Банковский надзор

Система банковского надзора в мире существует в той либо иной форме более 100 лет, в частности в США и в странах Северной Европы. И только за последние 15-20 лет стал общепризнанным тот факт, что система банковского надзора играет ключевую роль в становлении и развитии финансового сектора и экономики в целом. Объектом осуществления надзорных функций становится все больше областей хозяйственной деятельности.

Казахстан – не единственная страна, где банковское регулирование и контроль до настоящего времени осуществлял исключительно Национальный банк. Тот же порядок принят в Великобритании, Италии, Нидерландах, России.

В 1987 году в Англии был принят новый банковский закон. Главная цель этого закона – обеспечение надзора за соблюдением принципа осмотрительности. Закон установил юридическое право Банка Англии на надзор за банками и депозитными учреждениями и подкрепил их полномочия введением программы по защите вкладов, которая обеспечивает резервы на случай возможных банковских крахов. Однако Банк не может непосредственно диктовать банкам способ ведения ими дел. Проверки в банках осуществляются частными аудиторскими фирмами по поручению Банка Англии.

В Италии банковский и финансовый надзор осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям, Банком Италии и национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей. Первый из этих органов, возглавляемый министром финансов, отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сбережений вкладов. Центральный банк Италии готовит проекты решений и предложения по вопросам надзора по резолюциям комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор – как в документарной, так и в дистанционной формах. Национальная комиссия по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг.

В Нидерландах регулирование и контроль за состоянием банковской системы возложены на Банк Нидерландов. При осуществлении надзора надзорно-банковская служба использует разнообразную информацию и приемы, как то: месячная отчетность, беседы с руководством учреждения, ежегодные беседы с внешним аудитором, частичные проверки, проводимые собственными силами и направленные на выделенные области риска. Необходимо отметить, что в Нидерландах отсутствует единая система ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Банком Нидерландов разрабатываются только единые формы обязательной отчетности, поэтому роли внешних аудиторов придается большое значение.

А в США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими уполномоченными органами.

В США деятельность национальных банков контролируется и регулируется Федеральной резервной системой вместе с двумя другими федеральными органами – службой контролера денежного обращения и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД).

Контроль за банками штатов – членами Федеральной резервной системы, депозиты которых застрахованы в Федеральной корпорации страхования депозитов, осуществляется соответствующими органами банковского надзора, созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов). Кроме того их деятельность регулируется и контролируется Федеральной резервной системой и Федеральной корпорацией страхования депозитов.

Банки штатов, не являющиеся членами Федеральной резервной системы, чьи депозиты застрахованы в Федеральной корпорации страхования депозитов, контролируются двумя структурами – банковскими органами штатов и Федеральной корпорацией страхования депозитов.

Банки штатов, не входящие в Федеральную резервную систему и не страхующие депозиты в Федеральной корпорации страхования депозитов находятся под контролем власти штатов.

В Германии основным органом контроля является Федеральное ведомство по контролю над банками (при Министерстве финансов). Ревизии на местах проводятся раз в год независимыми аудиторскими фирмами по поручению Бюро.

Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию – государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет комиссию управляющий Банком Франции. Ревизии на местах проводятся ежегодно или раз в два года Банковской комиссией.

В Японии основными органами контроля являются Бюро банков при Министерстве финансов и Банк Японии. Ревизии на местах проводятся раз в два-три года Бюро банков. По выбору – Банком Японии.

В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центрального банка.

По существу надзор в понимании контроля есть важная функция государственного управления за соблюдением исполнительской дисциплины и правопорядка за осуществлением правомерности каких-либо операций (финансовый контроль, страховой надзор, прокурорский надзор, надзор по соблюдению техники безопасности, безопасности дорожного движения и другие его виды).

Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов:

1) лицензирование;

2) проверка отчетности, представляемой банками;

3) инспектирование (ревизия) на местах;

4) контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

Лицензирование банков.

В большинстве стран необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банка. Лицензирование (первый этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Для получения лицензии подавшее заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего относительно:

1) минимального размера уставного капитала;

2) источников первоначально инвестируемого капитала;

3) состава основных акционеров;

4) квалификации и моральной характеристики руководства;

5) круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;

6) правильности оценки банковских активов по их рыночной стоимости;

7) комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности.

Помимо этого, при решении вопроса о выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать, например, условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.

Проверка отчетности, предоставляемой банками.

Второй этап надзорной деятельности – дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство. Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибыли и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно один раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

1) достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);

2) качество его активов с точки зрения риска ликвидности;

3) доходность или прибыльность (уровень прибыли на одну акцию или одного занятого);

ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) – соотношение

Проверка степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте. Этим определяется значение третьего этапа надзора за функционированием кредитных учреждений, инспектирования (ревизия) на местах. В связи с трудоемкостью проведения ревизий на местах органы надзора осуществляют их периодически (они могут быть плановыми, регулярными и внеочередными) и устанавливают характер инспекций, которые в зависимости от целей и масштабов проверки могут быть общими, ограниченными и специальными.

Во время общей проверки анализируются различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, выявляются соблюдение банком законов, правильность составления отчетов, наличие эффективной системы управления и производится оценка общего финансового состояния банка.

При ограниченных проверках рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска, например, анализируется кредитный портфель.

В ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка, например, сделки с иностранной валютной или компьютерная обработка информации.

Частота проведения ревизий и их объем варьируются в зависимости от степени доверия надзорных органов к кредитным учреждениям, их роли в кредитно-финансовой системе, наличия у них проблем. Обычно проверки устанавливаются чаще в крупных банках, а также в кредитных учреждениях, испытывающих серьезные затруднения.

Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

Завершающий этап надзора за банками – контроль за соблюдением ими в строго определенные сроки предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков.

Набор неофициальных и официальных мер воздействия на банки во всех странах достаточно широк. К неофициальным мерам относятся:

1) гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения;

2) письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.

Официальные меры воздействия включают в себя:

1) предупреждение;

2) директивы по устранению недостатков;

3) штрафные санкции;

4) приказ о снятии с должности руководителя банка;

5) передача банка под опеку надзорного органа;

6) лишение лицензии на проведение банковских операций;

7) ликвидацию кредитного учреждения.

Основные положения концепции банковского надзора строятся на количественной теории денег, в части соблюдения определенного нормированного порядка их мультипликаций в процессе осуществления банковских операций и предупреждения системных рисков в соответствии с действующим законодательством. Однако представляется сложным эффективное решение макроэкономических задач без усиленной капитализации банковской системы, измеряемой незначительными долями процента ВВП страны. Капитализация – инвестирование доходов, то есть направление на приращение капитала. Отношение активов банковского сектора в Казахстане к валовому внутреннему продукту велико (15,6%), что свидетельствует о высоком уровне финансового посредничества. К примеру, в Казахстане данное соотношение на 1.01.08 составляет 92%.

Методы банковского надзора обеспечивают организационное единство действующих инструментов денежно-кредитной политики по единым нормативно-регуляторным принципам, обеспеченных единой методологией регулирования (системное наблюдение-мониторинг деятельности, выявление отклонений, детальное инспектирование, принятие решений по предупреждению сверхнормативных, чрезмерных рисков).

Следует отметить, что мировое банковское сообщество выработало общие надзорные принципы и методы надзорного регулирования, степень практической реализации которых банковскими системами составляет сущность эффективности банковского надзора.

Признана необходимость международных стандартов регуляторного надзора за движением денег и денежным предложением. Без этого не может состояться ни одна полноценная экономическая система, нереальны перспективы интеграции страны в рыночную мировую систему. Например, теория Кейнса, совершившая революцию в экономической науке, по новому рассмотрела акцент в представлениях экономистов о функционировании хозяйственного механизма.

Мировая экономическая наука в лице Кейнса пришла к глобальному выводу о том, что без регулирования государства и государственных органов рыночная экономика неэффективна и не может обеспечивать дальнейшее экономическое развитие.

Кейнс поставил экономической науке цель: выработку рекомендаций государству для оптимизации экономического развития общества.

Оптимизация экономического развития общества немыслима без эффективного государственного механизма регулирования деятельности банков, ибо последние являются «кровеносными сосудами» экономики.

В мировой экономической теории существует несколько моделей, объясняющих взаимосвязь между развитием банков и промышленностью.

Первая модель предполагает, что развитие банков идет как бы вслед за развитием промышленности. Классическим примером такого развития является Англия 17-18 вв. Это так называемая англо-американская модель.

Вторая модель исходит из опережающего развития банковской системы, которая стимулирует развитие промышленного производства. Это, прежде всего, Германия, Франция. В этих странах стимулирующее развитие банков, их активная политика стимулирования роста крупных предприятий способствовали быстрому их подъему. Это так называемая континентальная модель.

Согласно ряда исследований американских ученых, выбор модели зависит от степени отсталости стран: чем более отстала в экономике страна, тем большую возможность приобретает государственное стимулирование развития банковской системы.

Методология принципов надзора за банковской деятельностью, по сути, является определенным инструментом реализации денежно-кредитной политики. Если банковский надзор неэффективен и механизм его слабо функционирует, то осуществление задач этой политики вряд ли выполнимо банками второго уровня и банковской системой в целом.

К примеру, одной из основных причин системного банковского кризиса в России явилась практическая несостоятельность ее банковского надзора, не сумевшего предупредить рисковую деятельность и банкротство крупных банков.

Надзорный орган и его регламентирующая деятельность составляют систему банковского надзора, предусмотренного Законом «О банковской деятельности» и Законом «О Национальном банке Республики Казахстан».

Действующий механизм надзорной деятельности Агентства по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми организациями был ориентирован на мировые принципы банковского надзора, выработанные Базельским соглашением государств с развитыми банковскими системами. Базельский комитет основан в 1975 году председателями центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Японии, Великобритании и США.

Членами Комитета являются высшие должностные лица центральных банков или других официально отвечающих за осуществление банковского надзора в той или иной стране надзорных органов.

Основной целью Базельского комитета было развитие сотрудничества между национальными надзорными органами промышленно развитых стран в осуществлении контроля за деятельностью международных банков, чьи головные офисы размещены в странах этой группы. Организаторы Базельского комитета ставили перед собой задачу добиться создания системы надежного и всеобъемлющего банковского надзора в международном масштабе.

Обсуждение актуальных проблем банковского надзора в рамках Комитета способствовало взаимному обмену опытом в этой области, укреплению национальных систем банковского надзора, совершенствованию пруденциальных стандартов банковской деятельности.

Первоначально работа Комитета была направлена на изучение методов совершенствования систем «раннего предупреждения» в практике банковского надзора. На этом этапе происходило формирование системы обмена информацией между членами Комитета.

Затем Комитет стал заниматься разработкой практических рекомендаций по совершенствованию техники эффективного надзора за международными банками. При этом рекомендации Комитета не носили директивного характера и адресовались не только государством – членам Базельского комитета, но могли использоваться и в надзорной практике других стран.

Позднее в деятельности Комитета оформилось еще одно новое направление – разработка минимальных стандартов, призванных нормировать различные аспекты банковской практики, и в целях уменьшения вероятности возникновения кризисных состояний у отдельных банков и снижения системного риска всей банковской сферы в целом.

Базельский комитет не наделен какими-либо формальными наднациональными полномочиями по надзору. Формулируя свои предложения, он делает ставку на заинтересованность самих государств в создании надежной и эффективной системы банковского надзора. Однако авторитет Базельского комитета настолько высок, что с его рекомендациями не могут не считаться надзорные органы даже тех стран, которые не являются его членами. За период деятельности Комитета им подготовлено и внедрено в практику банковского регулирования и надзора порядка десяти основных директив, охватывающих жизненно важные аспекты банковских операций.

Базельский комитет выработал 25 основных принципов, которые являются основой для организации действенного банковского надзора и регулирования банковской деятельности.

Становление казахстанской банковской системы сопровождалось освоением мировой банковской практики и адаптацией деятельности отечественных банков к ее международным стандартам, что предусмотрено Программой перевода казахстанских банков на международные стандарты учета, отчетности, аудита.

На макроэкономическом уровне система банковского надзора – инструмент денежно-кредитной политики государства, регламентирующего и направляющего деятельность банков второго уровня и других финансовых учреждений в соответствии с целями и задачами денежно-кредитной политики. Обеспечивает ее проведение на основе укрепления надежности функционирования банковской системы, содействия тем самым экономическому росту. Таким образом, система банковского надзора направлена, прежде всего, на реализацию положений экономической политики государства путем предотвращения таких макроэкономических последствий:

1) системный финансовый кризис (пример России, Японии и других стран);

2) чрезмерное увеличение либо сокращение денежной массы, то есть регулирование инфляции;

3) крах платежной системы;

4) обособление банковской системы и противодействие переливу капитала в другие секторы экономики.

На микроэкономическом уровне задачи банковского надзора независимо от развитости банковской системы, направлены на:

1) формирование финансово устойчивой банковской системы;

2) повышение слаженности и эффективности работы банковского сектора посредством применения единых подходов и принципов банковской деятельности;

3) защиту интересов вкладчиков, помещающих свои средства в банки, и укрепление доверия их к банковской системе;

4) содействие развитию здоровой конкуренции внутри банковского сектора и предотвращение крупной концентрации финансовой власти;

5) переориентацию банковских денежных потоков, в том числе в реальный сектор экономики.

Эффективность такого надзорного подхода на микроуровне находит свою реализацию в активной капитализации банков при сохранении их финансовой устойчивости и стимулов накопления денежных ресурсов в банках.

На макроуровне эффективность банковского надзора состоит в регулировании функционирования финансово устойчивой банковской системы, осуществляющей в едином порядке растущую мультипликацию денег при сохранении и укреплении надежности своей деятельности.

Банковский надзор за движением денежных потоков в банковской системе направлен на приращение стоимости наличных и безналичных денег в процессе их оборота при сохранении и повышении финансовой надежности самих банков путем роста доходности операций и собственного капитала.

Поэтому при наличии двухуровневой банковской системы происходит постоянное совершенствование надзорных функций центрального банка в направлении надзора за механизмом денежных мультипликаторов, то есть за эмиссией безналичных денег, которую производят банки второго уровня. Произошло выделение функций банковского надзора в самостоятельное подразделение со своей методологической, информационной, аналитической и технической базами.

Опыт развития надзорного регулирования показывает, что реальная эффективность надзорных функций как важного инструмента денежно-кредитной политики определена:

1) позитивным влиянием монетарных индикаторов денежно-кредитной политики на макроэкономические показатели состояния экономики;

2) завершенностью институционального развития банковской системы.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Законодательные акты Республики Казахстан.

1. Закон «О Национальном банке Республики Казахстан».

2. Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г. № 2444

3. Закон РК «Об акционерных обществах» 16 мая 2003 г.

4. Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц» от 17 апреля 1995 г.

5. Закон РК «О лицензировании» от 13 марта 2001 г. № 53.

6. Закон РК «О финансовом лизинге» от 5 июля 2000 г. № 78 - П.

7. Закон РК «О платежах и переводах» 29 апреля 1998 г.

8. Закон РК «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 г.. № 461 - П.

9. Закон РК «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 4 июля 2003 г.

II. И нструктивно-нормативные акты нацио­нально банка республики казахстан и агентс­тва финансового надзора

1. О минимальных размерах уставного и собственного капитала банков второго уровня. Постановление правления Националь­ного банка РК № 190 от 2 июня 2001 г., № 220 от 04 июль 2003 г.

2. Инструкция о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня. Утверждена постановлением правления Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 Сентября 2005 г. №359.

3. Правила классификации активов, условных обязательств и создания провизии (резервов) против них, с отнесением их к ка­лории сомнительных и безнадежных. Утверждены постановле­нием Правления Национального банка РК от 16 ноября 2002 года

4. Правила обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках вто­рого уровня Республики Казахстан. Постановление Национально го банка РК от 05 ноября 1999 г. № 340.

5. Правила выдачи разрешения на открытие банка, а также выдачи, приостановления и отзыва лицензии на проведение бан­ковских и иных операций, осуществляемых банками. Утверждены постановлением правления Агентства РК по регулированию и над­зору финансового рынка и финансовых организаций от 9 января 2006 г. №9.

6. Правила выдачи, отзыва согласия на приобретение статуса крупного участника банка и банковского холдинга. Утверждены постановлением правления Агентства РК по регулированию и над­зору финансового рынка и финансовых организаций от 9 января 2006 г. №3.

7. Правила добровольной ликвидации банков в Республике Казахстан. Утверждены постановлением Правления Националь­ного банка Республики Казахстан от 16 мая 2000 г.№ 210.

8. Правила принудительной ликвидации банков в Республи­ке Казахстан. Утверждены постановлением правления Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 г. № 40.

9. Инструкция о нормативных значениях и методике расче­тов пруденциальных нормативов для банков второго уровня. Пос­тановление правления Агентства РК по регулированию и надзо­ру финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 г. № 358

10. О внесении изменений и дополнении в постановление правления Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 г. 358 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня» от 27 мая 2006 года № 120.

11. Правила о минимальных резервных требованиях. Постановление правления Национального банка РК от 27 мая 2006 г. № 38.

III. Учебники и учебные пособия, научные издания

1. Банковское дело: Учебник / О.И.Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др. под редакцией заслуженного деятели науки РФ, доктора экономических наук, профессора О.И. Лаврушина - 3-е издание, переработанное и дополненное. -М: КНОРУС, 2005 г. - 786 с.

2. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. д.э.н., профессора О.И.Лаврушина. - М: Юрист, 2005 г. 668 с.

3. Банковское дело; Учебник / Под ред. д.э.н„ профессора Г.Г. Коробовой; М. Экономист, 2004 - 75 с.

4. Банковское дело: управление и технология: Учебное пособие для вузов / Под ред. профессор A.M. Тавасиева. - М.: Ю1ШТИ -Дана, 2001.-863 с.

5. Банковское дело. Учебник под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой -5-ое изд, - М: Финансы и статистика 2004.-592с

6. Банковское дело. Под редакцией О.И. Лаврушина. М., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2003 г,

7. Банковское дело. Под ред. Сейткасымова Г.С. Алматы, Каржы-каражат, 1998 г.

8. Банковский портфель - 1. Книга банкира. Книга клиента. Книга инвестора./ Авторский коллектив О.Н. Антипова и др Ответ, ред. Ю.И. Коробов, Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин. М,: Соминтек, 1994 г.

9. Банковский портфель - 2. Книга банковского менеджера. Книга банковского финансиста. Книга банковского юриста./ Авторский коллектив О.Н. Антипова и др. Ответ, ред. Ю.И. Коробов, Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин. М.: Соминтек, 1994 г.

10. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Учебник для ВУЗов. М.: «Логос»,

11. Башарин Г.П. Начало финансовой математики. - М.: ИНФРА -М, 1998 г.

12. Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. М Финстатинформ, 1994 г.

13.Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. ИКЦ«ДИС», 1997г. 14.Панова Г.С. Анализ финансового состояния банка. М,-

«Финансы и статистика», 2000г. 15.Четыркин Б.М. Финансовая математика: Учебник. - 2-е издание, М.: Дело 2002 г. 16. Банковское дело: стратегическое руководство под ред. В.Платонова и М.Хиггинса, М.: Консолтбанкир, 1998 г. П.Ковалев В.В., Уланов В.А. Курс финансовых вычислений. М., Финансы и статистика, 1999 г.

18. Роуз П.С. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. Пер. с англ. М., Дело ЛТД, 1995.

IV. Иностранная литература

19. Аристобулоде Хуан. Имеет ли значение неплатежеспособность банка? И что с ней делать? ИЭР Мирового банка, Вашингтон, 1991 (на русском и английском языках).

20.Банковское дело и финансовое управление рисками. Учебное пособие. М.Озиус и В. Путнам. (на русском и английском языках) под ред Шакила Фаруки. ИЭР мирового банка. Вашингтон, 1992 г.

21. Введение в регулирование, надзор и анализ банковской деятельности. Роберт С. Портер, (на русском и английском языках). ИЭР мирового банка. Вашингтон, 1996 г.

22.Международное банковское дело. Уильям Риггинз (на русском и английском языках). ИЭР мирового банка. Вашингтон, 1992 г.

V. Периодические издания

23.Статистический бюллетень Национального банка РК Ежемесячное издание Национального банка.

24.Банки Казахстана. Ежемесячное издание Ассоциации банке Казахстана.

25.Вестник Национального банка. Официальное издание Национального банка РК, издается два раза в месяц.

26.Экономическое обозрение. Ежеквартальное издание Национального банка РК.

27.Вестник КазЭУ, издание Казахского экономического универ­ситета имени Т.Рыскулова.

28.Альпари. Научно-практическое ежемесячное издание инсти­тута экономических исследований.

Газеты:

29. Казахстанская правда

30. Панорама

31. Деловая неделя

Сайты:

32. w ww.national bank.kz

33. www. bta.kz

34. www. kkb.kz

35. www, centercredit.kz

36. www. kdif.kz

37. www. halikbank.kz

38. www.n urbank.kz


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: