Таблица № 8
«Трактовки понятия «личность» российскими психологами»
| Автор | Определение личности |
| Лазурский А.Ф. | Личность – это единство двух психологических механизмов: эндопсихики (внутренний механизм психики) и экзопсихики (отношение личности к внешним объектам, среде). |
| Ананьев Б.Г. | Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность |
| Мерлин В.С. | Личность– это такая организация психики, благодаря которой человек в состоянии активно изменять окружающую действительность в соответствии со своими представлениями. |
| Леонтьев А.Н. | Личность – это системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития. |
| Божович Л.И. | Личность - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в предметной деятельности и общении. |
| Платонов К.К. | Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В данном определении личность представлена как носитель сознания как субъект сознания. |
| Петровский А.В. | Личность – это человек, определяющий себя через группу, через социум. |
| Рубинштейн С.Л. | Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека |
| Асмолов А.Г. | Личностьхарактеризуется системой отношений, обусловленных её жизнью в обществе. В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в котором познание объективного осуществляется в единстве с переживанием. |
| Орлов А.Б. | Личность – это система мотивационных отношений субъекта к объективной действительности. |
Схема № 9
Схема: «Описание личности по Мерлину В.С.»

таблица № 10
Структура личности по К.К. Платонову
| Название подструктуры | Элементы подструктуры | Обусловленность подструктуры (социальная или биологическая) | Форма развития | Необходимые уровни сознания |
| Направленность | интересы, желания, стремления, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение | социально обусловлена | воспитание | социально-психологический |
| Социальный опыт | знания, умения, навыки, привычки | более социально обусловлена | обучение | психолого-педагогический |
| Индивидуальные особенности психических процессов | память,, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля | биологически и социально обусловлена | упражнения | индивидуально-психологический |
| Биопсихические свойства | половые, возрастные, темперамент, патологически и фармакологически обусловленные свойства | Биологически обусловлена | тренировки (повторения) | психофизиологический, нейропсихологический |
Таблица № 11
«Структура личности в концепциях российских психологов»
| Автор концепции | Структурные компоненты личности |
| Рубинштейн С.Л. | § направленность– потребности, интересы, идеалы, убеждения, мотивы мировоззрение § знания, умения, навыки - которые приобретаются в процессе жизни. § индивидуально-психологические особенности – проявляются в характере и темпераменте, способностях. |
| Петровский А.В. | § интраиндивидная подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека. § интериндивидная подсистема, представленная системой отношения с обществом, группами людей. § метаиндивидная подсистема, связанная с активным процессом своего рода продолжения в другом. |
| Леонтьев А.Н. | § направленность (убеждения, установки, мотивы) § способности § характер § самоконтроль |
| Леонтьев Д.А. | § экспрессивно-инструментальные подструктуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, её внешнюю оболочку: характер, способности, роли. § ценностно-смысловая сфера личности, которую составляют: потребности, отражаются в форме желаний и стремлений; личностные ценности, отражаются в форме идеалов; отношения; источником отношений служит, как правило, индивидуальный опыт, а высшими инстанциями, определяющими смысл тех или иных людей, вещей и событий – наши потребности и ценности; конструкты – система критериев и признаков для описания объектов окружающего мира; § уровень ядерных структур личности, способы и формы существования и самоосуществления личности. Свобода – специфическая форма активности, это осознанная активность, опосредованная ценностным «для чего»; активность, полностью управляемая самим человеком. Ответственность – сознание человеком своей способности выступать причиной изменений в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Духовность – способ существования человека |






