Представление о способностях в работах зарубежных авторов

Спирмен. Иерархическая однофакторная модель интеллекта: На пике иерархической пирамиды находится общий фактор интеллекта, кот отвечает за все интеллектуальные функции, он отражает общую умственную энергию чела. Ниже расположены способности, отвечающие за более узкий класс задач (моторные, лингвистические, арифметические). Еще ниже расположены еще более узкоспециализированные способности. Теория подвергается критике, из- за несовпадений интеллектуальной одаренности у людей на одном уровне, и средних способностей, на другом.

Терстоун. Многофакторная модель интеллекта: интеллект состоит из ряда независимых между собой интеллектуальных способностей. Терстоун довел их кол-во до семи: 1. понимание слов текста,2. числовой фактор 3. пространственный фактор (восприятие, мысленное вращение геометр. фигур)4.беглость речи 5.скорость восприятия 6. фактор выявления закономерностей 7. Ассоциативная память

Гилфорд. Кубическая модель интеллекта: Структура интеллекта - трехмерное пространство, грани в кот: содержание (представлено 4 видами: образы, семант. материал символы и реальное поведение), операции(5 групп: познавательные функции, дивергентное и конвергентное мышление, оценка, память), результат(6 видов: элементы, классы, отношения, системы, преобразования и применения),- мыслительной деятельности. Гилфорд, первый стал изучать соц интеллект. кот в его модели представлен поведенческим материалом.

Вопрос 23. Понятие одаренности.

Теплов. Статья «Способности и одаренность». Выступал против количественного подхода к оценке одаренности, считал, что у разных людей различная одаренность. Качественные различия определяются разной структурой способностей.

Рубинштейн разделял точку зр. Теплова. По его мнению общая и специальная одаренность тесно связаны. Одаренность ограниченна и не может охватывать все виды деятельности.

Разновидности одаренности: Талант- способность к достижениям высокого уровня, находящихся в рамках достигнутого др людьми. Гениальность- способность создать что-то принципиально Новое.

Холодная. Выделяла 6 типов интеллектуально одаренных людей:

1. «блестящие ученики» (высокая академ. успеваемость)

2. «сообразительные» (IQ больше 135-140 б)

3. «талантливые» (выдающиеся интеллектуальные достижения)

4. «креативы» (высокий уровень творческих интеллектуальных способностей)

5. «компетентные» (высокая успешность в работе)

6. «мудрые» (выдающаяся способность к оценке и предсказаниям событий обыденной жизни)

Холодная заключает, что только «компетентные», «талантливые» и «мудрые» люди достигают успеха в реальной жизни.

24. Взаимосвязь задатков, склонностей и способностей.

В психологическом словаре способности определяются как индивидуаьно-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Склонность является одним из важных факторов развития способностей. Взаимосвязь склонности и способности выступает не только как их единство, но и как причинно-следственная их взаимозависимость, обеспечивающая ход психического развития. Склонности при наличии способностей часто обнаруживаются в раннем возрасте и проявляются иногда как бы «спонтанно», т.е. независимо, а иногда и вопреки неблагоприятным условиям развития. Склонность идет как бы впереди способности и таланта. Она пробуждает дремлющие силы, мобилизует трудоспособность, побуждает к поискам основания деятельности, к подтверждению и осознанию высокого значения этой деятельности.

Б. М. Теплов определяет склонность как направленность на занятие определенной деятельностью, а интерес — как тенденцию к ознакомлению с предметом. С возрастом склонности становятся устойчивее, и диапазон их начинает все более соответствовать способностям личности.

Признаки способностей по Теплову:

А) они отличают одного человека от другого;

Б) влияют на успешность выполнения деятельности;

В) не сводятся к знаниям, умениям, навыкам.

Основой для формирования способностей являются задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические особенности строения индивида, особенно его центральной нервной системы.

Склонность есть эмоционально-волевое отношение к деятельности; если этого нет, функциональные возможности не пускаются в ход и не развиваются.

Склонность - избирательно положительное отношение к деятельности.

При наличии склонности деятельность протекает чрезвычайно активно, с длительным напряжением. Склонность особенно характеризуется двумя моментами: длительностью и повторностью деятельности.

Понятие способностей включает в себя функциональный и потенциальный планы. Способность — это возможность высоких достижений, большая быстрота, легкость, глубина результатов. Но это потенциал, который и реализуется, и нарастает в процессе деятельности.

Склонность к той или иной деятельности — это вид потребности в данной деятельности. Потребность в деятельности представляет высшую форму потребностей человека, так как в ней человек выступает не как потребитель, а как созидатель и преобразователь действительности.

Если основным и стойким внутренним условием склонности является способность, то, кроме этого, могут играть роль внешние условия, прежде всего воздействие и реакция окружающих лиц, разнообразные поощрения и похвалы; они иногда формируют опосредованные, мнимые склонности, питаемые индуцированными утилитарными или эгоцентрическими мотивами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: