Изменения религиозности современного человека повлекла эпоха научных открытий и последующий за ней период секуляризации. Революционные открытия в области науки, ее объективные возможности объяснить явления окружающего мира позволили человеку усомниться в ценности его религиозных предпочтений. Однако вследствие актуализации процессов, разочарования в позитивистких настроениях и исторических реалиях ХХ в. и начале ХХІ в. религия начала возвращать свои позиций. Но все же изменилось восприятие каждым отдельным человеком религии как религиозного института, типа мировоззрения, обрядовой и культовой практики. Ранее жизнь верующего человека погружалась в религию, каждая сфера жизнидеятельности пронизывали религиозную сферу.
Конечно, религия продолжает играть огромную роль в обществе, выполняет набор функций, однако она не отображается в сознании отдельно взятого человека во всей ее совокупности догматов и универсальности учения. Другими словами если остановить человека на улице и попытаться узнать его религиозные предпочтения не ограничиваясь простым ответом, к примеру, что он православный или католик, в конечном счете этот он не найдет что сказать. Например, христианин может сказать, что он верит в переселение душ. А объявления в газетах по типу «Православная целительница очистит карму» стали всеобщим явлением и люди послушно на это идут. Интересно то, что этот огромный пласт религиозных знаний гармонично укладывается в голове современного человека и благодаря веку информационных технологий постоянно пополняется новыми знаниями.
|
|
Человек обо всем узнает по немного, принимает это за свои убеждения, не углубляясь в значение и не задумываясь о взаимосвязи вещей. Все это выливается в особое отношение человека к своей религиозной позиции в социуме и его поведении. Поэтому сейчас под религиозностью следует понимать степень вовлеченности человека в определенную конфессию, а также насколько это выливается в его мироощущение.
На протяжении последних десятилетий количество верующий в Украине и мире значительно увеличилось. Религия во всех ее конфессиональных проявлениях не представляет собой статического и неизменяемого явления, а выступает скорее как динамическое явление, изменяющееся как качественно, так и количественно.
Это характерно для обществ, которые находятся в период становления демократизации общественной жизни, изменения социально-демографических показателей, нестабильность экономического развития и т. д. Под религиозностью следует понимать степень влияния религии на отдельного человека и группу, а также процессы, тенденции, которые происходят в религиозном представлении и в деятельности человека
|
|
Религиозное состояние современного человека характеризуется расплывчатостью границ его «родной религии», то есть традиционной для общества, в котором он существует и с постоянным включением элементов других религиозных вероучений. Люди, которые сознательно принимают какую-либо «новую религию» отличаются большей религиозной активностью и догматическими знаниями о своей конфессии.
До периода Нового времени человек, идентифицирующий себя приверженцем той или иной религии, полностью отожествлял себя с этой традицией, неуклонно выполнял предписания, то сейчас сфера религиозного переместилась в сугубо индивидуальную позицию и носит личностный, субъективный характер. Это стало нормой, жить не по религиозным заповедям, а опираясь скорее на современные морально-этические нормы и правовое законодательство. И, тем не менее, оставаясь наедине с собой, человек ищет пути воссоединения с божественным началом и его поддержки.
Религиозный опыт предполагает особое эмоциональное переживание индивида при единении с божеством, ощущение благоговения и религиозного трепета перед божественным, контакта с иной реальностью. Чувство священного теряется в общем потоке информации вливающейся в сознание современного человека и получает свою реализацию чаще в следовании народным предрассудкам. Мышление человека редко обращается к проблемам религии, особенно догматическим и носит скорее разовый характер при жизненных критических ситуациях. При этом человек может полностью погрузиться в культовую действительность, сохраняя весь тот мозаичный объем напластований других религиозных систем. Если обратиться к другой составляющей религиозности – следование религиозным традициям, то можно выделить изменения и в этой области. Здесь также позиция современного человека характеризуется неустойчивостью и неопределенностью. К примеру, традиция отмечать великие православные праздники. Человек может и забыть и скорее всего не знать эти даты, но мимолетно услышав, что в данный день нельзя чего-то делать (распространение некого табу) обязательно постарается воздержаться от табуированного действия. Общая неосведомленность даже об основных традиционных праздниках является следствием той же безответственности и легкомысленности в отношении религиозной системы. Следовательно, меняется отношение и приоритетность религиозного в глазах современного человека.
Еще одной особенностью нового типа религиозности является постепенное снижение роли религиозных институтов, особенно традиционных для данной территории и появление новых, зачастую нетрадиционных культов. При этом приверженцы новых религиозных течений выявляют большую степень религиозности. Для нового типа религиозности характерно ослабление следованию канонических норм и предписаний. Верующий по «своему вкусу» формирует образ того, во что верит и как он это делает, состоящий из комплекса различных религиозных учений и практик. При этом в сознании индивида становятся нечеткими границы мифа, религии, науки и искусства.
Можно сделать выводы о религиозных изменениях в украинском обществе, которое подвергается процессам глобализации:
1. Продолжаются поиски собственной идентичности, национальной идеи для отделения от других национальностей.
2. Происходит контакт и тесное взаимодействие с другими культурами. Как следствие принятие и отожествление с ними, ощущение единения личности с мировым сообществом. Широкое распространение массовой культуры
3. Формируется ориентация на иностранную систему ценностей, модель жизни, мировоззрение.
|
|
4. Происходит интерпретация принесенных извне идей согласно национальному менталитету, их принятие или неприятие.
5. Человек адаптируется к требованиям современного общества.
6.Наблюдается повсеместное "возрождение" религии. Растет число регистрации религиозных организаций и уровень религиозности населения. Предполагается, что подобными темпами количество организаций будет и далее увеличиваться (в год на 2,4 %).
7. Увеличивается роль религии в жизни человека, однако она носит индивидуальный (частный) характер, обусловленный общей секуляризацией общества.
8. Необходимо разработать и приложить усилия на данном этапе трансформации украинского общества для сохранения национально-культурной самобытности, не допустить возможных конфликтов на религиозной почв
Украина сможет присоединиться к передовым странам как равноправный участник процесса, если при формировании базиса стратегического курса развития государства будут учтены указанные в работе замедляющие факторы. Только из учета социальных, религиозных, культурных ценностей украинской ментальности при конструкции будущего страны и модернизации разных сфер бытия возможно качественное внедрение передовых (западных) моделей развития.
Современную религиозность можно описать такими характеристиками как общая неопределенность, несистемность. Человек называя себя верующим, чаще всего обладает поверхностными знаниями о «своей» религии, может содержать противоречивые взгляды относительно той конфессии, в которой он себя видит.
В сознании человека постоянно происходит поиск адекватных ответов на вопросы касающиеся, религиозной сферы, ответы на которые формируются в уме человека далеко не такие как в догматическом учении церкви. Это выливается в нерегулярное посещение культовых сооружений и пассивном игнорировании церковных праздников.
Религия часто выступает в роли маркера национально культурной идентификации и не всегда отображает реальное переживание религиозного. В то время как уровень религиозности обозначается наличием веры в Бога и знанием о религиозных догматов, современный человек подменяет эти критерии разрозненными познаниями из различных конфессий. Отмечается фрагментарность знаний и сведение религиозного опыта к простым посещениям храмов или светским отмечанием религиозных праздников.
|
|
Уровень современной религиозности хоть и отличается количественным фактором, но не характеризуется «глубиной» погружения субъекта в религиозную сферу.