Дидактические материалы

Таблица № 8

«Трактовки понятия «личность» российскими психологами»

Автор Определение личности
Лазурский А.Ф. Личность – это единство двух психологических механизмов: эндопсихики (внутренний механизм психики) и экзопсихики (отношение личности к внешним объектам, среде).
Ананьев Б.Г.   Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность
Мерлин В.С. Личность– это такая организация психики, благодаря которой человек в состоянии активно изменять окружающую действительность в соответствии со своими представлениями.
Леонтьев А.Н.   Личность – это системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития.
Божович Л.И.   Личность - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в предметной деятельности и общении.
Платонов К.К.   Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В данном определении личность представлена как носитель сознания как субъект сознания.
Петровский А.В. Личность – это человек, определяющий себя через группу, через социум.
Рубинштейн С.Л. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека
Асмолов А.Г. Личностьхарактеризуется системой отношений, обусловленных её жизнью в обществе. В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в котором познание объективного осуществляется в единстве с переживанием.
Орлов А.Б. Личность – это система мотивационных отношений субъекта к объективной действительности.

Схема № 9

Схема: «Описание личности по Мерлину В.С.»


таблица № 10

Структура личности по К.К. Платонову

Название подструктуры Элементы подструктуры Обусловленность подструктуры (социальная или биологическая) Форма развития Необходимые уровни сознания
Направленность интересы, желания, стремления, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение социально обусловлена воспитание социально-психологический
Социальный опыт знания, умения, навыки, привычки более социально обусловлена обучение психолого-педагогический
Индивидуальные особенности психических процессов память,, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля биологически и социально обусловлена упражнения индивидуально-психологический
Биопсихические свойства половые, возрастные, темперамент, патологически и фармакологически обусловленные свойства Биологически обусловлена тренировки (повторения) психофизиологический, нейропсихологический

Таблица № 11

«Структура личности в концепциях российских психологов»

Автор концепции Структурные компоненты личности
Рубинштейн С.Л. § направленность– потребности, интересы, идеалы, убеждения, мотивы мировоззрение § знания, умения, навыки - которые приобретаются в процессе жизни. § индивидуально-психологические особенности – проявляются в характере и темпераменте, способностях.
Петровский А.В. § интраиндивидная подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека. § интериндивидная подсистема, представленная системой отношения с обществом, группами людей. § метаиндивидная подсистема, связанная с активным процессом своего рода продолжения в другом.
Леонтьев А.Н. § направленность (убеждения, установки, мотивы) § способности § характер § самоконтроль
  Леонтьев Д.А. § экспрессивно-инструментальные подструктуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, её внешнюю оболочку: характер, способности, роли. § ценностно-смысловая сфера личности, которую составляют: потребности, отражаются в форме желаний и стремлений; личностные ценности, отражаются в форме идеалов; отношения; источником отношений служит, как правило, индивидуальный опыт, а высшими инстанциями, определяющими смысл тех или иных людей, вещей и событий – наши потребности и ценности; конструкты – система критериев и признаков для описания объектов окружающего мира; § уровень ядерных структур личности, способы и формы существования и самоосуществления личности. Свобода – специфическая форма активности, это осознанная активность, опосредованная ценностным «для чего»; активность, полностью управляемая самим человеком. Ответственность – сознание человеком своей способности выступать причиной изменений в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Духовность – способ существования человека

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: