Дополнительные показатели

Эффективность использования оборотных средств также характеризуется коэффициентом оборачиваемости оборотных средств. Чем выше оборачиваемость оборотных средств, тем надежнее заемщик.

1) Расчет коэффициента оборачиваемости оборотных средств.

выручка от реализации продукции Среднеарифметическая сумма оборотных средств за год


Коэф-т об-ти об-х средств =

2) Анализ доходности.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями: прибыль, уровень валовых доходов, рентабельность и др.

Расчет показателей рентабельности предприятия.

1. Норма валовой прибыли = балансовая прибыль

выручка от реализации - НДС

2. Норма прибыли = балансовая прибыль

затраты на производство

Коэф-т рентабельности основной деятельности =

выручка от реализации – НД С

Затраты производства

Коэф-т рентабельности собственного капитала =

___ _чистая прибыль _____________

Средняя величина собственного капитала

Приведенные выше дополнительные указатели не имеют нормативных значений, зависят от множества факторов и существенно варьируют по предприятиям различного профиля, размера, структуры, активов и источников средств. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна – сколько тенге прибыли приходится на один тенге авансированного (собственного) капитала.

При оценки кредитоспособности принимают во внимание такие факторы, как

7) Анализ состояния финансово- хозяйственной деятельности клиентов в динамике

8) Текущая способность заемщика обеспечить достаточный надежный поток для выполнения обязательств перед банком по погашению основного долга и начисленного вознаграждения

9) Достаточность собственного капитала и возможность его исполнения в проекте на который запрашивается кредит

10) Состояние конъюктуры рынка заемщика и перспективы развития его отрасли

11) Стабильность моральной и деловой репутации с точки зрения возможности его бизнеса, маркетинга и управления

12) Наличие ликвидного залогового имущества, либо финансовых ликвидных инструментов(гарантий, страховых полисов, акции, облигации)

На степень кредитного риска влияют также факторы, определяющие качество работы самого банка:

1) Наличие инструктивных и методологических документов, регулирующих кредитные операции банка

2) Наличие четкой процедуры рассмотрения и выдачи ссуды

3) Четкие требования к оформлению кредитной документации

4) Система мониторинга и эффективный контроль за обоснованностью выдачи кредита и реальностью источников его погашения

5) Хорошая постановка аналитической работы и наличие достоверной информации о заемщиках

6) Высокий профессиональный уровень работников банка, участвующих в кредитном процессе и строгое соблюдение ими действующей кредитной политики, ее положений и процедур

7) Предотвращение потенциальных фактов мошеничества и коррупции со стороны недобросовестных работников банка

Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента. В практике банков США применяются «Правила 6 Си»:

1. Характер заемщика. Кредитный инспектор должен быть убежден к том, что клиент может достаточно точно указать цель получения кредита, и имеет серьезное намерение погасить его. Если у инспектора нет должной уверенности относительно цели испрашиваемого кредита, то она должна быть уточнена. Даже в этом случае кредитному инспектору надлежит установить: ответственно ли клиент относится к заемным средствам, дает ли правдивые ответы на вопросы банка и приложит ли все усилия для выплаты задолженности по кредиту. Ответственность, правдивость и серьезность намерений клиента погасить всю задолженность составляют то, что кредитный инспектор называет характером заемщика.

Если у кредитного инспектора после изучения документов, представленных заемщиком, и бесед с ним возникли сомнения относительно надежности клиента, его желания и способности погасить кредит, то клиенту следует отказать в кредитовании. В противном случае банк наверняка будет иметь дело с проблемным кредитом, погашение которого вызывает серьезные сомнения.

Кредитный инспектор должен быть уверен в том, что клиент, испрашивающий кредит, имеет юридическое право подавать кредитную заявку и подписывать кредитный договор. Данная характеристика клиента известна как его способность заимствовать кредитные средства. Например, в большинстве штатов США и регионов Росси несовершеннолетние (т.е. лица не достигшие 18 или 21 года) не имеют право отвечать по кредитному договору. Банк сталкивается с трудностью взыскания такого кредита. Кредитный инспектор должен быть уверен в том, что руководитель или представитель компании (банка), обращающийся за кредитом имеет соответствующие полномочия, предоставленые ему учредителями или советом директоров, на проведение переговоров и подписание кредитного договора от имени компании (банка) для того, что бы определить, какие лица уполномочены на подписание кредитного договора. Взыскание по суду средств, по кредитному договору, подписанному не уполномоченными на то лицами, может оказаться невозможным, и банк понесет значительные потери.

3. Денежные средства. Ключевой момент любой кредитной заявки состоит в определение возможностей заемщика погасить кредит. В целом заемщик имеет только три источника погашения полученных им кредитов:

а) потоки наличности;

б) продажа или ликвидация активов;

в) привлечение финансов;

Любой из указанных источников может обеспечить остаточную сумму средств для погашения кредита. Однако банкиры предпочитают выбирать в качестве основного источника погашения кредита заемщиком поток поступающей к нему наличности, поскольку продажа активов может ухудшить баланс заемщика, а его дополнительные заимствования могут ослабить позиции банка как кредитора. Недостаточность потока наличности является важным показателем ухудшения финансового состояния фирмы и взаимоотношений с кредиторами.

Одним из преимуществ данной формулы является то, что с ее помощью кредитный инспектор банка может определить те стороны деятельности клиента, которые отражают квалификацию и опыт работы его менеджеров, а так же состояние рынка, в условиях которого работает клиент. Заемщик, который «держится на плаву» благодаря преимущественному использованию коммерческого кредита (кредиторской задолженности), станет для банка проблемным клиентом. Большинство банков будут испытывать сомнения относительно целесообразности предоставления ему кредита.

4. Обеспечение. При оценке обеспечения по кредитной заявке, кредитный инспектор должен получить ответ на вопрос: располагает ли заемщик достаточным капиталом или качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту? Кредитный инспектор обращает особое внимание на такие характеристики, как: срок службы, состояние и структура активов заемщика. Если активы заемщика - это устаревшее оборудование и технология, то их ценность в качестве кредитного обеспечения не велика, поскольку подобные активы будет трудно превратить в наличные средства в случае недостаточности доходов заемщика для погашения задолженности по кредиту.

5. Условие. Кредитный инспектор должен знать, как идут дела у заемщика или положение, складывающееся в соответствующей отрасли, а также то, как изменение экономических и других условий может повлиять на процесс погашения кредита. По документам кредит может показаться надежным с точки зрения обеспечения, но степень его надежности может понизиться в результате сокращения объемов продаж или дохода в условиях экономического спада или роста процентных ставок, вызванного инфляцией. Для оценки состояния отрасли и экономических условий большинство банков создают информационные центры с базой данных, собирают различные информационные материалы и итоговые документы о научных исследованиях по отраслям, в которых действуют их основные заемщики.

6. Контроль. Последним фактором оценки кредитоспособности заемщика выступает контроль, который сводится к получению ответов на такие вопросы, как: насколько изменение законодательства, правовой, экономической и политической обстановки может негативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность.

Схема показателей, называемая «Правила шести Си» и применяемая банками США, один из многих подходов оценки кредитоспособности и надежности заемщика. Банки стран с развитой рыночной экономикой применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а так же может основываться как на сальдовых, так и на оборотных показателях отчетности клиента.

Кредитная история клиента обычнопредставляет собой большое количество информации о характере клиента, искренности его намерений и чувстве ответственности при использовании банковского кредита. Если заявитель уже получал ранее кредиты в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях. Также кредитный работник свяжется с другими кредиторами, которые кредитовали данного клиента раньше, для того, чтобы узнать об их опыте общения с ними: придерживался ли клиент условий договора и поддерживал ли он достаточные остатки на счетах для гашения ссуды. В развитых странах широкое развитие получила сеть кредитных бюро, которые накапливают информацию о клиентах банков. Информация по клиентам предоставляются в коммерческие банки с подробным изложением финансового состояния, занимаемое положение предприятия или фирмы в отрасли, степень развития отрасли в экономике страны и т.д. В Казахстане тоже имеется кредитное бюро, но его развитие в части предоставления информации по тому или иному клиенту желает лучшего, это связано с тем что до сих пор все фирмы и даже банки считают всю информацию коммерческой тайной и неохотно или недостаточно предоставляют данные в кредитное бюро.

Косвенным показателемразмера и стабильности дохода служат данные о среднедневном остатке на расчетном, депозитном счетах клиента. Поддержание значительных остатков на расчетных счетах в банках свидетельствует о надежности финансового положения клиента.

24. Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческого банка.

Одной из наиболее важных задач управления любым банком является обеспечение соответствующего уровня ликвидности. Банк считается ликвидным, если он имеет доступ к средствам, которые могут быть привлечены по разумной цене и именно в тот момент, когда они необходимы. Это означает, что банк либо располагает необходимой суммой ликвидных средств, либо может быстро их получить с помощью займов или продажи активов. Особую актуальность вопросам регулирования ликвидности банка придал разразившийся мировой финансовый кризис. Многие казахстанские банки, демонстрировавшие динамичный рост, не смогли решить проблему ликвидности в сильно переменчивой финансовой среде и сейчас находятся в сложной ситуации.

Недостаточный уровень ликвидности часто является первым признаком наличия у банка серьезных финансовых затруднений. В такой ситуации он обычно начинает терять депозиты, что уменьшает его наличные средства и заставляет избавляться от наиболее ликвидных ценных бумаг. Другие банки с большой неохотой предоставляют банку, находящемуся на грани банкротства, займы без дополнительного залога или предлагают их по более высокой процентной ставке, что еще более сокращает доходы банка, испытывающего финансовые трудности.

Потребности банка в ликвидных средствах могут быть рассмотрены с точки зрения спроса и предложения. Для большинства банков наибольший спрос на ликвидные средства возникает по двум причинам:

1) из-за снятия клиентами денег со своих счетов;

2) в связи с поступлением заявок на получение кредитов от клиентов, которые банк решает принять (это или заявки на получение новых кредитов, или возобновление истекающих договоров о ссудах, или предоставление средств по существующим кредитным линиям).

Еще одной причиной возникновения спроса на ликвидные средства является погашение задолженности по займам банка, которые он мог получить от других банков или НБРК. Уплата налогов, операционные расходы и выплата денежных дивидендов держателям акций банка также увеличивает спрос на быстрореализуемые денежные средства.

Для удовлетворения спроса на ликвидные средства банк может привлечь некоторые из потенциальных источников предложения. Как правило, наиболее важными поступлениями являются поступления вкладов от клиентов, средства на новых счетах и поступления на уже существующие счета. Еще одним важным источником предложения ликвидных средств является погашение клиентами взятых ссуд, что дает дополнительные возможности для удовлетворения новых потребностей в ликвидных средствах подобно продаже активов банка, в частности, хорошо реализуемых ценных бумаг из портфеля инвестиций. Ликвидные средства также поступают в виде доходов от предоставления недепозитных услуг (консультирование, операционное обслуживание и др.).

Источники возникновения проблем ликвидности. Банки заимствуют крупные суммы краткосрочных депозитов и резервов у граждан, предприятий и других кредитных учреждений, затем пускают их в оборот и предоставляют долгосрочные кредиты своим клиентам. Так что большинство банков имеют некоторое несоответствие между сроками погашения по своим активам и сроками погашения по основным обязательствам. Проблема, возникающая в случае несовпадения сроков, состоит в том, что банки имеют необычно высокую долю обязательств, требующую немедленного выполнения, таких, как вклады до востребования, текущие счета и займы денежного рынка. Таким образом, банки всегда должны быть готовы удовлетворить безотлагательный спрос на денежные средства, который может быть весьма значительным в отдельные моменты времени.

Другим источником потенциальных проблем ликвидности является чувствительность банков к изменениям процентных ставок. Когда происходит рост процентных ставок, некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей в других местах. Многие клиенты, взявшие ссуды, могут приостановить подачу заявок на новые кредиты или ускорить использование кредитных линий, еще имеющих низкие процентные ставки. Таким образом, изменение процентных ставок отражается на спросе клиентов и на депозиты, и на кредиты, что оказывает сильное влияние на уровень ликвидности банка. Более того, изменение процентных ставок влияет на рыночную стоимость активов, продажа которых может потребоваться банку для получения дополнительных ликвидных средств, и оказывает непосредственное влияние на стоимость займов на денежном рынке.

Вне зависимости от этих факторов удовлетворение спроса на ликвидные средства должно быть для банка высокоприоритетным. Неудачи в этой области могут серьезно подорвать доверие к нему клиентов.

Политика ликвидности имеет дело с решением дилеммы ликвидность — рентабельность. Поэтому перед банком встает задача максимизации доходности своих операций при наличии данного ограничения, причем присутствует четко выраженный фактор неопределенности, так как руководство банка не может с уверенностью предсказать, когда и в каком масштабе возникнет проблема ликвидности. А когда она возникнет, можно только предпринять меры на основе заранее созданного задела — резервов, особой структуры активов и пассивов или наработанных операций.

Практика выработала ряд методов управления ликвидностью. Они основаны на управлении активами, пассивами или и теми и другими одновременно. По сравнению с другими, каждый из методов управления ликвидностью имеет как свои преимущества, так и недостатки. Экономическая целесообразность применения того или иного метода управления ликвидностью обусловлена характеристиками банковского портфеля, особенностями банковских операций, средой, в которой действует банк. Так, когда банк использует принципиально различные источники привлечения средств, задача управления ликвидностью усложняется. Тогда может быть целесообразным применение метода конверсии фондов, подразумевающего как управление активами, так и управление пассивами. Напротив, когда ресурсная база банка достаточно однородна, а возможности использования операций на денежном рынке ограничены, целесообразным может оказаться менее сложный метод фондового пула.

Наиболее старый способ обеспечения потребностей банка в ликвидных средствах известен как управление ликвидностью через управление активами. В чистом виде эта стратегия требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных активов — главным образом денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. Когда возникает потребность в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства. Эту стратегию управления ликвидность часто называют трансформацией активов, поскольку ликвидные средства поступают за счет превращения неденежных активов в наличные средства.

Многие банки в качестве источника ликвидных средств все чаще стали использовать займы на денежном рынке. Это стратегия заемной ликвидности, часто называемая управлением покупной ликвидностью или управлением пассивами, в чистом виде предполагает заем быстрореализуемых средств в количестве, достаточном для покрытия всего ожидаемого спроса на ликвидные средства. Однако к займам прибегают только тогда, когда возникает такая необходимость, чтобы избежать накопления слишком большого объема незадействованных ликвидных средств в активах. Если спрос на ликвидные средства превышает его первоначально ожидаемый уровень, банк будет просто поднимать предлагаемую им ставку, до тех пор, пока не получит необходимую сумму быстрореализуемых средств. Заем ликвидных средств является наиболее рисковым способом решения банком проблем ликвидности из-за изменчивости процентных ставок денежного рынка и доступности кредита.

Метод фондового пула. На практике был выработан ряд подходов к контролю и управлению риском ликвидности или, другими словами, управлению способностью банка приобретать денежные средства в наличной и безналичной форме быстро и по разумной цене для выполнения своих текущих обязательств. Управление ликвидностью можно осуществлять сравнением степени ликвидности активов и постоянства пассивов или, иначе, методом управления фондами. Указанный метод состоит в сопоставлении общей потребности в ликвидности и всех имеющихся у банка источников ее покрытия. Для этого применяются показатели оценки ликвидности баланса.

Суть данного метода заключается в том, что все банковские средства, полученные из различных источников, рассматриваются как единый пул средств, имеющихся у банка. Тогда задача заключается в том, чтобы создать первичные и вторичные резервы для обеспечения ликвидности. Первичные резервы состоят из абсолютно-ликвидных активов — кассы и остатков на корреспондентских счетах. В состав вторичных резервов входят высоколиквидные активы, которые можно быстро реализовать и которые имеют большую оборачиваемость. Они могут формироваться из банковских акцептов, векселей и, в некоторой степени, облигаций первоклассных эмитентов. В условиях, когда занятие длинной валютной позиции обеспечивает доход в течение достаточно длительных периодов времени, дополнительные резервы высоколиквидных видов иностранной валюты могут рассматриваться как вторичные резервы. Резервы денежных средств нужны для ежедневных операций банка, но их определенный излишек обеспечивает первый рубеж защиты на случай возникновения проблемы ликвидности. Первичные резервы относятся к недоходным активам, вторичные резервы уже обеспечивают определенный доход банку.

Измерение движения денежных средств. Другой подход к измерению ликвидности состоит в отслеживании динамики изменения объема потребности в ликвидности и источников ее удовлетворения. В качестве примера достоверного возрастания потребности в ликвидности можно привести договора об открытии кредитных линий. Напротив, если один из крупных вкладчиков заранее уведомил об изъятии через оговоренный срок крупного срочного депозита, мы достоверно можем говорить о сокращении в известный момент в будущем источников ликвидных ресурсов.

Метод конверсии фондов. Когда банк использует принципиально различные источники привлечения средств, задача управления ликвидностью усложняется. Тогда может стать обоснованным метод конверсии фондов. Его суть заключается в том, что средства, мобилизованные из различных источников, используются по-разному. Другими словами, средства увязываются по источникам и направлениям использования. Например, средства на счетах до востребования отличаются более высокими резервными требованиями и быстрым оборотом, а характеристики средств, привлеченных в срочные вклады совсем иные. При применении метода конверсии фондов необходимо:

1) распределить все средства по источникам формирования в зависимости от оборота по счетам и резервных требований;

2) распределить средства из каждого источника на финансирование соответствующих активов.

Таким образом, дилемма «риск — доходы» решается отдельно для каждого источника средств, как будто это отдельный банк; отсюда другое название этого метода — метод минибанка.

Метод управления резервной позицией является методом с большими преимуществами и большими недостатками. Его содержание заключается в следующем: определяем резервную позицию, т.е. не формируем заранее вторичные резервы, а лишь прогнозируем количество фондов, которое мы можем купить на денежном рынке и тем самым профинансировать возможный отток денежных средств. В первую очередь, речь идет о привлечении средств на межбанковском рынке и заимствовании у НБРК.

Преимущества метода очевидны:

1) сокращается доля низкодоходных и недоходных активов;

2) в случае изъятия депозитов валюта баланса банка не уменьшается или уменьшается в меньшей степени, потому что вторичные резервы не ликвидируются, а напротив, банк привлекает дополнительные средства.

Но при использовании данного метода риск ликвидности замещается другими видами риска:

1) риском изменения процентных ставок;

2) риском доступности фондов (который определяется, в первую очередь, емкостью межбанковского рынка).

Метод управления кредитной позицией заключается в определении особой кредитной позиции — того объема денежных средств, которые банк получит в краткосрочном периоде, если не будет возобновлять краткосрочные кредиты. При этом подходе к управлению ликвидностью также присутствует фактор риска доступности фондов и, как и в предыдущем варианте, его актуальность будет возрастать по мере развития денежного рынка.

Ключевое слово при использовании метода активного управления портфелем — секьюритизация. Этот термин происходит от англ. securities — ценные бумаги — и означает обращение банковских активов в ценные бумаги. При секьюритизации активов размещение кредитных ресурсов осуществляется не только посредством заключения кредитного договора, но и путем использования векселей (при краткосрочном кредитовании) и облигаций (при долгосрочном). Близкий к секьюритизации альтернативный путь — применение права переуступки, например переуступки кредита. Таким образом, секьюритизация в широком смысле слова означает не только превращение кредитов в ценные бумаги, но и любой перевод их в такую форму, когда их можно реализовать третьим лицам на рынке.

Таким образом, под ликвидностью понимается способность банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме с учетом не только кредитных, но и кассовых возможностей коммерческих банков.

Практика выработала ряд методов управления ликвидностью. Они основаны на управлении активами, пассивами или и теми и другими одновременно. По сравнению с другими, каждый из методов управления ликвидностью имеет как свои преимущества, так и недостатки.

25. Банковский маркетинг.

Банковский маркетинг (далее - БМ) - это вид деятельно­сти, направленный на поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных по­требностей клиентуры.

Целью любого банка являются постоянный рост получаемой прибыли, привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка. На сегодняшний день каждый руководитель и каждый специалист банка должны быть экспер­тами по маркетингу. Весь персонал банка должен стать продав­цом финансовых услуг.

Маркетинг в банковской сфере направлен на изучение рын­ка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банк, изменений в его деятельности, а также на обес­печение условий, способствующих привлечению новых клиен­тов, расширению сферы банковских услуг, заинтересованных во вложении своих средств на счета клиентов данного банка.

В банковской сфере все более предпочтительным становит­ся интегрированный маркетинг, направленный не только на расширение круга вкладчиков, но и на постоянное улучшение качества их обслуживания.

Специфика маркетинга в банковской сфере заключается в том, что коммерческие банки заинтересованы не только в при­влечении вкладов, но и в активном использовании привлечен­ных средств с помощью кредитования различных предприятий и населения. Это обуславливает необходимость комплексного раз­вития маркетинга как в сфере отношений коммерческих банков с вкладчиками, так и в сфере кредитных вложений. Цели марке­тинга в этих двух сферах различны: в первой - привлечь клиен­тов в качестве вкладчиков в банк, а во второй - направить кре­дитные ресурсы в отрасли, использующие эти ресурсы с наи­большим эффектом для банка.

В конечном же счете БМ направляется на осуществление единой цели - на рациональное использование доходов и вре­менно высвобождающихся денежных средств в хозяйстве.

Сегодня маркетинг - это стратегия и философия банка, тре­бующая тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа, активной работы всех подразделений банка от руково­дителей до низовых звеньев.

Необходима первоочередная ориентация банка не на свой продукт, а на реальные потребности клиентов. Поэтому требу­ются детальное изучение рынка, анализ изменяющихся вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг. По отношению к каждому клиенту надо определить конкретные формы финансо­вого обслуживания, показать выгодность каждой сделки.

Общие принципы, на которых основана маркетинговая деятельность банка, таковы:

1. Достижение конкретных рыночных целей - движущий мотив труда всех банковских работников.

2. Маркетинг - это система, функционирование которой должно быть комплексным (планирование, анализ, регулирова­ние и контроль).

3. Планирование маркетинга должно осуществляться как на текущий период, так и на перспективу, причем во взаимосвязи.

4. Основой практического воплощения маркетинга является постоянный контроль за принимаемыми маркетинговыми реше­ниями.

5. Успешный маркетинг ориентируется на постоянное по­вышение квалификации и стимулирование инициативы и актив­ности каждого работника.

6. Успешный маркетинг возможен только в условиях слажен­ного коллектива с благоприятным психологическим климатом.

Главными целями банковского маркетинга являются:

1. Формирование и стимулирование спроса.

2. Обоснованность планов работы и принимаемых решений.

3. Расширение объемов предоставляемых услуг.

4. Максимизация доходов банка и расширение рыночной доли.

В условиях возрастания роли социального фактора все бо­лее популярной становится трактовка маркетинга как сочетания конкретных технических приемов с проведением целенаправ­ленной социальной политики и внедрением нового мышления банковского работника.

В основе нового подхода лежит принцип «все для клиента». Банк полностью отвечает за получение клиентом оговоренной прибыли. Среди приоритетов: в первую очередь - прибыль кли­ента, а затем - интересы банка. Ориентация на клиента - глав­ный фактор, приводящий к успеху.

Основные задачи маркетинга в банке:

1. Обеспечение рентабельной работы банка в условиях по­стоянных изменений на финансовом рынке.

2. Обеспечение ликвидности банка как важнейшего условия сотрудничества с кредиторами и вкладчиками и создания поло­жительного имиджа банка.

3. Формирование устойчивых отношений с клиентами через наилучшее удовлетворение запросов клиентов по объему, струк­туре и качеству услуг.

4. Решение коммерческих, организационных и социальных проблем банка в их комплексе, во взаимосвязи.

Успешное решение этих задач должно привести к достижению высоких показателей социально-экономического развития банка.

Основные элементы организации маркетинговой деятельности:

1. Оперативное и достоверное выявление существующего и потенциального спроса покупателя на товары и услуги посред­ством комплексного изучения состояния рынка и перспектив его развития.

2. Эффективная организация научно-исследовательской дея­тельности по созданию новых образцов и моделей продукции, а также гибкая организация производства соответствующих услуг, удовлетворяющих большинству запросов потребителей.

3. Координация и планирование производства и финансиро­вания.

4. Создание и совершенствование рациональной системы сбы­та и распределения продукции.

5. Последовательное регулирование и корректирование в соот­ветствии с изменяющимися обстоятельствами всей деятельности в рамках мероприятий по расширению сбыта.

При всем разнообразии мероприятий и составных элемен­тов маркетинга существует несколько его видов. Приемы банковского маркетинга:

• общение с клиентом;

• обеспечение рентабельной деятельности и дивидендов акционерам;

• создание преимуществ для клиента при пользовании ус­лугами данного банка по сравнению с продуктами дру­гих кредитных и небанковских учреждений;

• материальная заинтересованность работников банка в продаже услуг.

В рамках общения с клиентами БМ подразделяется на ак­тивный и пассивный.

Активный банковский маркетинг включает в себя:

прямой маркетинг, т.е. активную рекламу, использую­щую почту, телефон и телевидение,

• опрос широких групп населения, в том числе опрос на улице;

• личное общение с потенциальным клиентом, изучение его потребностей, в том числе в процессе банковской работы;

• создание «фокус-групп», которые представляют собой своего рода дискуссионные клубы, организованные бан­ком для обсуждения отдельных маркетинговых проблем.

Пассивный маркетинг - публикация в прессе материалов о деятельности и положении банка, выгодах от его услуг. Банк, желающий прочно закрепиться на рынке, очевидно должен ис­пользовать оба эти способа маркетинга.

Особое внимание в современной банковской практике уде­ляется прямому маркетингу. Главная цель программ прямого маркетинга — это не только предоставление перспективному клиенту полной информации об услугах, но и побуждение его действовать без промедлений.

При проведении прямого маркетинга главное внимание уделяется персональному обслуживанию клиента. Данный спо­соб маркетинга нацелен на создание новых потребностей у уже имеющейся клиентуры, поскольку адреса объектов прямого маркетинга для отправки буклетов и другой рекламной инфор­мации, включения сообщений в телепрограммы составляются на основе картотеки банка.

Более подробно следует остановиться на «фокус-группах». Последние являются важным фактором развития методов марке­тинга, основанных на личном контакте с клиентами. Банки всегда стремятся создать благоприятный имидж у публики. «Фокус-группы» нацелены на выяснение пожеланий клиентов и прово­дятся по определенной проблематике.

Их наименование вытекает из того, что внимание группы концентрируется, фокусируется на одной теме. «Фокус-группа» формируется из 8—10 клиентов банка. В случае сложности обсу­ждаемой проблемы в группу подключается эксперт банка. Руко­водит дискуссией арбитр, который по специальности может быть психологом, исследователем в области маркетинга.

Арбитр представляет группе исходный материал для обсу­ждения, который включает в себя деловой план по новому про­дукту банковской деятельности, результаты исследований по интересующей теме. «Фокус-группы» могут обсуждать, напри­мер, проблемы определения рыночного спроса на новый вид услуг, методы его изучения, целесообразность предложения но­вого продукта, условия его продвижения на рынке, способы рек­ламирования, отношение к нему клиентуры и т.д. Результатом дискуссии по обсуждению проблемы является прогноз ее реше­ния. Материалом для специалистов по маркетингу для дальней­шей работы служат магнитофонные и видеозаписи дискуссии.

На выяснение мнения общества о работе банка нацелены также «ревизии имиджа» или оценка его облака в глазах потре­бителя. Ревизия проводится в виде опроса как у широкой публи­ки, так и сегментарно. Берутся краткие интервью на улице. Главной целью «ревизии имиджа» является выявление оправ­данности расходов на рекламу.

Коммерческие банки все активнее разрабатывают новые мето­ды продвижения своей продукции на рынки. Оценка успешности проведения программы по созданию благоприятных условий для продажи включает в себя ряд общих показателей. Прежде всего, это наличие в банке «центров прибыли», включающих в себя со­трудников самостоятельного подразделения банка. Каждый такой центр разрабатывает собственную программу по развитию продаж. Маркетинговая оценка завершает проделанную работу.

Составные части БМ:

1. Сбор информации, необходимой для познания рынка;

2. Изучение товара и определение его цены (товар - цена);

3. Организация сбыта услуг.

Целью сбора информации является определение реального (освоенного) и потенциального рынка данного коммерческого банка, изучение его потребностей и ожиданий. Для характери­стики рынка определяется общая доля, принадлежащая банку, в том числе доля рынка займов и депозитов и доля рынков от­дельных видов услуг, сравнивается рынок данного коммерче­ского банка с рынком других конкурирующих кредитных учре­ждений однородного типа. Большое значение для детального изучения рынка имеет его сегментация.

Для изучения рынка банковских услуг и их потенциальных потребителей банки используют традиционные приемы про­мышленного маркетинга, такие как типологизация и сегментация.

Типологизация предполагает выявление групп потребите­лей по социологическим характеристикам, а также социально-экономическим и демографическим факторам. В качестве инст­рументов типологизации используют анализ дифференцирован­ного баланса доходов и потребления и панельное обследование.

Рыночная сегментация предполагает деление рынка на отдельные участки, характеризующиеся как спецификой спроса потребителей, так и спецификой предложения.

Цель сегментации - определить отношение отдельных групп потребителей к конкретному виду услуг. Благодаря разделению рынка на сегменты банки получают возможность регулировать предложение услуг в соответствии с потребителями имеющихся и потенциальных рынков и разрабатывать долговременную ры­ночную стратегию.

Сегментацию рынка банки могут производить по двум принципам:

• продуктовому (рынок кредитных услуг, рынок операци­онных услуг, рынок инвестиционных услуг, рынок траст-услуг);

клиентскому (владельцы недвижимости, корпорации, правительственный рынок, клиенты траст-отделов). Смысл выделения отдельных сегментов рынка состоит в том, чтобы не распылять усилия банка на весь рынок, а ориен­тироваться на определенный сегмент.

Сегментом рынка обычно называют группу клиентов, предъ­являющих спрос на однотипные услуги и готовых их оплатить. Сегментируя рынки, банки должны исходить из следующих пред­посылок:

• сегменты рынка должны быть достаточно четко очер­ченными;

• собранная о различных сегментах информация должна быть достаточной для их анализа и оценки;

• выбранные сегменты должны быть в состоянии прино­сить банку ощутимую прибыль;

• на отобранных сегментах у банка существуют каналы продвижения услуг, доступная реклама и т.п.

Сегментация рынка - сложный и трудоемкий процесс, требующий большого опыта знаний и практики продажи бан­ковских услуг. Цель сегментации - не просто выделение каких-то групп потребителей на определенном рынке, а поиск таких потребителей и пользователей, которые предъявляют или могут предъявить существенно различные требования к данному виду банковских услуг.

Сегментация рынка не должна сводиться к обычному логи­ческому и статистическому анализу групп потребителей, не приносящему практических результатов в деле продвижения банковских услуг.

Сегментация - не разовый, а постоянный процесс, поскольку меняется обстановка на рынке, изменяются потребности и при­вычки потребителей, сменяется и сам набор банковских услуг.

Маркетологи обычно выделяют несколько признаков, по которым можно проводить сегментацию.

В основе сегментации рынка лежат характер банковских ус­луг (кредитные, операционные, инвестиционные, прочие), клиен­турный признак (юридические и физические лица, корпорации, банки-корреспонденты, правительство).

Используются также географическая, демографическая, психокультурная и поведенческая сегментации.

При сегментации рынка предприятий учитывается размер предприятия, сфера деятельности, число работающих, уровень руководителя, характер спроса (первичный или вторичный).

В качестве единиц географической сегментации могут вы­ступать страны, большие географические участки, экономиче­ские районы, административные единицы, страны, города и микрорайоны городов. Банк изучает, прежде всего, ближайший рынок. Географическая сегментация применяется при изучении рынка предприятий и физических лиц.

Демографическая сегментация связана с рынком физиче­ских лиц. Эта сегментация основывается на социально-профес­сиональном делении населения (на земледельцев, рабочих, слу­жащих, лиц свободных профессий, врачей, архитекторов, юри­стов и другие лица, имеющих индивидуальную практику, руководителей высшего и среднего звена, обслуживающий персо­нал), возрастном, по полу, семейному положению, размеру се­мьи, доходу, уровню образования. Банк выделяет интересующие его группы населения и работает с ними для максимального привлечения вкладов, наилучшего размещения кредитов и т.д.

Демографическая сегментация имеет большое значение при развитом рынке ценных бумаг, так как в этих условиях основ­ным вкладчиком коммерческого банка является население.

Психокультурная сегментация учитывает поведение физи­ческого лица в отношении определенной услуги, предлагаемой банком. Оно зависит как от социального положения, так и от отдельных особенностей личности. При этом стабильные при­знаки объединяют различные социальные группы населения.

Поведенческая сегментация проводится на основе изучения досье клиента банка - состояния счета и операций, проходящих через банк. Население по поведению классифицируется фран­цузскими банкирами следующим образом:

1. Люди, живущие сегодняшним днем.

2. Авантюристы.

3. Пользователи, т.е. реалисты, пассивные в своем поведении, но относящиеся с уважением к материальными ценностям.

4. Те, кто стремятся быть в центре событий.

На основе изучения информации о рынке коммерческий банк разрабатывает свою стратегию, которая может быть различных типов:

- продажа освоенных услуг своим старым клиентам;

- стратегия проникновения (продажа прежних услуг но­вым клиентам на старом рынке);

- стратегия развития (продажа старых услуг на новом рынке);

- стратегия сбыта новых услуг (продажа новых услуг на старом освоенном рынке),

- стратегия диверсификации (продажа новых услуг на но­вом рынке). Этот тип стратегии является самым риско­вым для банка.

Вторичная составная часть БМ (изучение товара и опреде­ление его цены (товар - цена)) предполагает изучение характера

продаваемых услуг и их цены. Для определения цены надо знать закономерности её формирования на рынке, которые имеют свои особенности в зависимости от вида банковских услуг.

Третий раздел маркетинга (организация сбыта услуг) ориен­тирует банк на изучение условий сбыта услуг. К их числу отно­сятся правильное решение о размещении отделений и филиалов банка, выбор типа кредитного учреждения, внутреннее устрой­ство банка, обязанности персонала и т. д.

26. Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков.

Внешнеэкономическая деятельность является одной из основных форм экономических связей РК с иностранными государствами. Крупные банки предлагают ряд услуг клиентам-участникам внешнеэкономической деятельности и сами становятся важным связующим звеном в международной торговле. Как правило, банки создают специализированные отделы по внешним связям. Существуют специализированные банки.

Для осуществления внешнеэкономической деятельности банки:

- Заключают договора о корреспондентскихотношениях с банками за рубежом и открываюткорреспондентские счета;

- Открывают филиалы и отделения за рубежом;

- Приобретают доли собственности в зарубежных банках;

- Открывают факторинговые, лизинговые и т.п. компании;

Цели внешнеэкономической деятельности банков:

- Предоставить максимум услуг клиентам- экспортерам/импортерам;

- Снизить риски международных сделок;

- Обеспечить банку валютный доход.

Эти цели реализуются путем применения различных методов и инструментов, которые согласовываются экспортером и импортером во время заключения торгового контракта.

Происходят изменения и в законодательстве о банках, в т.ч. в направлении расширения международной деятельности коммерческих банков. При осуществлении международных сделок встает вопрос о валютных операциях как по форме банковского участия в них.

В этой связи возникает необходимость изучения и использования опыта работы иностранных банков на валютных рынках и механизма проведения валютных операций в нем.

Расширяющиеся международные связи, возрастающая интернационализация хозяйственной жизни, вызывает объективную необходимость изучения обмена одних национальных денежных единиц на другие.

Следует учесть, что внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков связана с осуществлением операций при экспорте-импорте товаров, работ и услуг, реэкспорте товаров (экспорт импортных товаров), реимпорте (импорт экспортных товаров), бартерных операциях, компенсационных операциях, комбинированных операциях реализации товаров за иностранную валюту на территории РК, проведение неторговых операций.

Выделим основную цель валютного контроля по экспортно-импортным операциям, обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РК и порядок действия экспортеров на основе паспорта-сделки по каждому заключенному контракту, а также роль государственных таможенных органов в оформлении экспортных товаров.

Кредитно-расчетное обслуживание внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц и другие операций с иностранной валютой осуществляется коммерческими банками на основе лицензии Национального Банка.

Право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке имеют Уполномоченные Банки, во-первых, от своего имени по поручению предприятия и коммерческих банков, во-вторых, от своего имени и за свой счет, соблюдая лимиты открытой валютной позиции.

В регулировании валютных отношений основную роль играет специальное валютное законодательство.

К банковским операциям с иностранной валютой относятся:

- Ведение валютных счетов клиентуры;

- Неторговые операции;

- Установление корреспондентских отношений с казахстанскими уполномоченными и иностранными банками;

- Международные расчеты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;

- Покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

- Привлечение и размещение валютных средств внутри РК;

- Кредитные операции на международных денежных рынках;

- Депозитные и конверсионные операции на международных денежных рынках.

Коммерческие банки могут осуществлять вышеуказанные операции только при наличии соответствующей лицензии Национального банка. Банки, получившие лицензию на валютные операции, называются уполномоченными банками.

Понятие валютные операции включает: Операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; ввоз, пересылка и перевод в Республику Казахстан, а также вывоз, пересылка и перевод из РК валютных ценностей, национальной валюты, ценных бумаг и платежных документов Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

1) операций, одной из сторон которых выступают
Национальный Банк Республики

Казахстан и (или) Министерство финансов Республики Казахстан;

2) операций с валютными ценностями, относимых к банковским операциям и иным операциям, которые вправе осуществлять уполномоченные банки и уполномоченные организации в соответствии с выданной им лицензией и (или) законодательными актами Республики Казахстан;

3) оплаты банковских услуг по проведению валютных операций, а также оплаты неустойки (штрафов, пеней) по договорам, предусматривающим оказание банковских услуг в иностранной валюте;

4) операций, связанных с приобретением, продажей, выплатой вознаграждения и (или) погашением ценных бумаг, выпущенных резидентами в иностранной валюте, и ценных бумаг, выпущенных нерезидентами;

5) платежей и переводов денег по договорам комиссии, связанным с осуществлением экспорта (импорта), при использовании переводных аккредитивов в качестве формы оплаты;

6) передачи векселей, выраженных в иностранной валюте, в качестве исполнения денежных обязательств;

7) расчетов с резидентами, имеющими лицензию на осуществление розничной торговли и предоставление услуг за наличную иностранную валюту, полученную в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан;

8) оплаты расходов, связанных с командированием
работников за пределы Республики Казахстан;

9) безвозмездных переводов денег или безвозмездной передачи валютных ценностей физическими лицами физическим лицам, а также юридическим лицам, уставная деятельность которых направлена на осуществление благотворительной деятельности;

10) внесения банковских вкладов физическими лицами в пользу других физических лиц;

Платежи и переводы денег по валютным операциям резидентов и нерезидентов осуществляется через счета в уполномоченных банках, за исключением: -платежей и переводов денег физических лиц. Платежи и переводы денег по валютным операциям резидентов и нерезидентов осуществляются через счета в уполномоченных банках, за исключением:

- платежей и переводов денег физических лиц, а также платежей и переводов денег в их пользу в национальной валюте на территории Республики Казахстан;

- переводов денег физических лиц, осуществляемых без открытия счета в уполномоченных банках;

- платежей между физическими лицами и юридическими лицами, имеющими лицензию Национального Банка Республики Казахстан на осуществление розничной торговли и предоставление услуг за наличную иностранную валюту;

платежей между физическими лицами и уполномоченными банками или уполномоченными организациями, осуществляемых через их обменные пункты;

выплаты юридическими лицами-резидентами заработной платы работникам-нерезидентам, а также юридическими лицами-нерезидентами заработной платы работникам - резидентам и нерезидентам в иностранной валюте;

- оплаты юридическими лицами расходов, связанных с
командированием работников за пределы Республики
Казахстан, в иностранной валюте;

- платежей между физическими лицами и юридическими
лицами-нерезидентами, осуществляющими свою деятельность под таможенным контролем на таможенной территории Республики Казахстан в аэропортах, портах и пограничных переходах, открытых для международного сообщения;

- платежей между юридическими лицами – резидентами и нерезидентами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Казахстан, в национальной валюте в пределах суммы, установленной законодательством Республики Казахстан о платежах и переводах денег;

- платежей посредством выдачи (передачи) чека, векселя;

- платежей и переводов денег, осуществляемых через счета в иностранных банках, открытые в порядке, установленном законодательством;

- переводов денег со счетов нерезидентов в иностранных банках, осуществляемых ими в счет исполнения обязательств резидента, в случаях, предусмотренных нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан.

Наличная иностранная валюта, полученная юридическими лицами-резидентами и нерезидентами при проведении валютных операций на территории Республики

Казахстан, подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках.

Платежи и переводы денег по валютным операциям на территории Республики Казахстан, в отношении которых настоящим Законом определено требование лицензирования, регистрации, уведомления и (или) оформления паспорта сделки, осуществляются только через счета, открытые в уполномоченных банках.

Физические лица - резиденты и нерезиденты в пределах установленной суммы вправе осуществлять без открытия счета в уполномоченных банках:

1) безвозмездные переводы денег на территории Республики Казахстан, из Республики Казахстан и в Республику Казахстан (налоговые, лицензионные платежи, штрафы, переводы сумм наследства, алиментов, грантов и другие);

2) иные переводы денег из Республики Казахстан, не
связанные с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности и в отношении которых в соответствии с законодательством не определено требование лицензирования, регистрации, уведомления.

Подлежат лицензированию Национальным Банком Республики Казахстан следующие виды деятельности, связанной с использованием валютных ценностей:

1) осуществление розничной торговли и оказание услуг за наличную иностранную валюту;

2) организация обменных операций с иностранной валютой уполномоченными организациями.

Резиденты для получения лицензии, помимо документов, определенных в соответствии с Законом Республики Казахстан "О лицензировании", представляют в Национальный Банк Республики Казахстан документы установленные нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан. Лицензии на осуществление деятельности розничной торговли и оказания услуг за наличную иностранную валюту; организация обменных операций с иностранной валютой уполномоченными организациями или отказ в выдаче лицензии выдаются в течение тридцати календарных дней с даты представления резидентом полного пакета документов.

При отказе в выдаче лицензии заявителю дается мотивированный ответ в письменной форме. Лицензии различаются по следующим признакам: По субъектам:

1. выдаваемые физическим и юридическим лицам Республики Казахстан;

2. выдаваемые иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и международным организациям.

Национальный Банк РК как основной орган валютного регулирования устанавливает порядок осуществления резидентами и нерезидентами валютных

операций, в том числе режимы валютного регулирования (лицензирование, регистрация, уведомление).

Обязанность резидента — участника валютной операции обратиться за регистрацией валютного договора в установленные сроки

Нормативным правовым актом Национального Банка РК (Закон Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле, Правила осуществления валютных операций в РК) устанавливаются минимальная сумма сделки, подлежащей регистрации.

Приток в РК и (или) возникновении обязательств у резидента перед нерезидентами (более 300 тыс.долл.) подлежит регистрации как:

• прямые инвестиции нерезидентов в Республику Казахстан

• приобретение нерезидентами ценных бумаг резидентов, включая паи инвестиционных фондов-резидентов, внесение нерезидентами вкладов в целях обеспечения участия в уставном капитале резидентов, первичное размещение ценных бумаг резидентов на международных рынках капитала, в том числе выпуск депозитарных расписок на ценные бумаги резидентов

• коммерческие кредиты и финансовые займы, предоставленные нерезидентами резидентам на срок более 180 дней, а также, предоставленные на срок не более 180 дней, в случае если фактический срок возврата средств или иного исполнения обязательств резидентом превысил 180 дней

• платежи нерезидентов в пользу юридических лиц- резидентов, связанные с приобретением права собственности на недвижимость

• платежи нерезидентов в пользу резидентов, связанные с приобретением исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, а также получение резидентами
денег и иного имущества во исполнение обязательств участника совместной деятельности

Отток из РК и (или) возникновение у резидента требований к нерезидентам (более 10 тыс. долл.) подлежит регистрации, как:

• прямые инвестиции резидентов за границу финансовые займы, предоставленные резидентами нерезидентам на срок более 180 дней, а также, предоставленные на срок не более 180 дней, в случае если фактический срок возврата средств или иного исполнения обязательств нерезидентом превысил 180 дней

• платежи юридических лиц-резидентов, связанные с приобретением права собственности на недвижимость

• платежи резидентов нерезидентам, связанные с приобретением исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, а также передача резидентами денег и иного имущества во исполнение обязательств участника совместной деятельности

Режим регистрации валютных операций включает регистрацию валютного договора -и последующее представление резидентом сведений по зарегистрированному валютному договору.

Режим уведомления, распространяется при наличии следующих условий:

1) сумма валютной операции, предусматривающей поступление имущества (средств) в Республики Казахстан и (или) возникновение обязательств у резидента по возврату имущества (средств) нерезиденту, превышает эквивалент трехсот тысяч долларов США;

2) сумма валютной операции, предусматривающей перевод средств (передачу имущества) из Республики Казахстан и (или) возникновение у резидента требований по возврату имущества (средств) нерезидентом, превышает эквивалент пятидесяти тысяч долларов США;

3) сумма платежа и (или) перевода резидентом нерезиденту и (или) нерезидентом резиденту по операциям с производными финансовыми инструментами превышает эквивалент пятидесяти тысяч долларов США.

Резиденты уведомляют об открытии счета в иностранном банке, за исключением открытия резидентами в иностранных банках счетов, не являющихся банковскими в соответствии с законодательством Республики Казахстан Уполномоченный банк открывает предприятию счета в любой конвертируемой валюте, возможно открытие в нескольких валютах. Все валютные средства предприятия подлежат хранению на валютном счете. Обслуживание счета ведется согласно заключенному договору о банковском обслуживании.

Валютная выручка на текущем валютном счете по распоряжению владельца счета может быть:

а) перечислена за границу по импортным операциям;

б) перечислена внешнеторговым организациям
для оплаты импортируемых товаров;

в) продана на валютной бирже, аукционе;

г) переведена в оплату задолженности по кредитам в иностранной валюте;

д) использована для оплаты командировочных расходов;

е) использована на другие цели не противоречащие законодательству РК.

По поручению граждан банки открывают текущие счета и вклады в иностранной валюте и осуществляют операции по ним. Коммерческие уполномоченные банки при получении заявления гражданина и предъявлении удостоверения личности открывают личный валютный счет.

По распоряжению владельца средства с текущего счета могут быть перечислены на его имя за границу, на счета магазинов, торгующих за валюту на территории страны. По распоряжению владельца средств с текущего

счета могут быть перечислены на его имя за границу, на счета магазинов, торгующих за валюту на территории страны. По распоряжению владельца счета средства могут быть размещены на срочный вклад или депозит. По текущим счетам и вкладам банки начисляют проценты в соответствии с договорами.

Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с физическими лицами (неторговых валютных операций).

Резиденты Республики Казахстан имеют право покупать иностранную валюту за тенге через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для осуществления текущих валютных операций и для погашения кредита, полученного в иностранной валюте. Купленная ими иностранная валюта зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках.

Иностранную валюту можно покупать на внутреннем рынке через уполномоченные банки.

Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.

Принципы международного кредита:

- Возвратность;

- Срочность;

- Платность.

Функции международного кредита: - Перераспределение ссудных капиталов между странами, что способствует межгосударственному выравниванию прибылей в среднюю прибыль и повышению ее массы;

-Экономия издержек обращения путем развития кредитных средств в международных расчетах, ускорение этих расчетов, замены наличного валютного оборота международными кредитными операциями;

-Концентрация и реализации капитала за счет привлечения иностранных кредитов;

-Регулирование экономики

Условия предоставления международного кредита. Под условиями международных кредитов понимается валюта кредита и валюта платежа, сумма, срок, условия использования и погашения, стоимость, вид обеспечения, методы страхования рисков.

Валютой международных кредитов являются национальные денежные единицы, евровалюты, международные счетные валютные единицы. Валюта платежа может не совпадать с валютой кредита. Например, «Мягкие» кредиты, предоставленные в валюте кредитора, погашаются национальной валютой заемщика или товарами традиционного экспорта страны.

Сумма (лимит) кредита - часть ссудного капитала, которая может быть предоставлена в товарной или денежной форме заемщику. Сумма небанковского кредита фиксируется в коммерческом контракте. Сумма банковского кредита (кредитная линия) определяется кредитным соглашением или путем обмена телексами (при краткосрочной ссуде).

Формы международных кредитов. По источникам кредитования:

- Внутренние;

- Внешние (иностранные);

- Смешанные;

- Финансирование внешней торговли.
По назначению:

1.Коммерческие (непосредственно связаны с
внешней торговлей и услугами);

2.Финансовые (используются на любые другие цели, включая прямые капиталовложения, строительство инвестиционных объектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности,
валютную интервенцию;

3.«промежуточные» (предназначены для
обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, товаров у слуг).

По видам:

- Товарные;

- Валютные

По валюте займа:

1.В валюте странны - должника;

2.В валюте странны - кредитора;

3.В валюте третьей странны;

4.В международной счетной валютной единице.

По срокам:

1.Краткосрочные (до 1 года);

2.Среднесрочные (от1 года до 5 лет);

3.Долгосрочные (свыше 5 дет)

По обеспечению:

- Обеспеченные;

- Бланковые.

В зависимости от техники предоставления:

1.Финансовые (наличные);

2.Акцептные (в форме акцепта тратты импортером или банком);

3.Облигационные

4.Консорциальные.

В зависимости от кредитора:

1.Частные (предоставляемые фирмами, банками, посредниками - брокерами);

2.Правительственные;
Смешанные;

3.Межгосударственные.

Банковское кредитование экспортера и импортера выступает в форме ссуд под залог товаров, товарных документов, векселей, а также учета тратт.

Экспортный кредит - кредит, выдаваемый банком страны - экспортера банку страны - импортера для кредитования поставок машин, оборудования и т.д., такие кредиты выдаются в денежной форме и носят «связанный» характер: заемщик обязан использовать ссуду исключительно для закупок товаров в стране экспортера.

Финансовый кредит - позволяет закупать товары на любом рынке и на максимально выгодных условиях. Финансовый кредит предназначен для погашения внешней задолженности, поддержки валютного курса, пополнения авуаров (счетов) в иностранной валюте.

Крупные банки предоставляют акцептные кредиты в форме акцепта переводного векселя.

Векселя, акцептованные банком, служат инструментом предоставления межбанковских кредитов, что расширяет возможность кредитования внешней торговли.

Акцептно-рамбурсный кредит - основан на сочетании акцепта векселей экспортера банком третьей страны и переводе (рамбурсирования) суммы векселей импортером банку - акцептанту. Акцептно-рамбурсный кредит наиболее обеспечен, когда он связан с внешнеторговыми операциями и применяется при расчетах между экспортером и импортером. Технически при этом используется аккредитив и переводной вексель. Условия данного кредита - лимит, срок кредита, процентная ставка, порядок оформления, использования, погашения - определяются на основе предварительной межбанковской договоренности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: