double arrow

Филогенез личности

Развитие - это изменения, которые происходят со временем в психике и поведении человека. Накапливаясь, эти изменения и приводят к функциональным и структурным перестройкам, которые характеризуются устойчивостью и необратимостью. Развитие затрагивает все стороны психики: познавательную, эмоциональную и волевую; непоправимые перемены наблюдаются в путях поведения, общения и деятельности людей. Повседневный опыт и специализированные исследования показывают, что личность является динамической психологической системой, находящейся в процессе непрерывных преобразований, имеющих заданную направленность и необратимость. В ходе учения человек, приобретая опыт, овладевая культурой, упражняет собственные психические способности, восходя на более высокий степень познавательного, эмоционального, волевого, мотивационного и личностного функционирования. Исторические данные и итоги наблюдения за жизнью отдельного человека от его рождения до смерти свидетельствуют о том, что развитие личности заключает два аспекта: филогенетический и онтогенетический. Оба эти аспекта продвижения как правило рассматриваются в единстве и взаимообусловленности.

Под филогенезом личности следует понимать аспект продвижения психики в процессе исторической эволюции человека и изменения форм общественной жизни людей, проявляющийся в приходе личности и дифференциации личностных типов, в всевозможные исторические времена и в всяких обществах.

ФИЛОГЕНЕЗ — история развития различных видов организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и развития (эволюции) психики и поведения животных, а также возникновения и развития сознания в ходе истории человечества. Основными проблемами при изучении филогенеза считаются: выделение этапов эволюции психики животных (например, инстинкт — навык — интеллект); выявление условий перехода от этапа к этапу и общих факторов этих переходов; выделение этапов исторического развития сознания. Концепция филогенеза строится на основе данных сравнительной анатомии, палеонтологии, эмбриологии, экологии, физиологии, генетики и других наук. Исследования в области филогенеза способствовали раскрытию явлений адаптации, саморегуляции, необратимости эволюции, показывали изменения психики человека в ходе его биологической эволюции под влиянием условий жизни.

Смысл вопроса о филогенезе личности состоит в том, так чтобы понять, как менялась личность и представление о ней на разнообразных этапах человеческой истории и каков механизм данных изменений. Любая определенная система производственных отношений формирует особый, подходящий ее качеству социальный тип человека. Его особенности определяются совершенно усвоенными, превратившимися в личностные черты нормами поведения в сферах производства, обмена и потребления. С данной точки зрения, изменение личности не является проблемой, и каждой личностный проект может быть планомерно реализован.

Проблема филогенеза личности заключает определенное отношение к проектам управляемого преобразования личности. Определенные стороны филогенеза личности вмещают заданное практическое значение и в связи с этим являются предметом интереса науки, экономики, политики и искусства. Данный интерес состоит в том, для того чтобы отслеживать личностные изменения в обществе и не упустить момент прихода "человека свежего психологического типа". Рассмотрим, как это делается на примере перспективного планирования жизни японского общества в XXI веке, как, в частности, учитываются особенности нынешней молодежи, либо "людей свежего типа". Это учащиеся средней школы либо техникума, студенты, молодые профессионалы, окончившие колледж либо вуз.

Широкомасштабными исследованиями было установлено, что данному поколению свойственны следующие специфические черты: повышенная чувствительность и тенденция избегать трудностей; стремление самостоятельно принимать решения; стремление к удовлетворению индивидуальных потребностей; высокие способности к сбору, анализу и использованию информации. Тот или иной из них характеризуется независимостью мышления, наличием своей точки зрения. Они не стремятся к огромному богатству, легко приспосабливаются к окружающей среде и ее изменениям, предпочитают развлечения, не обременяют себя заботами о будущем, деятельны. Распоряжения выполняют, впрочем избегают свободного места, которая не нравится, придают значение мнению новых людей о себе, к жизни свежих людей равнодушны. Считают важным вопрос своего здоровья и личной жизни, не желают зависеть от свежих людей. Не хотят обременять себя чрезмерно трудными размышлениями, не любят трудной свободного места. Интересуются культурной жизнью.

В разработке перспективных положений по организации японского общества учитываются как положительные особенности человека другого типа (самоуважение, способность к оперированию информацией, повышенная восприимчивость и конкретизация, терпимость к чужой точке зрения), к примеру и отрицательные (минус творческих способностей и активности, отсутствие выдержки и терпения, отказ от необсуждаемого служения долгу, утрата социальных связей, исторических традиций и обычаев).

Для корректирования потенциальных отрицательных последствий в Японии планируются мероприятия, способствующие целенаправленному воспитанию необходимых положительных качеств члена общества. Прежде в результате, выявляются важнейшие факторы продвижения творческих способностей и активности, разрабатываются средства и способы повседневного руководства в свежих условиях, обеспечивается гибкость управления, его способность легко откликаться на восприимчивость молодого поколения к свежим теориям и стабильное изменение его средств самовыражения.

У людей "другого типа" другой взгляд на жизнь, на оплату труда. Следовательно, должны измениться и система руководства, и система залога качества. Должны быть подготовлены другие стандарты на производственные операции и на управление процессами. Следует повышать личную ответственность за итоги вакантного места, т.е. усиливать самоконтроль. Изменится и сущность деятельности "кружков качества", в программу которых должны входить залог качества производства, снижение нарушений производственного процесса, снижение себестоимости, предотвращение неполадок, активизация деятельности на рабочем звании и т.д. С свежий стороны, человек "другого типа" будет широко использовать компьютерную технику, будет работать в условиях автоматизации производства. Изменение фактора "человек" в системе "человек-машина" непременно окажет влияние и на фактор "машина".

Умение правильно расставить кадры в условиях расширения объема людей "свежего типа" приобретает особо важное значение. Нужно правильно использовать способности и знания человека, правильно организовать подготовку и обучение кадров; не лишь только развивать индивидуальную технику и обучать специальности, хотя и прививать навыки управления качеством в любом звене производства и сбыта. Для того с тем чтобы все персонал, распределенные по организационным ячейкам, согласованно и эффективно обеспечивали качество окончательного продукта, нужно рациональное осмысление проблемы и способность выполнить требуемую вакантную должность, что и обязано составлять основу обучения в кружках качества.

Принято считать, что личность есть в отношении поздний продукт в общественно-историческом процессе. Одна из первых гипотез об историческом филогенезе личности принадлежит Э.Дюркгейму. Он полагал, что, "чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами. Уже Гиппократ сказал, что скифы заключают этнический тип и вовсе не содержат личных. Гумбольдт замечает, что у варварских народов возможно вернее найти черты, свойственные орде, чем индивидуальной физиономии". В соответствии Дюркгейму, общество с неразвитым классификацией труда может быть солидарным главным образом на основе сходства людей и мощного унифицирующего давления общности на индивида. При данном люди выступают все еще не как отдельные личности, они слиты с общностью. Он предполагал в прошлом такое общество, "где существует лишь только коллективная личность".



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: