политики банков, важнейшим компонентом того, насколько деятельность банков отвечает их назначению в экономике. Банки, хотя и работают, как отмеча­лось ранее, в сфере обмена, но не ради его как такового, послед­ний неотделим от производства, распределения и потребления общественного продукта. Роль банка, воспроизводимая на макро­экономическом уровне, не может быть, поэтому раскрыта в пол­ной мере без учета его воздействия на экономику в целом. Банк, будучи институтом обмена, работает не только на него, но и на конечные цели потребителей банковских услуг.

Влияние роли банка на общеэкономические показатели можно проследить на примере его деятельности в области креди­тования хозяйства. Объем этой деятельности не дает полной кар­тины назначения банков. Так, в период экономических кризисов потребность в кредитах значительно возрастает. Предприятия чаще испытывают острые финансовые затруднения, взаимные не­платежи по самым различным причинам достигают колоссальных разме­ров, вызывают резкое увеличение потребности в кредите как пла­тежном средстве. В этих условиях полное удовлетворение банками потребности предприятий в дополнительных платежных средствах было бы ошибочным. Опыт показывает, что в период экономических кризисов резко возрастают кредитные риски. Рост кредитов ни только не сопровождается их адекватным возвратом, но, напротив, вызывает значительный рост просроченных плате­жей по ссудам, приводит к росту убытков от кредитных опера­ций. Именно в этой связи в период кризиса банки, несмотря на значительный рост спроса на кредит, сокращают объемы своих кредитных операций. Снижение объемов производства неизбежно сопровождается и сокращением объема кредитных вложений.

Деятельность банка по кредитованию во­преки тенденциям производства и рынка его продуктов неизбеж­но может подорвать как само производство, так и кредитную ос­нову, базирующуюся на возвратном движении средств. Поэтому разрабатываются модели оптимального соотношения между рос­том производства и ростом кредитных вложений, активов банка и доли кредитов в его активах, устанавливаются нормативы ликвид­ности, пропорции между кредитами и депозитами и т. д. Их цель состоит в сдерживании неоправданной кредитной экспансии, снижении рисков в банковской деятельности. Качественная сто­рона роли банка достигается здесь посредством проведения сбалан­сированной политики, направленной как на эффективность произ­водства, так и на эффективность банковской деятельности. Исхо­дя из того, как банку удается на практике проводить такую поли­тику, в конечном счете, и определяется результат — выполнял ли он свое назначение в экономике, была ли роль банка положитель­ной или негативной.

При оценке роли банка важно видеть и его общественное на­значение. Банк с позиции собственности представляет собой не­однородный институт. Национальный банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макро уровне, он выступает как общенациональный институт, проводящий политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предпри­ятий, а в интересах государства, нации в целом. Выступая при этом как экономический институт, национальный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

На прибыль работает другой уровень банковской системы – коммерческие банки, чаще всего выступающие как акционерные, паевые, кооперативные, частные банки. Общественное назначение данного типа банков проявляется в том смысле, что они ра­ботают не ради своей собственной прибыли, а, прежде всего ради прибыли их клиентов. Не надо забывать, что банки возникли вследствие определенного общественного интереса — заинтересо­ванности хозяйства в функционировании особого института, удовлетворяющего потребности в платежах и ресурсах, сохран­ности капиталов. Рожденные интересами народного хозяйства, банки изначально обязаны осуществлять деятельность в соответ­ствии с общественными интересами. Попытка проводить полити­ку, не отвечающую общественным потребностям и интересам, всегда приводила к падению банков, их уходу с экономической арены. В распоряжении государства (правительства) всегда нахо­дились инструменты, с помощью которых банки лишались ли­цензий, их деятельность постепенно свертывалась.

Дело не только в том историческом процессе, который опре­деляет общественную миссию банка. Банк, будучи одним из эко­номических субъектов производства, является «гражданином» той страны, того общества, в котором он живет и развивается. Граж­данская позиция банка вольно или невольно всегда проявляется в его деятельности.

Большое воздействие на данный процесс оказывает сложив­шийся менталитет, представление банкиров об общественных ценностях и долге. Чем быстрее в сознании банкиров утверждает­ся идеология деятельности, направляемая на удовлетворение по­требностей их клиентов, тем в большей степени сказывается их позитивная роль в общественном развитии. Важно при этом не забывать, что банк - это не политический орган, а экономическое предприятие, он не может заниматься благотворительной деятельностью, деньгами своих вкладчиков он не имеет права покрывать убытки несостоятельных заемщиков. Из всего спектра потребностей хозяйства банк как общественный институт обязан выбрать те из них, которые при его активной поддержке позволят получить большую прибыль, повысить рентабельность как предприятия-заемщика, так и себя самого.

Одним из способов воздействия государства на экономику является денежно-кредитная политика. Осуществляется она центральным банком страны, ее основная функция – создание таких условий, при которых денежно-кредитная система была бы устойчивой и функционировала в интересах экономического роста, высокого уровня занятости, стабильного уровня цен и баланса внешнеэкономической деятельности.

Денежно-кредитная полтика – совокупность государственных мероприятий в области денежно-кредитной политики системы, основными инструментами которой являются операции на открытом рынке, изменение учетной ставки ссудного процента и нормы обязательных резервов.

В целях реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:

1) предоставление займов;

2) прием депозитов;

3) валютные интервенции;

4) выпуск краткосрочных нот Национального Банка Казахстана;

5) покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;

6) переучет коммерческих векселей;

7) другие операции по решению Правления Национального Банка Казахстана.

Национальный Банк Казахстана устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий.

Национальный Банк Казахстана производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей. Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций денежно – кредитной политики.

В целях регулирования объемов и ставок вознаграждения по депозитам и займам банков Национальным Банком Казахстана используются нормативы минимальных резервных требований.

Нормативы минимальных резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как процент от суммы обязательств банков.

Структура обязательств банков, принимаемых для расчета, условия выполнения минимальных резервных требований и порядок их резервирования, а также нормативы минимальных резервных требований устанавливаются Национальным Банком Казахстана.

Изменение нормативов минимальных резервных требований вводится в действие не раньше чем через месяц со дня принятия такого решения.

При нарушении нормативов минимальных резервных требований банки несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

В десятидневный срок со дня назначения председателя ликвидационной комиссии Национальный Банк Казахстана возвращает ликвидационной комиссии банка зарезервированные у него средства.

Покупка и продажа государственных и других ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Казахстана в рамках общей денежно-кредитной политики.

Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики.

Национальный Банк Казахстана регулирует общий объем заимствования банков в соответствии с принятыми ориентирами денежно-кредитной политики.

Порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов определяются Национальным Банком Казахстана.

Национальный Банк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года. Данный срок может быть продлен Правлением Национального Банка Казахстана. При этом Национальный Банк Казахстана вправе предоставлять банкам займы в качестве заимодателя последней инстанции в порядке, на условиях и в сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана.

Предметом залога для обеспечения исполнения обязательств по займам Национального Банка Казахстана может быть имущество, предусмотренное нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана.

Валютные интервенции Национального Банка Казахстана осуществляются самостоятельно путем купли-продажи иностранной валюты и проведения других видов валютных сделок на межбанковском или биржевом рынке с целью воздействия на курс казахстанского тенге.
Валютные интервенции Национального Банка Казахстана проводятся в рамках общей денежно-кредитной политики.

Порядок, условия привлечения и погашения, сроки и лимиты привлечения депозитов определяются Национальным Банком Казахстана.

Национальный Банк Казахстана вправе привлекать депозиты как в национальной, так и в иностранной валюте.

Краткосрочные ноты Национального Банка Казахстана - государственные ценные бумаги, эмитируемые Национальным Банком Казахстана.

Порядок и условия выпуска, размещения, обращения и погашения краткосрочных нот определяются Национальным Банком Казахстана.

Национальный Банк Казахстана в соответствии с целями денежно-кредитной политики вправе осуществлять выпуск краткосрочных нот как в национальной, так и в иностранной валюте.

Национальный Банк Казахстана устанавливает порядок переучета коммерческих векселей и условия, предъявляемые для приема коммерческих векселей к переучету Национальным Банком Казахстана.

Под прямыми количественными ограничениями Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей.
Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения в случае невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами денежно-кредитного регулирования.

Национальный банк — чаще всего государственный банк, хотя в некоторых странах он является коммерческим, акцио­нерным банком, где главным акционером выступает государство (например, Швей­царский банк). Особую структуру имеет Национальный банк США, называемый FRS (Федеральная резервная система), состоящий из 12 штатных центральных банков. Основные задачи Национального банка состоят в проведении политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечении устойчивой покупательной способности денежной еди­ницы, регулировании и контроле деятельности коммерческих банков, хранении зо­лотовалютных резервов.

Регулирование объема и структуры денежной массы в обращении осуществляет­ся Национальным банком путем изменения объема предоставляемых банкам кредит­ных ресурсов, покупки и продажи ценных бумаг и иностранной валюты, именуемых операциями на открытом рынке. Национальный банк устанавливает и изменяет нор­мы обязательных резервов, которые коммерческие банки должны держать в Национальном банке, проводя политику минимально допустимых резервов. Главный банк страны оказывает регулирующее воздействие на банковские процентные ставки по кредитам, устанавливая свою так называемую учетную ставку (ставку рефинансиро­вания), по которой он сам предоставляет кредиты. Учетная ставка оказывает воздей­ствие на ставки процента, по которым выдают кредиты банки второго уровня.

Национальный банк организует расчеты между коммерческими банками через кор­респондентские счета, которые открываются этими банками в Национальном банке.

Национальному банку принадлежит исключительное право выпуска в обращение и изъятияиз обращения денежных знаков. В связи с этим он организует изготовле­ние, перевозку и хранение денежных знаков, создает их резервный фонд и определя­ет порядок замены поврежденных денежных знаков, осуществляет уничтожение ус­таревших денежных знаков, а также устанавливает признаки платежности денег.

Регулирование и контроль за деятельностью коммерческих банков уполномоченный орган осуществляет на всех этапах их деятельности, начиная от лицензирования и за­канчивая лишением того или иного коммерческого банка лицензии на банковскую деятельность.

В целях обеспечения устойчивой работы коммерческих банков и зашиты интере­сов кредиторов уполномоченный орган устанавливает ряд обязательных нормативов дея­тельности коммерческих банков. В число таких нормативов входят минимальный размер уставного капитала, предельное соотношение между размером собственных средств и суммой активов этих банков, показатель ликвидности баланса, размер обя­зательных минимальных резервов, которые размещаются коммерческими банками в Национальном банке, а также предельно допустимые размеры риска на одного заем­щика. Коммерческие банки обязаны предоставлять финансовые отчеты и финансо­вые документы Национальному банку.

Национальный банк Казахстана проводит следующие операции в национальной валюте:

1) предоставляет кредиты владельцам банковских счетов, открытых в НБ РК на срок не более одного года под обеспечение высоколиквидными, банковскими ценными бумагами и другими активами;

2) переучитывает коммерческие векселя первоклассных эмитентов векселей со сроками погашения не более одного года;

3) покупает и продает государственные ценные бумаги;

4) покупает и продает депозитные сертификаты, долговые ценные бумаги, которые НБ РК считает пригодными для обеспечения кредитов;

5) принимает депозиты, осуществляет платежи и переводы денег, принимает на хранение и управление ценные бумаги и иные ценности;

6) осуществляет операции с производными финансовыми инструментами;

7) при необходимости открывает счета в Банках и финансовых организациях на территории РК и выдает векселя;

8) выписывает чеки и выдает векселя;

9) Осуществляет другие банковские операции, а также сделки от своего имени в соответствии со своими задачами, если это прямо не запрещено законодательнтсовм.

Все эти операции соответствуют деятельности Национального банка как эмиссионного, кредитного и расчетного центра страны.

Национальный банк по согласованию с Министерством финансов определяет по­рядок создания страховых и резервных фондов, которые формируются за счет при­были банков. Такие страховые и резервные фонды предназначаются для покрытия возможных убытков коммерческих банков.

Являясь «банком банков» и организатором всей кредитной системы в стране, Национальный банк имеет право при обнаружении нарушений коммер­ческими банками установленных нормативов их деятельности применять соответст­вующие меры воздействия.

Национальный банк должен строить свою работу таким образом, чтобы было обес­печено проведение единой политики государства в области денежного обращения, кредита, расчетов. И для этого требуется четкая организация его работы.

Руководящими органами банка является Совет директоров и Правление банка. Совет директоров рассматривает директивы государственной кредитно-денежной политики, принимает решения по введению ограничений на объем кредитования со стороны коммерческих банков, устанавливает размер процентных ставок за кредиты, предоставляемые этим банкам, определяет генеральную линию ведения дел и управления банком. Правление может принимать к рассмотрению любой вопрос деятельности банка как по собственному усмотрению, так и по предложению совета директоров. Правление Национального банка состоит, из Председателя, его заместителей, членов Правления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: