Информационные материалы изучения

Учебный модуль № 4. «Теории личности в российской

Психологии»

Зачем нужны теории личности: чтобы увидеть многообразие граней,

которыми может поворачиваться личность, и ни к одной из них она

не сводится»

Д.А. Леонтьев

В рамках данного модуля излагаются теоретические подходы российских психологов к рассмотрению и осмыслению личности как особого социального феномена. Основная задача, которая стоит перед слушателями - это ознакомление с самобытной психологической школой России, теориями, разработанными выдающимися психологами советского периода и современными учёными.

Информационные материалы изучения.

Общие подходы к изучению личности. Концепции личности. Волна интереса к проблемам личности в отечественной психологии приходится на 60-80 – е годы ХХ века, когда представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Первоначально осмысление личности именно как психологической категории строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. С определённой точки зрения данный подход весьма удобен, поскольку позволял избежать целого ряда теоретических трудностей. Однако этот подход к проблеме понимания психологической сущности понятия «личность» был назван академиком А.В. Петровским «коллекционерским», ибо в этом случае личность превращается в некое вместилище, емкость, принимающую в себя интересы, способности, черты темперамента, характера и т.д. С позиции данного подхода задача психолога сводится к каталогизации всего этого и выявлению индивидуальной неповторимости его сочетания у каждого отдельного человека. Такой подход лишает понятие «личность» его категориального содержания.

В 60-е гг. ХХ века на повестку дня встал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств («структурный подход к изучению личности»). С середины 1960-х гг. начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Платонов К. К. реализовал идеи структурного подхода к пониманию личности. Он рассматривает личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в неё элементов и связей между ними при сохранении функции. В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Сам Платонов К.К. называет свою структуру динамической, функциональной, основной, общей. Динамической (подвижной) потому, что она изменяется по своему качеству у каждой конкретной личности с раннего детства и до самой смерти. Функциональной потому, что и целое, и её элементы не морфологичны, а функциональны. Основной, потому что имеет кроме четырёх подструктур ещё две – характер и способности. Общей потому, что свойственна любой без исключения личности. Структура психики – это только форма, её процессуальная сторона. У каждой личности эта форма наполняется различным содержанием. Учёный выделял в структуре личности следующие подструктуры: направленность, опыт, индивидуальные особенности психических процессов, биопсихические свойства. (таблица №)

Следует отметить, что подход К.К. Платонова критиковался за интерпретацию структуры личности как некой совокупности биологических и социально обусловленных особенностей. В противовес мнению К.К. Платонова высказывалась идея о том, что биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Одни из ярких представителей школы психологии советского периода С.Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Он явился основоположником деятельностного подхода в психологии. Следует отметить, что термин «деятельностный подход» стал употребляться после смерти Рубинштейна; он использовал термин «принцип творческой самодеятельности», а позднее «принцип единства сознания и деятельности». С.Л, Рубинштейн был инициатором разработки концепции субъекта деятельности, в которой исходными характеристиками являлись сознание (отражение объективной реальности) и сама деятельность (преобразование действительности).

Согласно С.Л. Рубинштейну человек как личность формируется вступая во взаимодействие с миром. Он отмечает зависимость личности от её деятельности, от общественных отношений и конкретных условий её общественного бытия, зависимость сознания от деятельности. Опираясь на философские традиции, он считал что процесс изучения психического облика личности предполагает решение трёх вопросов:

а) чего хочет личность, что для неё привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах. идеалах;

б) что может личность? Это вопрос о способностях человека, его одарённости;

в) что личность есть, что из её тенденций и установок вошло у неё в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.

Выделив эти аспекты психического облика человека, С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что они взаимообусловлены и взаимосвязаны, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, её установки, порождая в однородных ситуациях определённые поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нём в виде свойств. Наличие же интересов в определённой области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей обуславливая успешную работу, стимулирует интерес к ней. С.Л. Рубинштейн выступает против: идеализации личности; отрыва личности от деятельности; сведения личности к сознанию.

К концу 70 –х гг. кроме ориентации на структурный и деятельностный подходы, стала развиваться концепция системного похода. Мерлин В.С. видный представитель отечественный психологии личности и создатель Пермской школы психологов. Его концепция личности является моделью системного - структурного подхода к изучаемому предмету. Мерлин В.С. стремился разрешить две проблемы психологии личности: первая – это вопрос о психологической сущности темперамента, вторая – это вопрос о связи темперамента и отношений личности. Личность понимается им как отражённая в сознании система отношений к окружающей действительности. Психология личности изучает систему таких психических свойств, которая определяется активными, высокообобщёнными, относительно устойчивыми и постоянными отношениями личности к объективным сторонам действительности. Эти свойства, проявляемые в общественно значимых действиях и поступках, имеющие положительную или отрицательную социально-нравственную ценность, характеризующие социальный тип сознания и его индивидуальное своеобразие. Свойствами личности являются только такие свойства, в которых выражаются отношения личности. Признаки свойств личности: активность деятеля, индивидуальное своеобразие, личность характеризует психику человека в целом. Процесс развития личности рассматривается Мерлиным В.С. как процесс преодоления противоречий между свойствами индивидуума и отношениями личности.

Представление о проблеме личности в рамках системного подхода наиболее ярко представлено в работах Ананьева Б.Г (Санкт-Петербургская школа психологии), который пытался преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой бы были обобщены исследования различных наук о человеке. Первой отличительной чертой подхода Ананьева к рассмотрению проблемы психологии личности является то, что он выделяет четыре уровня организации человека «индивид- субъект деятельности – личность – индивидуальность». По мнению, Б.Г. Ананьева, личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т.е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Носителем биологического в человеке является, главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Для характеристики биологических свойств человека Б.Г. Ананьев вводит понятие «индивидные свойства».

Имеются основания для выделения двух основных классов индивидных свойств: 1) возрастно –половых и 2) индивидуально-типических. В первый класс входит возрастные свойства, последовательно развёртывающиеся в процессе становления индивида и половой диморфизм. Во второй класс входят конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной ассиметрии больших полушарий. Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях. Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т.д.) и структуру органических потребностей. Эти свойства индивида можно назвать вторичными, производными эффектами основных параметров индивида. Есть основания полагать, что высшая интеграция этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатках – с другой. Основная форма развития этих свойств – онтогенетическая эволюция.

Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий моральные и духовные ценности. Человек как субъект предстаёт со стороны его внутренней психической жизни как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определённых свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд, и поэтому человек выступает как субъект труда. Основу познавательной деятельности составляют процессы познания, поэтому человек предстаёт как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Таким образом, каждый человек предстаёт в виде некоторой целостности личности – индивид, личность, субъект, обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность – проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида. Однако очевидно, что все люди отличаются друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. поэтому, кроме понятий индивида, личности и субъекта, используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность –неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трёх названных выше подструктур психики. Индивидуальность – функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности.

Б.Г. Ананьев является сторонником широкой трактовки личности. Необходимо отметить, что в его концепции личности природные и общественно обусловленные аспекты не выступают как рядоположенные., так как связаны с различными уровнями в структуре личности.

Концепция личности А.Н. Леонтьева разработана на основании системно-деятельностного подхода. Им обосновано строение личности по трём важнейшим параметрам: широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); степень иерархизованности этих связей, преобразованный в систему смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); мотивационная сфера личности. Связи индивида с миром многогранны, они обуславливаются содержанием предметных отношений, которые заданы объективными условиями эпохи. Поэтому подход к личности должен быть конкретно-историческим.

По мнению А.Н. Леонтьева понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности человека как продукта биологической эволюции. Индивид это генотипическое образование. Чем выше человек поднимается по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивида. Индивид – это особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Личность – это системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность человека порождается деятельностью. Личность выступает, с одной стороны как условие деятельности, с другой как её продукт. Реальным базисом личности является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее совокупностью многообразных видов деятельности. Деятельности субъекта являются исходными «единицами» психологического анализа личности. Становление личности – это становление системы личностных смыслов.

В начале 80-хгг. в рамках социально-психологической теории групп появился принципиально новый подход к пониманию личности – концепция персонализации, активно разрабатывающаяся научным тандемом А.В. Петровским и В.А. Петровским. Концепция персонализации, построенная на гипотезе о наличии у индивида особой потребности – быть личностью (потребности в персонализации), которая обеспечивает активное включение индивида в систему социальных связей. В ней подчёркивается, что активность личности реализующая смысловое отношение к людям, осуществляется посредством деяний, т.е непреднамеренных, нормативно не заданных проявлений активности субъекта, производящих преобразования в других людях и тем самым вносящих в них значимый для них вклад. В деяниях происходит персонализация личности, продолжение её в других людях. В процессах личностного выбора, постановки новых целей, овладения различными критическими ситуациями, в преобразовании других и себя проявляется творческая природа личности как субъекта деятельности, её индивидуальность. В этой концепции в общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социально-культурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личность. Первая фаза – адаптация – предполагает усвоение ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности. Вторая фаза - индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью»быть такими как все» и стремлением личности к максимальной персонализации. Третья фаза – интеграция - определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо вытеснение её из общности.

Концепция персонализация легла в основу более современной теории субъектности, которую разрабатывал Петровский В.А. В ней рассматривается образ личности как субъект активности. Человек выступает со стороны своей субъектности – как свободное, ответственное существо, целеполагающее, целостное, развивающееся. Полагая себя как субъект, человек обретает своё существование в других людях и себе самом, свою идеальную представленность и продолженность, в самом широком смысле свою отражённость. Автор предлагает специальный метод исследования эффектов идеальной представленности человека в других людях и самом себе – метод отражённой субъективности. Отражённая субъектность выступает как субъектность самого отражения. Бытие одного человека в другом – активно.

Реализация субъектного подхода нашла своё отражение в концепции жизненного пути личности К.А. Абульхановой. При реализации целостного субъектного подхода на первый план выступают два методологически значимых момента –требования концепции личности как субъекта жизни. Первое – преодоление доминирующего структурно-субстанционального определения личности, сложившегося в российской психологии. Структурный подход не вскрывает проективных способностей личности, возможностей её изменения и развития на жизненном пути, рассматривая её как наличную данность. Второе требование – преодоление безличного подхода к самому жизненному пути, которое свойственно биографическому, возрастному, событийному подходам и концепциям жизненного пути. Концепция личности как субъекта жизни предполагает изменение, совершенствование качеств личности в процессе самовыражения, самореализации, раскрытие детерминации жизни самой личностью и детерминации личности жизнью.

Анализируя проблемы личности в российской психологии Д.А. Леонтьев, указывая на нерешённость многих вопросов, приводит аксиомы, касающиеся устоявшегося понимания личности:

1. Личность присуще каждому человеку.

2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.

3. Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определённой ступени эволюции человеческого общества.

4. Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.

Д. А. Леонтьев предлагает структуру личности, в которой выделяет экспрессивно-инструментальную подструктуру, содержательно-смысловую и способы и формы существования и самоосуществления личности.

Автор также напоминает, «что в психологии говорить об истинности теории ещё труднее, чем в точных науках, которые в нашем веке уже отказались от притязаний на неё. Движение знания и понимания не имеет конечной точки назначения».

Асмолов А.Г. в своём исследовании применяет историко-эволюционный подход, раскрывающий отношение между природой, обществом и личностью. И прослеживает развитие человека от индивида –носителя биологических свойств - к личности, владеющей типовыми формами поведения, а затем к индивидуальности, созидающей себя и окружающий мир. Асмолов А. считает, что представление о психологии личности как целостной системе знаний позволяет наиболее полно показать разные грани этой сложнейшей темы.

Российские концепции личности, при наличии определённых вариаций сходятся в следующих общетеоретических положениях:

1. Биологическое существует в личности в превращённой форме - как социальное.

2. Активность личности приводит к снятию ограничений, первоначально присущих ситуации.

3. Личность есть системное качество, приобретаемое индивидуумом в социуме.

4. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей. Эти связи опосредуются содержанием, ценностями и смыслом совместной деятельности.

5. Личность рождается из стремления индивида к максимальной персонализации.

6. Источником развития личности выступает возникающее в системе межиндивидных отношений противоречие между потребностью быть личностью, утвердить себя (персонализация) и активностью, направленной на решение групповых задач и принятие групповых норм и правил.

7. Личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза. Характер развития личности задаётся уровнем развития группы, в которую она включена (интегрирована).

8. Личность есть активный субъект жизни.

В большинстве своём представленные концепции личности отражают парадигмальную теорию советского периода в психологии. В настоящее время российская психология личности уже не является монометодологической областью знания, объединённой единой парадигмой. Развитие прикладных отраслей психологической науки в современной России происходит преимущественно на основе иных подходов: гуманитарных, заимствованных из смежных областей, ассимилированных из зарубежной психологии.

Анализируя место и значение российской теории в контексте современной психологии, Мироненко И.А. отмечает, что отечественная теория остается недостаточно известной мировому сообществу, она не представлена в зарубежных энциклопедических изданиях, учебниках, фактически отсутствуют ссылки на неё в монографиях и периодике. Хотя российские теории представляются остроакутальными в контексте тенденций развития мировой психологической науки и имеют все основания войти в психологическую науку ХХI века в качестве самобытной школы.

Сегодня труды отечественных психологов читают не для цитат, не для авторитетной справки, а для стимулирования собственной мысли, собственной внутренней и творческой деятельности.

Направленность личности – термин российских психологов. Несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах её ведущей характеристикой является направленность. В изучении направленности личности в российской психологии сложились различные научные школы и направления:

- теория установки (Д.Н. Узнадзе);

- отношения личности (В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов)

- теория значимости (Н.Ф. Добрынин);

- теория потребностей и мотивов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Ю.М. Орлов).

Впервые понятие направленности личности ввел С.Л. Рубинштейн, который определил её через установки и тенденции, потребности, интересы, мотивы. Он рассматривал направленность личности как совокупность различных тенденций, в основе которых лежат потребности и мотивы. Это «динамическая тенденция личности». С изменением общественного строя изменяется и содержание мотивов, лежащих в основе направленности личности. А.Н. Леонтьев определяет направленность как систему «смыслообразующих мотивов», т. е тех, которые побуждают деятельность человека и вместе с тем придают ей личностный смысл.

Понятию направленности придаётся большой смысл в психологии личности и множество нередко противоречивых значений. Следуя за Божович Л.И. направленность можно определить как устойчивую устремлённость, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определённых (ведущих) мотиваций.

Сложность операционализации конструкта «направленность» связана, во-первых, с тем, что речь идёт о проекции на поток сознания и поведения латентных (скрытых от внешнего наблюдения) факторов (мотивов, потребностей); во-вторых, с неопределённостью критериев для различения устойчивых и ситуативных факторов (устойчивость личностной мотивации не означает её единственности, её монополии на детерминацию поведения и переживаний); в- третьих, с тем, что личность не осознаёт своей направленности (скрытость от «внутреннего» наблюдения). В психологии делались попытки определить направленность через установки, ценности, отношения, мировоззрение личности и даже через эмоции. Б.И. Додонов ввёл понятие «эмоциональной направленности» и в её структуре выделил следующие её типы: альтруистический, коммуникативный, глористический, праксический, романтический, гностический, эстетический, гедонистический, акизитивный.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность можно рассматривать как установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение. Причём в основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности.

Литература для самообразования и углубленного изучения темы.

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайдлова В.А., 2001- С.35-190.

2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд. испр. и доп.М.: Смысл, издательский центр «Академия», 2007.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001.

4. Гусева Т.И. Психология личности. Конспект лекций. – Ростов н / Д: Феникс, 2004 – С. 9-14.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Изд. центр. «Академия», 2004

6. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – 2-е изд. – М.: Смысл, 1997.

7. Мананикова Е.Н. Основы психологии: уч.пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 – С. 205-207.

8. Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2003 – С.39.-48.

9. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Учебное пособие для студентов. М.,: Академия, 2002.

10. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов –на –Дону, изд-во феникс, 1996.

11. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов, М., 1986.

12. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. Мерлин В. С. – М. Воронеж, 2005.

13. Психология личности: сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. – 2-е изд. доп. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003 – С. 19- 178.

14. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Куликов Л.В. – Спб.: Питер, 2000.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Спб.: Питер, 1999.

16. Талайко С.В. Психология личности: курс лекций: учебно-методическое пособие / С.В. Талайко – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – С. 16-44.

17. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы её исследований: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Московск. психолого-социального института; Воронеж: «МОДЭК», 2004 С. 5-29.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: