Религиозность современной личности

Изменения религиозности современного человека повлекла эпоха научных открытий и последующий за ней период секуляризации. Революционные открытия в области науки, ее объективные возможности объяснить явления окружающего мира позволили человеку усомниться в ценности его религиозных предпочтений. Однако вследствие актуализации процессов, разочарования в позитивистких настроениях и исторических реалиях ХХ в. и начале ХХІ в. религия начала возвращать свои позиций. Но все же изменилось восприятие каждым отдельным человеком религии как религиозного института, типа мировоззрения, обрядовой и культовой практики. Ранее жизнь верующего человека погружалась в религию, каждая сфера жизнидеятельности пронизывали религиозную сферу.

Конечно, религия продолжает играть огромную роль в обществе, выполняет набор функций, однако она не отображается в сознании отдельно взятого человека во всей ее совокупности догматов и универсальности учения. Другими словами если остановить человека на улице и попытаться узнать его религиозные предпочтения не ограничиваясь простым ответом, к примеру, что он православный или католик, в конечном счете этот он не найдет что сказать. Например, христианин может сказать, что он верит в переселение душ. А объявления в газетах по типу «Православная целительница очистит карму» стали всеобщим явлением и люди послушно на это идут. Интересно то, что этот огромный пласт религиозных знаний гармонично укладывается в голове современного человека и благодаря веку информационных технологий постоянно пополняется новыми знаниями.

Человек обо всем узнает по немного, принимает это за свои убеждения, не углубляясь в значение и не задумываясь о взаимосвязи вещей. Все это выливается в особое отношение человека к своей религиозной позиции в социуме и его поведении. Поэтому сейчас под религиозностью следует понимать степень вовлеченности человека в определенную конфессию, а также насколько это выливается в его мироощущение.

На протяжении последних десятилетий количество верующий в Украине и мире значительно увеличилось. Религия во всех ее конфессиональных проявлениях не представляет собой статического и неизменяемого явления, а выступает скорее как динамическое явление, изменяющееся как качественно, так и количественно.

Это характерно для обществ, которые находятся в период становления демократизации общественной жизни, изменения социально-демографических показателей, нестабильность экономического развития и т. д. Под религиозностью следует понимать степень влияния религии на отдельного человека и группу, а также процессы, тенденции, которые происходят в религиозном представлении и в деятельности человека

Религиозное состояние современного человека характеризуется расплывчатостью границ его «родной религии», то есть традиционной для общества, в котором он существует и с постоянным включением элементов других религиозных вероучений. Люди, которые сознательно принимают какую-либо «новую религию» отличаются большей религиозной активностью и догматическими знаниями о своей конфессии.

До периода Нового времени человек, идентифицирующий себя приверженцем той или иной религии, полностью отожествлял себя с этой традицией, неуклонно выполнял предписания, то сейчас сфера религиозного переместилась в сугубо индивидуальную позицию и носит личностный, субъективный характер. Это стало нормой, жить не по религиозным заповедям, а опираясь скорее на современные морально-этические нормы и правовое законодательство. И, тем не менее, оставаясь наедине с собой, человек ищет пути воссоединения с божественным началом и его поддержки.

Религиозный опыт предполагает особое эмоциональное переживание индивида при единении с божеством, ощущение благоговения и религиозного трепета перед божественным, контакта с иной реальностью. Чувство священного теряется в общем потоке информации вливающейся в сознание современного человека и получает свою реализацию чаще в следовании народным предрассудкам. Мышление человека редко обращается к проблемам религии, особенно догматическим и носит скорее разовый характер при жизненных критических ситуациях. При этом человек может полностью погрузиться в культовую действительность, сохраняя весь тот мозаичный объем напластований других религиозных систем. Если обратиться к другой составляющей религиозности – следование религиозным традициям, то можно выделить изменения и в этой области. Здесь также позиция современного человека характеризуется неустойчивостью и неопределенностью. К примеру, традиция отмечать великие православные праздники. Человек может и забыть и скорее всего не знать эти даты, но мимолетно услышав, что в данный день нельзя чего-то делать (распространение некого табу) обязательно постарается воздержаться от табуированного действия. Общая неосведомленность даже об основных традиционных праздниках является следствием той же безответственности и легкомысленности в отношении религиозной системы. Следовательно, меняется отношение и приоритетность религиозного в глазах современного человека.

Еще одной особенностью нового типа религиозности является постепенное снижение роли религиозных институтов, особенно традиционных для данной территории и появление новых, зачастую нетрадиционных культов. При этом приверженцы новых религиозных течений выявляют большую степень религиозности. Для нового типа религиозности характерно ослабление следованию канонических норм и предписаний. Верующий по «своему вкусу» формирует образ того, во что верит и как он это делает, состоящий из комплекса различных религиозных учений и практик. При этом в сознании индивида становятся нечеткими границы мифа, религии, науки и искусства.

Можно сделать выводы о религиозных изменениях в украинском обществе, которое подвергается процессам глобализации:

1. Продолжаются поиски собственной идентичности, национальной идеи для отделения от других национальностей.

2. Происходит контакт и тесное взаимодействие с другими культурами. Как следствие принятие и отожествление с ними, ощущение единения личности с мировым сообществом. Широкое распространение массовой культуры

3. Формируется ориентация на иностранную систему ценностей, модель жизни, мировоззрение.

4. Происходит интерпретация принесенных извне идей согласно национальному менталитету, их принятие или неприятие.

5. Человек адаптируется к требованиям современного общества.

6.Наблюдается повсеместное "возрождение" религии. Растет число регистрации религиозных организаций и уровень религиозности населения. Предполагается, что подобными темпами количество организаций будет и далее увеличиваться (в год на 2,4 %).

7. Увеличивается роль религии в жизни человека, однако она носит индивидуальный (частный) характер, обусловленный общей секуляризацией общества.

8. Необходимо разработать и приложить усилия на данном этапе трансформации украинского общества для сохранения национально-культурной самобытности, не допустить возможных конфликтов на религиозной почв

Украина сможет присоединиться к передовым странам как равноправный участник процесса, если при формировании базиса стратегического курса развития государства будут учтены указанные в работе замедляющие факторы. Только из учета социальных, религиозных, культурных ценностей украинской ментальности при конструкции будущего страны и модернизации разных сфер бытия возможно качественное внедрение передовых (западных) моделей развития.

Современную религиозность можно описать такими характеристиками как общая неопределенность, несистемность. Человек называя себя верующим, чаще всего обладает поверхностными знаниями о «своей» религии, может содержать противоречивые взгляды относительно той конфессии, в которой он себя видит.

В сознании человека постоянно происходит поиск адекватных ответов на вопросы касающиеся, религиозной сферы, ответы на которые формируются в уме человека далеко не такие как в догматическом учении церкви. Это выливается в нерегулярное посещение культовых сооружений и пассивном игнорировании церковных праздников.

Религия часто выступает в роли маркера национально культурной идентификации и не всегда отображает реальное переживание религиозного. В то время как уровень религиозности обозначается наличием веры в Бога и знанием о религиозных догматов, современный человек подменяет эти критерии разрозненными познаниями из различных конфессий. Отмечается фрагментарность знаний и сведение религиозного опыта к простым посещениям храмов или светским отмечанием религиозных праздников.

Уровень современной религиозности хоть и отличается количественным фактором, но не характеризуется «глубиной» погружения субъекта в религиозную сферу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: