Слева возвышается пик МИФИ, а чуть левее его - пик Даут

С его склонов стекают белоснежные ледники. Они окаймляются бергшрундами и пересекаются трещинами. Красивое зрелище! Видели стадо горных туров. Они с интересом посмотрели на нас и скрылись. После перекуса началось шествие по моренам и камням. Временами приходится заниматься скалолазанием. Скоро должно быть озеро, но впереди еще две морены. Перевал уже виден. Кажется, что он совсем близко. За первой мореной озера не оказалось. Все уже подустали. По снежнику поднялись на вторую морену, над ней снежный склон, а слева в голубой впадине синело и белело льдинами озеро Искровцев. Справа на белой стене наш перевал. Выравниваем площадки для палаток. Пришлось поработать ледорубами. Ставим палатки впритык друг другу. Шеф и Лена готовят ужин. Воду брали с озера. Лида хотела спать без палаток, но тогда мы бы вымерзли! Шеф оказался полностью прав, решив ставить 2 палатки.

Итак, мы спим на высоте 3000м, выше облаков! Они пытались подняться к нам, но ветер каждый раз сбрасывал их вниз. Не вымыв посуду, забрались в палатки. Уснули, не полюбовавшись звездами.

А теперь рассказывает Сергей. Проснулся в 4-45 и тронул рядом лежащего шефа за плечо. Говорю: «Наверное, пора». Он отвечает: «Я знаю». И опять погрузился в сон, так как подъем был назначен на 5-00. Через 15 минут раздалась команда «Подъем!» С опухшими лицами вылезаем из палаток. Утро морозное и ясное. Похватав завтрак, в 6-50 мы выходим на штурм перевала. Нам предстоит подняться на высоту 250 м по крутому снежнику. Из описания мы знаем, что максимальная крутизна склона не превышает 40о. И поэтому надеялись на легкое восхождение. Но Природа-мать поставила снежник, вопреки описанию, гораздо круче. И через несколько десятков метров наше оптимистическое настроение поубавилось. Поняв, что в лоб по снежнику не подняться, шеф принимает решение подниматься по двум моренкам, расположенным на правой стороне фирнового снежника. Я и шеф первыми поднялись к первой морене и увидели, что до второй морены, приблизительно 10 м по крутому снежнику. Шеф принимает волевое решение: добраться нам до второй морены и сбросить веревку остальным, что бы они поднимались со страховкой. Мы выполнили это с пунктуальной точностью. Когда все оказались на нижнем краю второй морены, шеф поднялся на ее верхний край и снова сбросил веревку. Мы по ней стали подниматься. Но тут Лида, которая шла передо мной, сбросила камешек килограммов на 10,

Наверное, решив отнять у меня пальму первенства в восхождении. Но эта провокационная проделка закончилась полным ее провалом - я остался впереди.

Операция с веревкой повторилась еще два раза и наша группа в полном составе поднялась на перевал! Ура!

С него открылся прекрасный вид на Эльбрус. Налюбовавшись этой картиной, начинаем спуск с перевала. Он к счастью не доставил нам острых ощущений. Первые 10 м спускались по крутым скалкам, затем по снежникам и моренам, обогнув по пути озеро, вышли на крутой травянистый склон. А дальше по хорошей тропе спустились к берегу реки Махар. Здесь кош. К нам сбежались все аборигены и стали предлагать, что-то купить. В результате все напились айрана, Виталик и Лена купили шерстяные носки, а Лида 2 шкурки ягненка. Для отдыха мы остановились в 100 м от коша на прекрасной поляне. Вечером сходили в кош за парным молоком. С радостным чувством и полным желудком спим.

И снова рассказывает шеф. Сегодня, наконец, долгожданная дневка. Позади два «определяющих» перевала. Впереди остался усложненный дополнительными перевалами Китче-Муруджу - переход через Главный Кавказский Хребет. Сегодня нет раннего подъема. Я впервые за все дни спал спокойно, меня не беспокоило подсознательное чувство опасности. Таким образом, отдых для меня начался со вчерашнего вечера. Встаем. Погода прекрасная! Нам, кажется, везет! Разжигаю костер (дров здесь навалом, лежат целые сухие деревья, срезанные лавинами). Ребята сходили за айраном, он отличный! Пьем досыта, мажем подгоревшие на солнце лица. Особенно пострадало лицо «Дон-Кихота», оно все распухло. Наш лагерь в прекрасном месте: ровная поляна, кругом сосны, есть земляника. После завтрака идем купаться на Махар. Нашли у мостика сравнительно тихое место. Ныряем. Водичка бодрррая!