Самосознание – осознанное отношение чел-ка к своим способностям и потребностям, влечениям, мотивам, переживаниям и мыслям. Выражается в эмоционально смысловой оценке.
Мерлин:
1.осознание своей тождественности
2.осознание «Я»
3.осознание психических св-в
4.система соц. нравств. самооценок
Стадии развития самосознания
1. от 2,5 до 3 лет возникновение самосознания образ тела
2. выделение себя как активного начала – игра
3. становление тождества своей личности использование своего «Я»
4. формирование самосознания (соц. идентичность (определение себя в разных соц. группах), личностная (осознание себя как носителя соц. психических качеств))
5. формирование представлений о нравственной самооценке
Самосознание наряду с отражением информации о самом себе, выполняет ещё и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением.
Э.Эриксон: Кризисные личности
1. подготовительный этап 1 год жизни
2. 1,5 - 3,5 года
3. 4 года
|
|
4. школьные годы
5. юность
Идентичность нужна для развития самосознания
Вопрос 27.
Компоненты Я-концепции и ее структуры. Классификация Я-образов. Значение Я -концепции для развития личности (Р.Берн).
Я –концепция совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Образ Я – описательная составляющая Я-концепции; связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам составляющую называют – самооценкой.
В сущности Я- концепция определяет что собой представляет индивид и что он о себе думает. Я- концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, кот. испытывает индивид. Особенно важными явл. для него контакты со значимыми другими, кот-е в сущности и определяют представление индивида о самом себе.
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я- концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя.
Структура Я- концепции:
1. образ Я – представление индивида о самом себе (когнитивная)
2. самооценка – аффективная оценка этого представления, кот-я может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением (оценочная)
3. потенциальная поведенческая реакция, то если те конкретные действия, кот-е могут быть вызваны образом Я и самооценкой (поведенческая)
предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, стать его тело, его способности и множество др. личностных проявлений.