Сравнительный метод

Сравнительный метод – совокупность методов оценки стоимости объектов, основанных на сравнении стоимости оцениваемых объектов с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. К сравнительному методу относятся следующие методы (расчеты):

· метод(расчет) рынка капитала или метод объекта-аналога;

· метод(расчет) сделок;

· метод(расчет) отраслевых коэффициентов, мультипликаторов.

Сравнительный метод предполагает, что ценность собственного капитала предприятия определяется тем, за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка.

Возможность применения сравнительного метода зависит от трех условий:

1) функционирование активного финансового рынка;

2) открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику;

3) наличие источников ценовой и финансовой информации.

При оценке стоимости имущественных комплексов с помощью сравнительного (или аналогового) метода используют два приближенных метода (расчета):

· расчет оценки основанный на удельной стоимости новых основных фондов для выпуска 1 тонны основной продукции;

· расчет оценки инвентарных единиц по одному главному параметру (например, стоимости асфальтированной дороги по усредненной стоимости 1 км ее длины).

Сравнительный метод заключается в определении рыночной стоимости предприятия на основании данных о совершенных сделках по продаже предприятий-аналогов.

Суть сравнительного метода при определении рыночной стоимости предприятия заключается в выборе предприятий-аналогов, которые были проданы недавно. Рассчитываются соотношения (ценовые мультипликаторы) между ценой продажи и финансовой базой по предприятию-аналогу. Рыночная стоимость оцениваемого предприятия рассчитывается путем умножения величины ценового мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемого предприятия, а также внесения итоговых поправок.

При применении сравнительного метода, должны соблюдаться следующие требования:

использование реальных цен на предприятия-аналоги в качестве ориентира;

на предприятиях-аналогах должны совпадать соотношения между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала и др. При несовпадении соотношений, для достижения сопоставимости оцениваемого предприятия и предприятия-аналога, производится расчет корректировок.

Расчет рынка капиталов заключается в определении рыночной стоимости оцениваемого предприятия на основании данных фондового рынка о ценах на единичную акцию предприятий-аналогов.

Данный расчет применяется для оценки неконтрольного пакета акций оцениваемого предприятия.

Процесс оценки рыночной стоимости предприятия методом рынка капиталов включает следующие основные этапы:

а) сбор необходимой информации;

б) сопоставление предприятий-аналогов по параметрам;

в) финансовый анализ;

г) расчет оценочных ценовых мультипликаторов;

д) выбор величины ценового мультипликатора;

е) определение предварительной величины стоимости;

ж) внесение итоговых корректировок.

Сбор информации, необходимой для определения рыночной стоимости предприятия методом рынка капиталов необходим как в отношении к оцениваемому предприятию, так и по отношению к предприятиям-аналогам.

Основными критериями отбора предприятий-аналогов являются:

· отраслевое сходство, в том числе диверсификации производства, характер взаимозаменяемости производимых продуктов (сходное время для перехода на новый вид продукции) и зависимость от одних и тех же экономических факторов;

· размер предприятия - сравнительные оценки должны включать такие параметры, как объем реализованной продукции и услуг, сумма прибыли, число филиалов и другие;

· факторы, обеспечивающие величину прибыли;

· перспективы роста – сопоставимость фаз экономического развития оцениваемого предприятия и предприятий-аналогов. Для этого анализируется общий уровень инфляции, перспектива роста отрасли в целом, индивидуальные возможности развития конкретного предприятия в рамках отрасли, конкурентные преимущества и недостатки оцениваемого предприятия по сравнению с предприятиями-аналогами;

· финансовый риск;

· качество управления – анализ проводится на основе данных отчетной документации, возрастного состава, уровня образования, стажа работы по специальности и зарплаты управленческого персонала.

По результатам анализа критериев должен делаться один из следующих выводов с объяснением данного заключения:

а) предприятие-аналог сопоставимо с оцениваемым предприятием по

ряду характеристик и может быть использовано для расчета ценовых

мультипликаторов;

б) предприятие-аналог недостаточно сопоставимо с оцениваемым

предприятием и не может быть использовано в процессе оценки.

Для определения финансовой базы и дальнейшего расчета ценовых мультипликаторов проводится анализ финансовой деятельности предприятий-аналогов.

Расчет ценового мультипликатора производится в следующем порядке:

· по данным фондового рынка определяется цена акции по всем предприятиям-аналогам (числитель);

· вычисляется финансовая база либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки (знаменатель).

Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.

В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

Для оценки используются следующие ценовые мультипликаторы:

а) цена предприятия (акции) делится на прибыль. В качестве финансовой базы для данного ценового мультипликатора используется любой показатель прибыли, который может быть рассчитан в процессе ее распределения, в том числе показатель чистой прибыли;

б) цена предприятия (акции) делится на денежный поток. В качестве финансовой базы может служить любой показатель прибыли, увеличенный на сумму начисленных амортизационных фондов;

в) цена предприятия (акции) делится на дивидендные выплаты. Данный ценовой мультипликатор рассчитывается как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендов выплат;

г) цена предприятия (акции) делится на выручку от реализации. Данный ценовой мультипликатор используется при оценке предприятий сферы услуг, для целей реорганизации предприятия и для проверки объективности результатов получаемых другими способами;

д) цена предприятия (акции) делится на физический объем. Данный ценовой мультипликатор является разновидностью ценового мультипликатора цена акции делить на выручку от реализации;

е) цена предприятия (акции) делится на балансовую стоимость активов. В качестве финансовой базы для расчета, данного ценового мультипликатора используется балансовая стоимость предприятий-аналогов на дату оценки либо на последнюю отчетную дату.

Для выявления области наиболее обоснованной величины рыночной стоимости оцениваемого предприятия в процессе оценки необходимо рассчитывать максимальное число ценовых мультипликаторов.

Формирование итоговой величины рыночной стоимости состоит из трех основных этапов:

1) выбор величины ценового мультипликатора;

2) взвешивание промежуточных результатов;

3) внесение итоговых корректировок.

При анализе показатели сравниваются с показателями предприятий-аналогов; со среднеотраслевыми показателями; с ретроспективными данными (с целью выявления тенденций в развитии предприятия).

При проведении корректировки финансовых отчетов особое внимание уделяется следующим статьям:

· дебиторская задолженность корректируется на потенциально безнадежные долги;

· товарно-материальные запасы корректируются на разницу между первоначальной стоимостью и стоимостью, определенной рыночными методами на дату оценки. Если рыночная стоимость больше, то корректировка производится со знаком (+), и наоборот;

· остаточная стоимость основных средств и сумма начисленных амортизационных фондов корректируется в результате уточнения их расчета в соответствии с законодательством.

Основные характеристики сравнительного метода оценки объектов представлены на рисунках 1-5.

 
 


Рисунок 3.3.1 – Этапы оценки предприятия сравнительным методом


ОТДЕЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

   
 
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
 
 
РИСКИ
 
 
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
 
 
ДРУГИЕ


Рисунок 3.3.2 – Признаки предприятий-аналогов


Рисунок 3.3.3 – Содержание финансового анализа

       
   
Финансовые показатели
 
 


Рисунок 3.3.4 – Результаты финансового анализа

 
 


Рисунок 3.3.5 – Оценочные мультипликаторы.

Формула расчета оценочной стоимости предприятия

Сп =М х Цп

где Сп – оценочная стоимость предприятия по сравнительному методу,

(усл.ед.)

М – оценочный мультипликатор;

Цп – соответствующий ценообразующий параметр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: