double arrow

Подобно слайдам, установки проецируются на партнеров, обстоятельства и ситуации, в которых мы оказываемся

Рассмотрим пример; позволяющий понять действие, функциональную роль, а также неприятные стороны установки. Представьте, что в гостях вас знакомят с присутствующими и о ком-то говорят- это торговый работник. В вашем сознании мгновенно возникает готовая реакция, сложившаяся на основе прежнего личного опыта .Слайд-установка проецируется на представленного человека и предопределяет дальнейшее отношение к нему вы начинаете относиться к данной конкретной личности в зависимости от того, нравятся вам или нет люди такого типа – уважительно и приветливо или сохраняя почтительную дистанцию, или недоброжелательно.

"Включение" установки сэкономило ваши ресурсы, но, ведь может оказаться так, что заготовка действовать определенным образом совсем неуместна в данном случае – перед вами человек, не соответствующий хранящемуся в памяти слайду. Как быстро вы это поймете и скорректируете отношение к конкретному человеку, отказавшись от услуг своей установки. А возможно, она проявилась вполне оправданно, и тогда ваш опыт должен подсказать правильное отношение к партнеру.

Выходит, действие установок может быть либо оправданным и уместным, либо ошибочным и даже вредным. Если вспомнить, что в нашем сознании хранятся многочисленные шаблоны реагирования на различные типы людей, на повторяющиеся житейские обстоятельства, на привычные профессиональные ситуации, то нетрудно понять, какое значение имеют установки в повседневной коммуникации – они то способствуют, то препятствуют налаживанию и поддержанию контактов с партнерами.




Коммуникативные установки обладают мощным информационно-энергетическим зарядом.

Энергетикой пронизан каждый компонент установки:

1) знания о конкретных тинах партнеров – могут быть истинными, сомнительными или ложными;

2) переживания опыта общения с конкретными типами партнеров –бывают глубокими, неглубокими или весьма поверхностными,

3) оценки конкретных типов партнеров – выглядят позитивными, нейтральными или негативными;

4) побуждения, то есть стремления выразить установки к


конкретным тинам партнеров – оказываются проявляемыми, маскируемыми или подавляемыми личностью в себе.

Коммуникативные установки субъективны по своей природе, ибо основаны на знаниях, переживаниях, оценках и побуждениях самой личности. Субъективизм установок многократно увеличивается, когда знания личности о людях сомнительны или ложны, переживания опыта общения с партнером неглубокие или поверхностные, оценки в адрес окружающих нейтральные или негативные, а побуждения выразить установку к ним осознанно маскируются или несознательно подавляются личностью. Но сама личность, как правило, ни о чем не догадывается:



ни о наличии у себя определенных установок, ни тем более о степени их субъективности или объективности.

Оказавшись во власти своих установок, человек в значительной мере автоматически реагирует на партнеров, плохо дифференцируя их, воспринимая как бы по шаблону, не вникая в индивидуальность. Последствия очевидны: нарушается принцип субъектных отношений, притупляется внимание к сущности партнера и его состояниям, ослабевает нравственная сторона общения.






Сейчас читают про: