Доходный метод основан на принципе ожидания, который означает, что покупатель приобретает имущество в ожидании дохода от его использования в будущем. Стоимость объекта может быть определена как текущая стоимость будущих доходов, проистекающих от факта владения данным объектом. При применении данного метода анализируется возможность объекта генерировать определенный доход, который обычно выражается в форме доходов от эксплуатации и дохода от продаж.
Для оценки стоимости Объекта применяют технику прямой капитализации и дисконтирования. Метод прямой капитализации основан на данных о доходах и ставки капитализации денежных средств за первый год владения Объектом, что позволяет сделать вывод о его текущей стоимости.
Техника дисконтирования позволяет по определенному алгоритму ожидаемых будущих доходов и затрат, распределенных во времени привести к одному моменту. Используемый метод дисконтирования доходов подразумевает, что стоимость Объекта на дату оценки непосредственно связана с текущей стоимостью чистых доходов, которые могут быть получены в течение будущих лет.
|
|
Трудности надежного прогнозирования доходов автомобиля на 3-7 лет вперед в современных условиях затрудняют использование метода дисконтирования. Поэтому оценщики оборудования часто предпочитают использовать прямую капитализацию дохода, вводя некоторые допущения.
В качестве показателя дохода автомобиля, обычно используют чистую прибыль (ЧП) предприятия, полученную за прошлый и текущий год или текущий и предстоящий год (прогноз). Считают, что:
ЧП = ((Выручка (нетто) – Затраты на производство, управление и реализацию) – налог на прибыль) – капитальные вложения – прирост собственных оборотных средств.
При расчетах ЧП используем данные полученные от таксистов:
- Среднее количество вызовов в сутки –12
- Количество рабочих суток в году Д = 200..
- Средняя стоимость одного вызова 8000 рублей.
Выручка от всех выездов в год =Ц х N =5000 руб. 2400 =12000000 руб.
Расходы на все выезды, в год:
- расходы на бензин –1500руб. х 2400 = 3600000 руб.
- амортизационные отчисления – 2200000 руб.
- расходы на обязательное страхование – 186000 руб.
- оплата водителя - 40000 руб. х 12 = 480000 руб.
- прочие расходы – 30000 руб. х 12 = 360000руб.
Итого расходы составят R = 6826000 руб.
ü Операционная прибыль ОП =В – R = 5174000 руб.
ü Налог на прибыль (ставка 20%) НП – 1241000 руб.
ü Чистая прибыль ЧП=ОП-НП = 3932000 руб.
ü Ставка дисконта Rс=20%
Стоимость оборудования, рассчитанная доходным подходом, составляет:
С=ЧП/Rс = 3932000/0,2=19661000 руб.
Анализируя применимость каждого метода для оценки объекта, возможны следующие выводы:
|
|
· затратный метод полезен в основном для оценки объектов, уникальных по своему назначению для которых не существует рынка, либо для объектов с незначительным износом;
· оценка методом прямого сравнительного анализа продаж является наиболее объективной при наличии сопоставимой информации на рынке;
· оценка по доходности отражает предельную стоимость, больше которой не будет платить потенциальный инвестор, рассчитывающий на типичное использование объекта.
Учитывая вышеизложенное выбраны следующие весовые коэффициенты, отражающие долю каждого метода в определении итоговой стоимости:
- затратный метод – 0,32 в итоговой стоимости Объекта;
- метод сравнимых продаж – 0,40 в итоговой стоимости Объекта;
- доходный метод – 0,28 в итоговой стоимости Объекта
Сводная ведомость расчетов тремя методами
Наименование | Затратный подход | Сравнительный подход | Доходный подход | Рыночная стоимость, руб. |
Автомобиль Форд | ||||
Итого |
На основании имеющейся информации, данных, полученных от заказчика, проведения необходимых расчетов и анализа результатов, можно сделать следующее заключение: по нашему мнению, рыночная стоимость автомобиля, округленно, с учетом НДС составляет 22460000 руб.