Скоро лес кончился. Хорошая тропа идет по левому берегу р. Азгек. Встретили пастуха, поговорили (нас волнует то, что мы идем по заповеднику без пропуска)

Подходим к повороту на Запад. Вода в Азгеке теплая, решили искупаться. Здорово! Как будто на свет родились! Идем впереди огромный моренный вал. Поднимаемся на него, и нам открывается панорама Азгекского цирка. Отсюда до перевала 2-3 км. Решили подойти поближе. Дошли до крупного ручья, впадающего в Азгек. Дальше идти нет смысла, так как там для ночевки слишком мрачно. Встали в 13-30. У нас масса времени. Располагаемся, варим обед. Вечером зажгли костер из можжевельника, огонь пахучий, яркий! Поем песни и рассказываем разные истории. Частенько в этом инициативу берет Лида. Иногда ее слушать занятно. Завтра встанем в 5-00.

Не хочется вылезать из палатки. Еще не привыкли. Но надо. Сережа и Игорь шуруют примуса. Сегодня повар - Жанна, она варит гречневую кашу. Но каша не удалась. А Жанна заставляет есть, рычит. Мы, естественно, недовольны, и остатки отдали на корм рыбкам. Вышли, тропы нет. Кажется, что здесь не ступала нога человека. Обычно нам встречались группы, а здесь - никого! Идти на перевал Азгек можно двумя путями: по снежнику и по морене и далее - к леднику. Траверсом забрались на бугор, за ним моренный вал, а далее снежник и ледник. Вот уже и открылся перевал. По снежнику подходим к 100-метровому взлету. Довольно круто! Надо было бы идти по снежнику. Но мы взошли! А вот уже и перевал! На нем последний раз были латыши в прошлом году. Перевал - узкая щель. Ветер. Фотографируем, пишем записку и вниз! Спуск по крупным камням, далее - снежник и, наконец, травяная осыпь. Впереди внизу Большое Хаджибейское озеро, над ним еще одно небольшое озеро. Пересекаем зеленую долину и подходим к голубому озеру. Устали! Конечно, мы же только 2-й день в горах. С удовольствием пьем чай у озера, Лида купается, а вода - +8о! Расслабились, но надо идти повыше, мимо 2-го озера. Там очень хорошее место у большого камня. С удовольствием лежим, задрав ноги кверху. После утренней каши, чтоб еда всегда была вкусной, Лида взяла кухню в свои руки. Она ревизует продукты и думает. Ребята подгоняют и ремонтируют снаряжение, а Игорь рассказывает, цитируя выдержки из речей Брежнева. Жаль, нет костра! А место дичайшее, Здесь, по-моему, давно не было людей. Женщины легли, а мы еще разговариваем. Теплый, приятный вечер.

Подъем в 4-00. Сегодня предстоит первое серьезное испытание, Собрались и двинулись к серо-зеленой морене, а по ней к предвершинному цирку. А вот и конец морены. Вдруг небо быстро затянуло облаками. Грянул гром. Начинается гроза. Будем пережидать ее здесь. Хуже было бы, если б она застала нас на снежнике. Пошел дождь, затем - град. Сидим на камнях, укрывшись накидками. Дождь прекратился, немного ждем и вперед! Впереди Игорь и Сергей. Их задача тропить нам снежник. Две трети задачи они выполнили, затем разошлись в разные стороны. Пришлось мне идти в голове группы. Отдыхаем, идем, отдыхаем, идем. А вот и перевал Хаджибей-V! Это широкая крупноскальная площадка. Сняли записку 1976 г. Да, в безлюдных же местах ходим! Идем вниз. Сначала по 20 огромным камням со страховкой на снежник, затем по крутой осыпной тропе спустились на травянистую террасу. Внизу вижу еще одну террасу, а глубоко внизу Маркинское озеро. Напротив нас огромный Маркинский ледник. Спускаться ниже нет смысла, так как завтра идти на Бадукский перевал, который чуть выше (метров на 200) нашей террасы. Стаем на ночевку. Идем на разведку к перевалу. Интересно также посмотреть, что это за цирк слева от перевала. Поднимаемся по морене. Цирк, охватываемый Бадукскими пальцами, глухой, мрачный, а вот к перевалу можно пройти траверсом, не снижая высоту. Видим выводок горных куропаток - куларов. Фотографируемся на огромном камне-кварците, спускаемся в лагерь, ужинаем, долго беседуем. А еще играем в «ситуацию». В ней ведущий предлагает нечто необычное, например: «человек получил посылку с крысой и огорчился». Другие должны короткими фразами дорисовать ситуацию. При соответствующем настрое получается забавно. Завтра, кажется, нетрудный день.

Встали в 7-00. Вышли в 9-00. Бодро шагаем. И в 10-00 мы уже на перевале. Это широкое седло из скальных обломков. И так, вниз! Спускаемся по крутому склону, по хорошей тропе, обходим озеро. Долина глубоко внизу. Видим палатку, спустившись к ней, узнаем, что это экспедиция МГУ. Ребята успокоили нас в отношении кордона заповедника. Дальше вниз! Идти жарок, трава высокая, пыльца забивает нос. Вышли к границе леса. И под первой же березой у реки отдыхаем, перекусываем. И снова вниз, входим в лес. Уже видим 3-е Бадукское озеро среди огромных пихт. Нас догоняют ребята из МГУ. Приветливо разговариваем. Они, оказывается, на общественных началах помогают охранять заповедник. У озера не удержались от купанья. Густым лесом, задевая ветки рюкзаками, мчимся вниз. Остановились только в конце долины. А вот и слияние рек Бадук и Хаджибей! Мостик. За мостиком лесник. Вот так встреча! Но обошлось. Я сослался на разрешение ребят из МГУ. Подходим к слиянию Хаджибея с Тебердой. По висячему мосту переходим на правый берег. Рядом шоссе. Ставим палатки, ужинаем и пытаемся уснуть: очень много комаров. А завтра за заброской! Да, нас покидает Жанна, Ей нездоровится, да и душа болит о доме. А главное, ей все-таки тяжело без тренировки. Проклятые комары!

В 8-00 вышли по пути к мостику на шоссе через Уллу-Муруджу, реку, по которой нам идти дальше. Перешли мост и спустились к реке в густом пихтовом лесу. Хорошее место нашлось за ее рукавом. Протянул перила над упавшим деревом и на галечной площадке остановились. Сережу и Игоря послал в Теберду за заброской и встречи с Виталием, ушла и Жанна. Мы же стираем, моемся, сушимся, отдыхаем. Ребят ждал к 15, но они явились только в 21. Якобы все ждали Виталия. Только где? Но вернулись с продуктами. Завтра пойду искать Виталия сам.

Наутро после завтрака рассортировываем снаряжение и продукты. Затем я на попутке уехал в Теберду и сразу к Николаю. А его дочка говорит, что черненький мальчик только что ушел - разминулись: он шел улицей, а я - верхней тропкой. Пытаюсь догнать, на почте оставил открытку, побывал на автовокзале, у ждановских ребят. Ни им, ни Николаю Игорь и Сергей ничего для Виталия не оставляли. Где его искать? Ждановцы сказали, что маршрут Виталий знает, и пошел нас догонять. Я на попутку и в лагерь. Приезжаю - у ребят полное спокойствие. Но у Игоря, видимо, заговорила совесть, и он с Сережей побежал к мостику, где тропа: догонять Виталия. Это было в 12-00. Томительные часы ожидания. В 15-00, наконец, появляется Игорь и говорит: «Нашли, скоро он будет здесь!» Действительно, вскоре Виталий с Сережей приходят в лагерь. Но, кроме Виталия, Игорь нашел лучшую тропу, чем та, что начинается у мостика.

В 18-00 мы вышли. Тропа умеренно крутая, порядка 25о и не загороженная стволами деревьев. Жарко и тяжко, но зато мы быстро набираем высоту. Хочется пить, но Уллу-Муруджу ревет где-то внизу. Только через 1,5 часа дошли до грозной реки, напились. Но надо идти дальше. Через час вышли на полянку у реки, где уже нет уклона.